Школа рекламиста

Психологический словарь скептика

Когда формируется (или приживается) какая-то традиция, возникает несколько интересных языковых феноменов. Вновь образовавшемуся "цеху" приходится объясняться и с внешним миром, и с неофитами, и с другими аналогичными объединениями профессионалов. Мы старались отразить в данной публикации эту языковую ситуацию, поскольку она, как ничто другое, может служить зеркалом социально-психологических процессов в сообществе и на его границах. Одним из интересных феноменов, составляющих эту сложную мозаику, является цеховой фольклор: спонтанные, порой наивные, а порой удивительно тонкие шутки, истории, каламбуры участников психологических программ.
Это - юмор и словесное творчество "для своих", и оно настолько тесно связано с контекстом, что не предполагает цитирования. Тем не менее, не будь этих шуток и комментариев, не было бы и "Психологического словаря скептика", где сконцентрирована самоирония разных методов психотерапии, "подслушанная" в тренинговых группах, кулуарах школ и конференций.

Психологический словарь скептика

Предназначен для доверчивых клиентов, еще не вполне понявших, во что вляпались. По очевидным причинам не закончен.

Альянс, терапевтический - извращенные отношения сотрудничества между двумя людьми, которые систематически друг друга мучают, озадачивают, дурачат и выводят на чистую воду. Не похож ни на какие другие отношения, - во всяком случае, ваш психотерапевт будет на этом настаивать. Наличие этой странной связи позволяет как-то пережить все описанное ниже.

Гипноз, классический - это когда кто-то мягко и вкрадчиво или, наоборот, громко и резко сообщает вам, что с вами сейчас должно происходить: "Ваши веки тяжелеют..." Если вы достаточно устали и не имеете особенных причин возражать, можно и заснуть. Вам все равно, а человеку приятно.

Гипноз, недирективный ("мягкий", эриксоновский) - это когда вам очень ненавязчиво, как бы между прочим сообщают, что, может быть... когда вы достаточно устали... и ваши руки спокойно лежат на коленях... никто не знает, есть ли у вас желание заснуть... но если есть, это может произойти... Может. Проверено. С представителями недирективного гипноза - в отличие от их "классических" сородичей - возможно почти человеческое общение, лишь иногда переходящее в легкий транс. Как правило, они в среднем моложе и не столь преисполнены убийственной серьезности по отношению к тому, что делают. Если преисполнены, - это классические гипнотерапевты, прошедшие курсы повышения квалификации.

Голотропное дыхание, а также так называемый ребефинг - это когда вы особенным образом дышите, отчего вам сначала очень плохо, а потом может быть уже и хорошо. Дыхательные методики получения необычных переживаний известны с древности и применяются по сей день - например, подростками в интернатах, где практикуется легкое придушивание казенным полотенцем с последующим фейерверком ощущений (так называемый "кайфец"). Как и в случае с дыхательными психотерапевтическими техниками, важна квалификация того, в чьих руках полотенце

Групповая психотерапия - это когда Вы и еще 10-11 с виду вполне приличных людей садятся в кружок и ждут, что ведущий группы будет что-то делать. Чего - ха-ха! - в большинстве подходов группа так и не дождется и начнет бултыхаться сама, обычно в форме безобразных склок (см. Истинные чувства). Обалдев от полной абсурдности ситуации, люди начинают со страшной силой "осознавать" и "личностно расти". Если при этом ведущий группы просто молчит, - считайте, еще повезло.

Гуманистическая психотерапия - способ дать вам понять, что вы не принимаете на себя ответственности (столько, сколько хотелось бы психотерапевту), не находитесь в контакте со своими истинными чувствами (см.) и что головные боли не пройдут до тех пор, пока вы не начнете "работать с проблемой", причем "здесь и теперь". Вы, понятное дело, отбиваетесь руками и ногами, но поздно. Если жизнь свела вас с "гуманистом", то присловье "драть тебя некому" к вам уже неприменимо. Здесь и теперь, во всяком случае.

Защита, психологическая - естественная человеческая склонность искренне считать тот самый виноград зеленым, забывать неприятное, перекладывать вину на других и менять тему разговора, когда он становится тягостным. Когда вас будут пытаться всего этого лишить, вы, конечно, будете сопротивляться. В зависимости от вашей изобретательности и упрямства можете удостоиться звания Трудного Клиента Года или выторговать незначительные поблажки, что приятнее. В процессе работы с защитой и сопротивлением и терапевт, и клиент значительно повышают свою квалификацию.

Истинные чувства - то, что не принято проявлять в приличном обществе. Если хотите порадовать своего терапевта, то вместо конфет и цветочков под праздник шмыгните носом, плюньте на пол и скажите ему (ей) все, что ваша мама запрещала произносить вслух.

Клиент (в психотерапии, консультировании) - это вы. В отличие от пациента, который должен только вынести все муки лечения, К. обычно принимает в процессе живейшее участие (так называемый принцип партнерства, см. также Альянс терапевтический). Если вас смущает этот термин, напоминая о парикмахерской, бане, борделе и т.д., лучше всего использовать свои самые непотребные ассоциации, обратив их себе во благо. (Психотерапевты сплошь этим занимаются, иначе просто не смогли бы работать.) Например, смешными и неприличными картинками, приходящими в голову при слове "клиент", вы можете слегка отвлечься и не скрипеть зубами, когда психотерапевт входит в раж, работая с вашим сопротивлением.

Контракт, терапевтический - своего рода протокол о совместных намерениях, обычно устный. Надо же хоть как-то договориться о том, чем, зачем (а также сколько и за сколько) вы собираетесь заниматься. С фразой: "И каков же будет наш терапевтический контракт?" - при первом знакомстве лучше не вылезать: психотерапевта, который знает, что это такое, вы своей просвещенностью сильно напряжете, а того, который не знает, - поставите в неловкое положение. В обоих случаях вам же хуже будет.

Личностный рост - дорогостоящая иллюзия необходимости все время меняться, "искать себя", опять же - "осознавать". Люди, предающиеся этому пороку всерьез, обычно невыносимы. Одно хорошо - они проводят столько времени в "группах личностного роста", а также медитируя и "осознавая", что их почти никто не видит.

Недирективность - это когда вас слушают, сочувственно кивая и проникновенно глядя в глаза, а на финальный вопрос: "Что же мне теперь делать?" - душевно так отвечают: "А как вы сами думаете?" Тут можно проявить истинные чувства (см.).

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - говорить надо "эн-эл-пи" - это когда все, что Вы думаете-делаете-видите-слышите-ощущаете, развинчивается на маленькие-маленькие детальки. Предполагается, что собрать можно по-новому и, разумеется, лучше. В процессе сборки-разборки часто едет крыша, зато потом - как новенький. Оставшиеся детали лучше завернуть в тряпочку и положить в карман - на случай, если захочется вернуться к исходной несовершенной модели. "Эн-эл-писты" (они же "эн-эл-перы") часто не имеют ни медицинского, ни психологического базового образования, они выше этого. Энергичны, оптимистичны. От других пород психотерапевтов отличаются крайней уверенностью в себе и тем, что обещают всем, всё и сразу. Существуют "народные" версии подхода, осуществляемые в массовых масштабах: импортный римейк бессмертного "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."

Осознавание - склонность обращать внимание на то, на что его большинству людей обращать незачем. Например, на то, что вдруг, ни с того, ни с сего, подумалось, помстилось, припомнилось, приснилось или приспичило. Так, когда вы еще были приличной женщиной (например) и мысленно, без всякого там осознавания, раздевали красивого парнишку в автобусе, вы могли на секунду покраснеть и забыть этот тривиальный эпизод навсегда. Не то теперь: вы проходите психотерапию и обречены осознавать - а вот в каком порядке снимаются вещички? Похож ли очаровашка на соседа или, на радость вашему психотерапевту, на племянника? А что это вы глубоко вздохнули и несколько опечалились? И так далее, пока не проедете свою остановку.

Перенос - это когда вы, с точки зрения своего психотерапевта, пытаетесь излить на него (нее) чувства, адресованные какой-нибудь там троюродной бабушке, а то и маме (папе). Если бабушка была душка и чувства тому соответствуют, ваш П. будет назван "позитивным". Негативный П. вам припишут в том случае, если бабушка была редкостной сукой, а вы по малолетству ей не все сказали и вымещаете зло на психотерапевте. Таким затейливым способом многие психотерапевты как бы снимают для себя проблему клиентской любви и нелюбви. До известной степени вам так даже лучше: чего только на этот самый П. не спишешь! Чтоб было еще интереснее, придуман также контрперенос - что, собственно, мешает вам напоминать бабушку своего психотерапевта? Если хотите поставить на место зарвавшегося "людоведа и душелюба", твердо посмотрите в глаза (на психоаналитической кушетке не получится, что следует учесть) и мягко спросите: "Вы уверены, что полностью осознаете свой контрперенос?"

Проблема - то, что вы таковой не считаете, а вас собираются заставить ее решать.

Психоанализ - это когда вы говорите все, что приходит в голову, а вас слушают с непроницаемым видом ровно 50 минут. Дорого. Затягивает, хотя тому, кто этого не испытал, довольно трудно объяснить - чем. Если существо с нежным румянцем, на вид лет двадцати, именует себя психоаналитиком, - не верьте. Скорее всего, имеет в виду что-то другое. Но если то же самое говорит шестидесятилетний профессор, автор монографии по психиатрии или, допустим, философии, - тем более не верьте. Соответствующей подготовки ни юное создание, ни ученый муж явно не получали, хотя и по разным причинам. Спросите очень нейтральным тоном: "А у кого Вы, профессор (молодой человек, барышня и т.д.), проходили анализ?" - и ожидайте ответа с видом полнейшей невинности. Что это будет за ответ, неважно, - вы же не сядете в кресло к стоматологу, который себя так назвал без достаточных на то оснований? Ваш вопрос задан, скорее, из воспитательных соображений - может статься, отучите профессора (молодого человека, барышню, доктора и т.д.) считать окружающих уж совсем дремучими идиотами. Как хорошо известно из фильмов, "ихние" психоаналитики обычно вывешивают свои дипломы на стеночку. Теперь вы знаете, зачем.

Психодрама - это когда вам предлагают проиграть то, что и рассказать-то язык не повернется. У психодраматистов вообще не больно поговоришь: "И тут он меня послал на..." - "Покажи, как ты туда пошел. Кто в группе мог бы сыграть...?" Отправляясь на психодраматическую сессию, следует рассовать по карманам как можно больше носовых платков. Зачем - потом узнаете, тогда же и оцените совет.

Психотерапевт - тот (та), кто в течение каждой сессии старается думать не только о себе, но и о вас - в отличие от всех, кто вам встречался до сих пор: они даже и не старались. Думая, по мере сил, о ваших делах, психотерапевт делает все возможное для того, чтобы вам это когда-нибудь стало ненужно.

Симптом - как раз то, что считаете проблемой вы: плохое настроение, головная боль, трудный ребенок. Не надейтесь убедить своего психотерапевта, что дело действительно в этом. Даже когда поможет, поверить все равно не поверит и будет считать, что работал все-таки с тем, в чем был убежден.

Супервизор - наставник вашего психотерапевта, его неумолимая "профессиональная совесть", регулярно напоминающая о себе подобно тени отца Гамлета. Наличие С. не означает, что психотерапевт зелен и неопытен: хорошим тоном у них считается "получать супервизию" до седых волос и вставных зубов. Если вам удастся создать своему психотерапевту достаточно проблем, ваш "случай" может стать предметом супервизорского разбора. О том, что кое-кто побывал у своего С., вы догадаетесь по некоторым "изменениям курса" и слегка прибитому виду кое-кого.

Телесно-ориентированная психотерапия - это когда с вами мало разговаривают, зато заставляют двигаться и прислушиваться к своим ощущениям, которые, по идее, все сделают и расскажут лучше, чем грешный и лукавый язык. Психотерапевты-"телесники" смотрят на тело многозначительно и важно: гадают по нему, как по "Книге Перемен", придают высокий смысл каждому чиху и единодушны во мнении, что тело следует любить. Что привело их к этой идее, неясно. Склонны работать с немыслимыми позами, странными ощущениями и озадачивающими прикосновениями. (То, о чем вы сейчас подумали, - неверно. Идя работать, телесный психотерапевт кладет свою сексуальность в ботинок, как ключ, - чтобы не потерять.) Научили худому психотерапевтов других ориентаций - раньше те все больше разговаривали, теперь же каждому невтерпеж поднять Вас со стула и начать мудрить. В остальном телесные психотерапевты люди вполне милые и безвредные, обычно среднего роста и без примет.

Леонид Маркович Кроль
Элитариум - Центр дистанционного образования

30.03.2006

на печать


Комментарии

ГРУСТНАЯ
30.03.2006 13:13 | сообщение #1
 

Да у вас, господин Кроль, НАБОЛЕЛО! Ставлю ЗАЧОТ! Оч-чень многие ощущения совпадают... Нашло отклик.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 14:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация