Статьи

Рекламные крошки

Дочке моей соседки Ульяне скоро будет пять. Она еще не уме-ет читать, но уже в курсе, что "чистота - чисто "Тайд", а "Силит" - все осилит". И как-то вечером мы с ней внимательно просмотрели несколько блоков рекламы.Как по заказу, первый же ролик - "Моя семья".
- Это сок, - радостно кивнула мне Ульяна. - Видишь девочку?

Доподлинно уже не узнать, кому первому пришла в голову мысль поместить на рекламное объявление симпатичную детскую мордашку. В Америке еще в конце девятнадцатого века хозяин небольшой кондитерской лавки развесил по стенам фотографии своей маленькой дочки, поедающей конфеты. И продажи этих конфет возросли в несколько раз. Американский товарищ явно неплохо разбирался в психологии. Дети и животные по сей день - самый простой и эффективный способ привлечь внимание и вызвать положительные эмоции. А позитив - это уже половина успеха в деле продвижения товара. Даже немного больше.

Смотрим с Улей дальше. Следующий ролик - автострахование "РОСНО" - имел куда меньший успех.
- Ой, я не знаю. Тетя и дядя. О чем-то говолят. Лугаются, навелно. Не надо лугаться.

Причина бизнес-успеха легкообъяснима - дети ассоциируются с чем-то хорошим, приятным, беззлобным и уж точно не обманывающим. Усвоив это простое правило, доморощенные психологи от рекламы стали использовать детские образы везде - от ипотечного строительства и биржевых акций до чистящих средств и продуктов питания. О том, вредно это или полезно, никто не задумывался.

Впрочем, музыка играла недолго - лет сто. И в конце восьмидесятых годов прошлого века западные законодатели решили ограничить использование детских образов в рекламе товаров, детям не предназначенных. Причин для этого было несколько. Во-первых, детей используют в рекламе не всегда качественных товаров. Тем самым у ребенка формируются нездоровые потребительские предпочтения. Да и вообще, какие дети во взрослой рекламе - так может дойти до сигарет и алкоголя. А это уже вопрос здоровья нации.

Во-вторых, дети не способны критически воспринимать рекламу, считая ее информацией, а использование этой психологической особенности развития человека - нарушение прав ребенка.И хотя психологи до сих пор не нашли прямой связи между рекламой и потребительскими предпочтениями детей, законодатели все равно решили принять меры.

Следующая реклама - "чудо-творожок".
- Это кололь! А это клубничка! - объясняет мне Ульяна. - Вот сейчас будет облачко, а потом тволожок. Это тволожок.
- А ты пробовала?
- Не, такой не плобовала. Длугой плобовала.
- А хочешь?
- Нет.

Законодатели старались не зря: например, в США ограничивающий закон о рекламе давно в действии. Чуть позже - в середине девяностых - похожие правила были приняты и в Европе. Правда, не везде и по-разному. Скажем, в Швеции запрещена любая реклама с участием детей до 12 лет. А в Британии, наоборот, вся разрешена. Ограничения существуют во Франции, Германии, Испании, Италии и в некоторых других европейских странах.

Что касается России, то впервые поправки, касающиеся детей, были внесены в действующий закон о рекламе и вступили в силу в январе 2002 года. Впрочем, здесь, как и всегда, нет четких описаний того, что предназначено детям, а что нет. Поэтому рекламщики действуют на свой страх и риск и на усмотрение Федеральной антимонопольной службы. И получается, что сметана, которую ест девочка в ролике, предназначена для детей, а витамины для всей семьи - нет.

Казалось бы, не проще ли вовсе запретить рекламу с участием детей? Оказывается, не проще. Ведь в бурно развивающемся потребительском обществе дети становятся едва ли не главными фигурантами. Именно им предстоит делать самостоятельный выбор уже через несколько лет. Поэтому рекламщики бьются за то, чтобы воздействовать на ребенка, а родители и законодатели - чтобы это воздействие минимизировать. Традиционно детскими продуктами считаются памперсы, сладости, напитки и чипсы. Тут ни у какого ФАСа претензий нет. Зато они есть у родителей, а зачастую и у самих детей.

- "Силит", - со знанием дела говорит Ульяна. - Он все-все чистит.
И заканчивает вместе с телевизором: "Силит" - любую глязь осилит".

Как и большинство детей 4-6 лет, Ульяна интересуется рекламой. По данным специалистов, к ней лояльно относятся 70 процентов дошкольников. Ничего странного в этом нет - их привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы хорошо запоминаются. По мнению психологов, это предсказуемая контролируемая действительность - как программа "Спокойной ночи, малыши!", где по первым звукам ясно, что будет дальше. Дети получают удовольствие от того, что их прогноз сбывается.
     
Начинается реклама конфет "Скитлс".
- Он падает! Ему же больно! - волнуется Ульяна за героя ролика, который падает с радуги. Никаких ассоциаций с конфетами у нее нет.

Как и большинство ее сверстников, Ульяна не всегда понимает, что именно рекламируется. Поэтому дошкольники часто дают моральную оценку происходящему на экране. Психологи объясняют это тем, что наши дети с детства усваивают моральные нормы. И такая реакция - не результат влияния рекламы, а следствие воспитания. Следовательно, вопреки расхожему мнению, нет прямой связи между рекламой и тем, что малыши обязательно будут требовать купить рекламируемый продукт (на что рассчитывают компании, рекламирующие товары для детей).
      
Мы тем временем смотрим рекламный ролик "Тойота" с танцующими под дождем автомобилями:
- …Машины какие-то ездят… Как-то стланно ездят… Навелное, это не очень холошие машины.
      
Дети, к сожалению, смотрят все подряд. И зачастую "взрослая" реклама оказывается вреднее "детской". Например, в новогодние каникулы появилось большое количество роликов с участием Деда Мороза. А ведь Дед Мороз - абсолютно положительный персонаж в сознании ребенка. И что бы он ни рекламировал - от теплых полов до пива, воспринимается ребенком как что-то хорошее и нужное.
        
Шоколад "Киткат". Девушка выбрасывает с балкона вещи юноши. Он ловит, решает сделать перерыв.
- Нельзя блосать вещи с балкона! - объясняет мне Ульяна. - Это плохо. Плохая леклама.
       
Иная ситуация с подростками, они более интересны компаниям, потому что имеют карманные деньги и желание самоутвердиться. Рекламу, адресованную подросткам, можно узнать по набору сленговых словечек: это круто! это клево! Не тормози - сникерсни! Подростки - более удобная мишень, чем дошкольники: они меньше подвержены влиянию родителей, но больше зависимы от моды.

Претензий к нашему закону о рекламе много и у рекламщиков, и у юристов, и у законодателей. Пока в этом противостоянии победителей нет. А побежденные дети вполне могут быть.
- Вот плистала! - отвечает Ульяна на очередной мой вопрос о рекламе. - Тетя Надя! Ты такая большая и не понимаешь, зачем леклама? Чтобы я чаю попить успела!
       
Мнение экспертов
       
Креативный директор рекламного агентства ПРИОР Ольга ДАНИЛОВА:
- Как мама я согласна, что реклама влияет негативно. Когда моей дочери было четыре года, я заметила у нее склонность к довольно странному занятию: держа в руках два бруска отечественного пластилина грязно-бурого цвета, она с силой сталкивала их и при этом произносила замогильным голосом: "Неподвластно стихиям". Тут я взглянула на экран телевизора, перед которым она сидела, и все поняла… Помните этот ролик про финансовую пирамиду с темными глыбами на мрачном фоне?

Всегда цитирую слова госпожи Беладонны из мультфильма про поросенка Фунтика: "Каждая детская слезинка - это монета. Дети плачут, а родители платят". Из некоторых рекламных сообщений дети способны сделать со своей непогрешимой логикой и здравым смыслом совершенно иные выводы, чем те, что делают заказчики и создатели рекламы.
       
Профессор кафедры возрастной психологии Московского психолого-педагогического института, кандидат психологических наук Наталья АВДЕЕВА:
- Дети сейчас живут в таком мире, в котором не жили их родители. Когда мы были маленькими, никакой рекламы не было. А дети воспринимают это уже как данность. И опасения родителей несколько преувеличены. Мы, взрослые, можем спроецировать свое собственное представление о рекламе на детское видение. Главная проблема не в том, что реклама есть как таковая, а в том, что часто рекламируются некачественные товары. И ложная реклама ставит ребенка в сложную ситуацию выбора. С одной стороны, все, что дают взрослые, хорошо и правильно. С другой стороны - собственный опыт подтверждает, что это не так. Получается рассогласование между тем, что дают, и тем, во что надо верить. И это, конечно, вредно для развития ребенка. Чем рекламировать по правилам газированные, не всегда полезные напитки и чипсы, лучше показывать что-то действительно полезное - соки, фрукты. Реклама для детей должна быть более социально ориентирована. Думая о безопасности детей, стоило бы ввести цензуру. Потому что от этого напрямую зависит здоровье поколений.

Надежда ПРУСЕНКОВА
novayagazeta.ru

10.03.2006

на печать


Комментарии

Башир
11.03.2006 17:20 | сообщение #1
 

Вот еще бы вместо деда мороза, исторических личностей привязывали к рекламе.Может быть хоть так,дети смогут узнать,кто такой Невский.А то у них ассоциирутеся с пивом Нев-кое :)..Это директор Пивзавода? :)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 23:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация