Статьи

Война миров. Заказчик и рекламное агентство - кто победит?

6 лет я работала директором брэнд-агентства, после чего заняла пост директора по маркетингу крупной дистрибьюторской фирмы. Став заказчиком, я быстро поняла, почему эти два лагеря постоянно воюют. В лучшем случае взаимоотношения "заказчик - агентство" напоминают вооружённое перемирие. Вроде и агентства могут, и заказчики хотят, а результата или нет, или, как минимум, одна из сторон им крайне не довольна. Причина - в полном отсутствии менеджмента в агентствах. То есть, процессом создания рекламы никто не управляет.
И если заказчик хочет получить нужный ему результат, он должен принять этот факт и взять управление в свои руки. Знаю, что эта мысль вызовет раздражение и у агентств (да кто она такая?!), и у заказчиков (вот не было печали…). Знаю, но, похоронив эту мысль, можно похоронить и надежду на эффективную и бесконфликтную работу с рекламными агентствами.

Как работает рекламное агентство с заказчиком? Подписывает договор, изготавливает варианты продукции и согласовывает их "до победы". В принципе - верно, подвох - в деталях. Я бы даже сказала, не подвох, а мина замедленного действия.

Мина первая: Договор дороже денег

Как правило, "классический" договор рекламного агентства с заказчиком - лишь основание для проводки денег. Он содержит только общие положения и не регулирует ни выполнение работ, ни разрешение конфликтов. Каким же должен быть "правильный" договор?

Предмет договора. Исполнитель (рекламное агентство) обязуется предоставить Заказчику: НЕ рекламный блок, а CD-ДИСК (2 копии) с файлами (3 шт.: jpg, ai, eps) дизайн-макета рекламного блока (1 шт., 260х133 мм, горизонтальный, цветной, разрешение 300 dpi); НЕ маркетинговые исследования, а 2 ОПРОСА (Приложение №1. Техническое задание на проведение опросов), 1000 АНКЕТ (Приложение №2. Содержание анкеты) и 1 ОТЧЁТ с обработанными анкетными данными (Приложение №3. Содержание отчёта) в виде 1 ПАПКИ с принтерными распечатками (формат А4, цветные, бумага матовая 100г/м2) и 1 CD-ДИСКА с файлами (doc). Чувствуете разницу? Кстати, налоговая её то же чувствует, поэтому требует, что бы в "рекламных" договорах упоминались материальные, а не "виртуальные" результаты работ.

Сроки договора и Даты выплат. Эти даты берутся "не с потолка" (думаем, что за две недели успеем…), а из приложения к договору - "ГРАФИКА РАБОТ И ВЫПЛАТ". Например, в графике размещения рекламных щитов должны быть указаны сроки выполнения следующих работ: выплаты; передача банеров Заказчиком Исполнителю; монтаж и демонтаж банеров; размещение банеров; предоставление фото-отчётов; подписание Актов приёмки-передачи: 1) самих банеров, 2) выполненных услуг. В случае ИЗГОТОВЛЕНИЯ рекламной продукции в график работ обязательно вносятся РАБОТЫ ПО СОГЛАСОВАНИЮ! Если график составлен тщательно, то и сроки договора менять не придётся. А сам график должен висеть над рабочим столом и у Заказчика, и у Исполнителя.

Гарантии. В договоре должны быть детально прописаны не только права и обязанности сторон, но и ВСЕ ВЕРОЯТНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ, СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ и ОТВЕСТВЕННОСТЬ каждой из сторон. Обычно над этими пунктами долго не думают, а зря - это ваши гарантии на случай конфликта.

Авторские и имущественные права. Не забывайте про этот пункт! Исключительные имущественные права на использование готовой продукции принадлежат Заказчику, что должно быть отражено в Акте приёма-передачи. Но Заказчик может разрешить Исполнителю поместить продукцию, например, на сайт агентства. Любое другое использование продукции, полностью или частично, Исполнителем или другими лицами, без согласия Заказчика недопустимо. Санкции оговариваются. А вот авторские права на готовую продукцию, как правило, принадлежат Исполнителю, точнее, тем людям, которые эту продукцию создавали. Никто не может запретить им, называться авторами. Кстати, у агентств, в свою очередь, должны быть на этот счёт подписаны договора с работниками.   

Конфиденциальность. В договоре обязательно должны быть прописаны обязательства, меры, сроки и санкции, касающиеся неразглашения любой информации, связанной с деятельностью сторон по настоящему договору.

Пока договора рекламных агентств приходится кардинально переделывать. Моя задача - помочь Заказчику в этом нелёгком деле - дать несколько критериев оценки "работоспособности" договора. На всякий случай, даю рейтинг "аргументов" от менеджеров рекламных агентств, объясняющих, почему их договор не надо переделывать, а надо подписать такой, какой есть:

1. У нас все клиенты такой договор подписывают. (Местный бестселлер!)

2. Вы нам не доверяете?!

3. Откуда мы знаем, сколько времени потребуется на разработку креатива (дизайн-макета)?!

4. Составить такой договор, как вы требуете, очень сложно (очень долго).

Без комментариев. Жаль, что директора агентств пока не понимают, что их основным продуктом является не видеоролик, а договор на изготовление видеоролика.

Мина вторая: Кадры решают всё

Договор подписан, работа началась. Клиент-менеджер агентства приносит варианты продукции Заказчику на согласование. Заказчик первый или второй раз в жизни оценивает качество рекламы. Естественно, что никаких критериев кроме "нравится - не нравится" у него нет. В своём деле он "дока", он знает "как должно быть", а в рекламе, простите, дилетант. Поэтому можно понять, что он путается в терминах, не знает, чего хочет, и затягивает согласования. Просто у него нет оснований для принятия решения. Нельзя понять другое, почему клиент-менеджер, профессиональный рекламист, не помогает ему в этом. Ведь сначала надо объяснить Заказчику, что и как будем делать, дать критерии оценки продукции, привести примеры... Сегодня клиент-менеджеры работают скорее как курьеры: отнёс Заказчику макеты, выслушал замечания, пересказал их дизайнеру, забрал исправленное, снова отнёс Заказчику… Так и бегает пока или клиент не устанет и не сдастся, или дизайнер не угадает с макетом (повезло!). Вот и вся работа. Что же делать Заказчику? Если клиент-менеджер действительно обладает нужными знаниями - преодолевая сопротивление, "вытаскивать" их из него. Если не обладает - читать книжки или нанимать эксперта. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!

Худой мир лучше хорошей ссоры

Победителя в этой войне не будет. Проиграют все. То есть, не заработают. Заказчик на рекламе, агентство на Заказчике. Кому хуже? Конечно, Заказчику. Именно поэтому я предлагаю Заказчику взять управление изготовлением и размещением рекламы "в свои руки". Воспринимайте агентства только как исполнителей, не надейтесь на их менеджмент! Не требуйте от них невозможного, "рулите" сами!

Оксана Цуприк
E-xecutive

22.03.2006

на печать


Комментарии

Оксана (тезка)
22.03.2006 9:50 | сообщение #1
 

Оксана, согласна с Вашей статьей на 300 %!
Кстати, тут ваша коллега на advertology вчера статью про "ДУРУ" написала о том же самом. Агентство создало яркий креатив, а через год Заказчик вдруг решил сообщить, что этот креатив создавали совсем другие люди. И это агентство совершенно ничего не сможет сделать, ведь разглашать договора запрещено!
И вообше наш рекламные рынок пока что целтиком зависит от заказчика. Платишь деньги - значит диктуешь агентству любые условия!

Вячеслав
22.03.2006 11:10 | сообщение #2
 

вот так и развивается миф об отсутсвии пятого пи в маркетинге )) как же как же ))) пятое пи (peoples) самое важное )) люди они могут как создать так и сломать все на свете )) так что подписывая договор или оказывая услуги все таки надо думать о людях и о их реакцииотношении - иначе самое выдающееся достижение может быть превращено в ничто )) а за ничто соответственно ничего и не получишь )))

Лариса Николаева
22.03.2006 13:32 | сообщение #3
 

Оксана (которая "тезка")! Если не ошибаюсь, вы пишите о конфликте, который возник в связи с кражей идей у R&I GROUP. Я считаю, что это не юридическая, а этическая проблема. И она не только на "нашем" рекламном рынке существует, она глобальная. Всегда есть конфликт интересов - любое Агентство заинтересовано получить заказчика и потому любой Заказчик всегда диктует свои условия.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.11.2024 - 05:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация