Школа рекламиста

Товарный знак - что это такое и зачем он нужен...

Товарный знак, возможно, берет свое начало от клейма, которым скотовод когда-то метил своих коров. В современном мире формы существования этих обозначений принадлежности значительно расширились. Например, радиостанция может иметь звуковой знак, а знаком винодельческой фирмы может быть форма бутылки. Особенно интригует возможность зарегистрировать в качестве знака "другие обозначения". Для изобретательного коммерсанта эта возможность - просто золотое дно, если, конечно, его не пугает возможный консерватизм государственного регистрирующего органа…

Что такое товарный знак?

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. В качестве товарных знаков и знаков обслуживания могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации.

Обязательно ли иметь свой товарный знак?

При регистрации коммерческих предприятий в качестве юридических лиц, согласно Гражданскому Кодексу РФ, обязательно наличие фирменного наименования. Согласно ГК РФ фирменное наименование относится к средствам индивидуализации юридического лица, средством индивидуализации продукции является товарный знак, средством индивидуализации выполняемых работ или услуг - знак обслуживания.

Обратите внимание, что юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование (которое тоже регистрируется, но иначе), но товары или услуги, производимые этим юридическим лицом, в общем случае маркируются знаком, не имеющим ничего общего с фирменным наименованием. Поэтому, если здравый смысл подсказывает Вам, что в Вашем конкретном случае было бы неплохо сделать название фирмы одновременно и товарным знаком и/или знаком обслуживания, то Вам уже на стадии регистрации предприятия необходимо позаботиться об охраноспособности фирменного наименования в качестве логотипа.

В другом случае, если предприятие многопрофильно, может оказаться целесообразным, маркировать каждую группу товаров или услуг отдельным, зарегистрированным для этой группы, знаком. В частном случае среди них может быть и "чужой" знак, "раскрученный" до "бренда", который вы приобрели по лицензионному договору у фирмы-владельца.

Нужна ли регистрация?

Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" или в силу международных договоров РФ.

Только зарегистрированное в качестве товарного знака или знака обслуживания обозначение может выполнять свою главную функцию - отличительную и, что особенно важно - под охраной государства. Поэтому для крупного бизнеса и при импортно-экспортном характере деятельности дилемма не возникает. Незарегистрированное обозначение товарным знаком не является, но, казалось бы, может быть использовано в рекламе и фирменной символике на страх и риск владельца. Однако, поскольку сама принадлежность кому-то в этом случае нигде не зарегистрирована и никем не охраняется, то вероятность возникновения коллизий на этой почве весьма велика.

Как узнать в обозначении товарный знак?

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ.

Чтобы отличать товарные знаки от незарегистрированных обозначений и таким образом избежать возможных покушений на охраняемое государством исключительное право владельца распоряжаться товарным знаком, рядом с последним может проставляться маркировка R или T. Строго говоря, государство предоставляет правовую охрану уже заявленному на регистрацию обозначению, правда, эта охрана - временная и она может утратить силу в случае отказа в регистрации.

Что можно делать с товарным знаком?

ГК РФ приравнивает средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг к результатам интеллектуальной деятельности на которые распространяется исключительное право юридического лица и которые являются объектами интеллектуальной собственности.

Другими словами: зарегистрированный знак - интеллектуальная собственность, имеющая конкретного владельца, который обладает исключительным правом распоряжаться ей по своему усмотрению. Эта собственность нематериальна, но, тем не менее, она может быть оценена, продана, уступлена, заложена, безвозмездно передана, внесена в качестве паевого взноса и т.д. Об этом не стоит забывать при реорганизациях и ликвидации предприятий.

Сколько стоит товарный знак?

Товарный знак /знак обслуживания/ может быть уступлен его владельцем по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Кроме того, право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.

Товарный знак имеет стоимость. Если это известная товарная марка - так называемый "бренд", то стоимость его может быть очень высока. На бренды есть спрос и они действительно продаются как таковые, либо продается только право их использовать. Значение брендов столь велико, что западные специалисты утверждают: в современном мире больше нет конкуренции товаров, конкурируют - бренды. Можно так же сказать: бренд сам превратился в товар. А почему бы в таком случае не заняться их производством? Попробуйте, уверен - дело более чем выгодное!

Знак или логотип?

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации.

Логотипом принято называть словесный товарный знак. В этом случае, знаком является слово и при регистрации критерии охраноспособности применяются к слову, а не к его изображению. Графическое начертание слова при этом значения не имеет и в заявке на регистрацию в графе "Заявляемое обозначение" логотип можно просто впечатать на пишущей машинке. Если Вы заплатили художнику, чтобы он до неузнаваемости стилизовал Ваше фирменное наименование, а затем подали его на регистрацию в качестве логотипа - Вы выбросили деньги на ветер.

Как же быть, если фирменное наименование не обладает критериями охраноспособности? Учитывая, что у государственных экспертов свои критерии оценки критериев охраноспособности, спорить с ними не стоит. Лучше обойти преграду, включив фирменное наименование в качестве неохраняемого элемента наряду с доминирующим оригинальным изображением в состав комбинированного знака. В этом случае Ваше фирменное наименование не будет иметь самостоятельной правовой охраны (т.е. не будет логотипом), но будет вполне легально существовать в составе зарегистрированного знака. Это неплохой компромисс, учитывая, что фирменные наименования как таковые в обязательном порядке регистрируются в "Едином государственном реестре юридических лиц" и в силу этого уже получают охрану.

Как обзавестись товарным знаком?

Создание товарного знака - творческий процесс. У вас есть два пути: попытаться создать свой знак самостоятельно или заказать его профессионалу. От первого я хотел бы Вас предостеречь. Подход к товарному знаку должен быть весьма серьезен. Знак становится лицом Вашего бизнеса надолго и неудачные решения впоследствии обходятся дорого. Кроме того, дизайн знаков - сфера весьма специфическая. Мне известны прекрасные художники и дизайнеры, так и не сумевшие, при всем желании, добиться успеха в этой области

Кому доверить разработку товарного знака?

Если Вы приняли решение воспользоваться услугами профессионала, советую начать с конкурса. Не ограничивайтесь рассмотрением кандидатуры знакомого, а тем более - первого попавшегося исполнителя. Помните, что художник, удачно нарисовавший Вам рекламный щит, может не справиться с разработкой товарного знака. Чтобы не ошибиться в выборе, попросите претендентов показать разработанные ранее товарные знаки, и обязательно поинтересуйтесь, прошли ли эти знаки государственную регистрацию. Среди тех, у кого за плечами солидный практический опыт, выберите дизайнера, стиль которого вам наиболее симпатичен и заключайте с ним договор на разработку Вашего товарного знака.

Нужен ли договор?

Стремление уйти от уплаты налогов нередко толкает договаривающиеся стороны избегать лишней бумажной волокиты. Не советую Вам так рисковать. Есть нечто не менее важное, чем стоимость и сроки разработки. После того, как Вы утвердите понравившийся Вам дизайн знака и выпишите чек на солидную сумму, Вам предстоит процесс государственной регистрации, который может закончиться уведомлением из Федерального Института Промышленной Собственности об обоснованном отказе в регистрации заявленного изображения. Такой исход вероятен, профессионалы это знают и никогда не станут возражать предусмотреть эту коллизию в договоре.

Как вести себя с разработчиком товарного знака?

У каждого специалиста свой стиль работы над товарным знаком. Творческие люди вообще отличаются большим количеством странностей в привычках и поведении. Иногда, в силу этого с ними трудно находить общий язык. Но в данном случае рекомендую набраться терпения и приготовиться к налаживанию диалога.

Среди исполнителей встречаются такие, которые, получив от Вас задание и аванс, через некоторое время приносят несколько листов с рисунками, из которых Вы должны выбрать один и подписать чек. Если Вам не нравится ни одно из предложений - Вы оскорбили гениального творца, который гордо хлопает дверью, навсегда унося свои листы и выплаченный Вами аванс. Чтобы избежать патовой ситуации, было бы неплохо заранее обговорить в договоре процедуру согласования дизайн-предложений.

Поскольку хороший товарный знак должен служить средством идентификации, т.е. отражать специфику именно Вашего бизнеса, человеку со стороны, каким является нанятый Вами дизайнер, нужно некоторое время, чтобы постичь и адекватно интерпретировать в графике эту специфику. Как быстро это получится - зависит от опыта дизайнера, специфичности Вашего бизнеса, Ваших личных эстетических критериев и многих других факторов.

В идеальном случае дизайнер должен разрабатывать и приносить Вам новые и новые предложения, до тех пор, пока вы не увидите среди них то, которого ждали. Для верности попросите дизайнера оставить рисунок (возможность знакомить с поисковыми вариантами третьих лиц и свои обязательства по этому поводу лучше так же предусмотреть в договоре) и проверьте свое первое впечатление, обсудив его с сотрудниками и с теми, чье мнение Вы цените. Если Ваше мнение подтвердится, смело утверждайте вариант и выписывайте чек.

Как узнать хороший товарный знак?

Качествоi, как известно, возникает из количества. Чем больше дизайн-предложений по знаку Вам удастся рассмотреть, тем больше вероятность, что выбранный вариант - лучший (я надеюсь, Вы нашли взаимопонимание с творцом по поводу того, что разработка большого количества вариантов стоит дороже).

Из всех проблем, с которыми Вы сталкиваетесь, обзаводясь товарным знаком, наибольшая - проблема выбора. Важно, чтобы знак, нарисованный дизайнером нравился Вам, а в идеале - всем сотрудникам фирмы, так как в конечном счете он станет лицом Вашего бизнеса и лучше, ели Вы будете искренне гордиться им. Доверяйтесь своему первому впечатлению: во всех нас с рождения заложено чувство гармонии.

Виктор Смирнов

27.03.2006

на печать


Комментарии

Robin
22.06.2016 14:03 | сообщение #1
 

Сейчас даже цвет, я слышала, можно зарегистрировать как товарный знак. Мы, правда, особо не выдумывали, разработали графический товарный знак, нам даже юристы в этом помогали, плюс также они помогали с регистрацией, там довольно много нюансов. Обращались мы в Кривцов и парnнеры, о них очень хорошие отзывы.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.11.2024 - 08:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация