Интервью

"Ритейл в России – это рай" – Питер Дитенбергер

"Ритейл в России – это рай" – Питер ДитенбергерНемецкий концерн Rewe Group в начале года объявил о пересмотре политики своего развития на рынках других стран. Если ранее компания стремилась открывать каждый год по новому рынку, то теперь остановилась на 14 странах, в которых будет проходить дальнейшее развитие. За счет такой концентрации Rewe Group планирует довести внешнеторговый оборот до 40% от общего объема продаж.
Российский рынок попал в число наиболее приоритетных направлений: в текущем году это выльется в частности в усиление развития сети супермаркетов Billa. В ближайшее время Rewe Group выкупит у своего российского партнера – холдинга "Марта" – сеть "Продмак" и несколько магазинов "Гроссмарт", которые станут работать под брендом Billa. Кроме того, в этом году будет объявлено о выводе на российский рынок второго формата – им, скорее всего, станет Selgros Cash & Carry. В целом на 2006 г. концерн запланировал инвестиции в развитие на российском рынке в размере 100 млн долл. О том, как будут потрачены эти деньги, и о международных планах компании корреспонденту RBC daily Сергею Рябову рассказал глава представительства Rewe Group AG Питер Дитенбергер.

– Ожидается, что политика развития Rewe Group на российском рынке в этом году должна стать более агрессивной. Какие мероприятия планируется проводить?

– Россия – единственная страна, где у Rewe Group есть представительство. Российский рынок весьма перспективен, и ему изначально был присвоен международный статус. В этом году в России будет происходить мощное расширение сети Billa, кроме того, у нас есть мысли и по поводу вывода на рынок других форматов. В частности, в этом году должно быть окончательно принято решение о том, какой формат появится в России. Сама группа склоняется к выводу на рынок Selgros Cash & Carry.

– Как будет происходить развитие Billa?

– Развитие любого формата возможно двумя путями – органическим (покупка площадей, строительство, ремонт) и путем покупки уже существующего игрока, что актуально именно для формата супермаркета. Мы собираемся увеличивать количество магазинов Billa обоими путями. Однако принципиальная позиция Rewe Group заключается в том, чтобы осуществлять развитие шаг за шагом. В Москве, например, мы изначально купили 18 магазинов Spar, перестроили их и запустили в работу. Сейчас мы готовы к следующему шагу: в ближайшее время Rewe Group купит у своего российского партнера – холдинга "Марта" – сеть "Продмак" и несколько магазинов "Гроссмарт".

– Сколько магазинов Billa Вы хотите иметь в Москве в этом году?

– Думаю, в этом году мы увеличим сеть до 40-50 магазинов. Плюс сейчас мы запускаем три объекта в Санкт-Петербурге.

– На этот год группа запланировала достаточно большой объем инвестиций в российский рынок – 100 млн долл. На что собираетесь потратить эти средства?

– Деньги пойдут на покупку сети "Продмак", а также отдельно стоящих магазинов, на их ремонт и реконструкцию. На деле сумма не обязательно будет именно 100 млн долл.: она может быть как чуть больше, так и чуть меньше. Однако возможностей для инвестирования на рынке сейчас много, поэтому мы не сомневаемся, что потратим эти деньги. Что касается структуры инвестиций, то часть средств поступит со стороны Rewe Group, часть – со стороны холдинга "Марта". Финансирование происходит строго в соответствии с долями участия в нашем СП с "Мартой".

– Почему проект Billa слабо развивается в регионах? Можно ли ожидать усиления региональной политики, и если да, то когда?

– Мы пока не задумываемся над этим вопросом. В настоящее время "Гроссмарт" и Billa работают примерно в одном формате. На сегодняшний день существует принципиальная договоренность с руководством "Марты" о том, что магазины "Гроссмарт" в перспективе станут работать под брендом Billa. Сейчас мы имеем реальный выход на все магазины "Гроссмарт", но пока не готовы с точки зрения логистики и инфраструктуры идти в регионы. Ведь приобретение магазинов дает возможность осуществлять более скорую экспансию, чем освоение новых объектов. Такие рынки, однако, должны отвечать требованиям современных концепций наших линий дистрибуции. А в будущем наше развитие в регионах имеет большие перспективы.

– В чем была необходимость создавать такую временную дублирующую сеть для Billa?

– В принципе не так сложно купить сразу большой объем магазинов, гораздо сложнее эффективно ими управлять. Вопрос инфраструктуры и торговой системы пока окончательно не решен даже в Москве. В столице у нас пока нет того количества магазинов, при котором мы можем начать учить сотрудников и направлять их в регионы. Поэтому пока мы концентрируем внимание на Москве: в этом году увеличим вдвое количество магазинов Billa, а затем приступим к строительству центрального склада. Когда мы будем выходить в регионы, то не станем переводить сразу все магазины "Гроссмарт" под бренд Billa. Это будет происходить последовательно в каждом регионе, начиная с самого крупного.

– Каким Вам хотелось бы видеть проект Billa в перспективе?

– Мы должны стремиться в любой стране быть в числе трех-пяти ведущих игроков, поэтому естественно, что сейчас Rewe и финансово, и с точки зрения человеческих ресурсов будет делать все, чтобы достичь этой цели.

– Как Вы оцениваете российский розничный рынок?

– Европейская экономика в настоящее время достаточно "грустная" в плане развития. На сегодняшний день для европейцев существуют три перспективных рынка – Индия, Китай и Россия. По менталитету и общеполитическим нормам российский рынок очень близок немцам. Я работаю здесь давно, и отрадно, что многие вопросы решаются не в судах, а по договоренности. Кроме того, растущая стабильность позволяет инвестировать значительные средства. Московский регион в связи с бурным ростом численности населения и его увеличивающейся покупательной способностью имеет весьма хороший потенциал для развития наших супермаркетов.

– Но при этом в стране сохраняются риски?

– Многие риски, по сути, абстрактны. К тому же у нас некоторых из них нет, потому что мы работаем в связке с российским партнером. К примеру, если вы сейчас откроете в Германии супермаркет, риск банкротства будет гораздо выше, чем здесь. Понятно, что стабильность не такая, как нам хочется, но она растет с каждым днем.

– Считаете ли Вы какую-либо сеть достигшей европейского уровня?

– Российские конкуренты очень грамотные – есть компании, которые развиваются не хуже, чем немецкие сети. Единственное различие – опыт. У немецких сетей есть возможность оптимизировать работу компании с показателем 0,1-0,2%. Россияне пока не могут развиваться на таком уровне, однако уже сейчас видно, что сервис и качество растут. Вообще ритейл в России – это рай. Если в Москве уже начинает ощущаться конкуренция, то в регионах пока просто ноль.

– Устраивает ли Rewe Group российский партнер – холдинг "Марта"?

– Именно "Марта" занимается вопросами недвижимости, покупки сетей и подготовки магазинов. Обычно когда Rewe Group готова сделать очередной шаг, наш российский партнер уже подготовил для нас 5-10 новых магазинов.

– То есть "Марта" выполняет всю черновую работу?

– Не совсем. "Марта" – специалист по девелопменту, Rewe Group – по ритейлу. Это два разных блока.

– А почему Rewe Group не желает работать самостоятельно?

– "Марта" прекрасно знает специфику российского рынка. Она сильно нам помогает, поэтому мы испытываем меньшее давление, нежели другие сети. Кроме того, поскольку она является акционером, вполне естественно, что ей интересно покупать объекты на выгодных условиях.

– А как Вы относитесь к сотрудничеству "Марты" с Metro Group в проекте Real?

– Поскольку "Марта" девелоперская компания, мы не можем запретить им участие в других проектах. Но в проекте Real они занимаются только вопросами строительства и недвижимости, а не участвуют в оперативном управлении.

– Недавно Rewe Group заявила о том, что планирует усилить процессы интернационализации. Что под этим подразумевается, и зачем это надо?

– Rewe Group – компания с большой историей, в своем развитии она поначалу ориентировалась на "родной" рынок. Однако в последнее время профиль бизнеса несколько меняется, в частности, активно начинают расти такие направления, как Польша, Россия, Украина, Румыния. Политика руководства теперь заключается в том, что их надо поддерживать и развивать. В настоящее время Rewe зарабатывает за рубежом 32% от общего оборота, в ближайшее время планируется довести этот процент до 40. Мы ввели новый логотип и новое название Rewe Group. Это не ребрендинг, а просто усиление бренда. Поскольку компания является международным игроком, то любой магазин любого формата должен четко ассоциироваться прежде всего с названием группы, а уже потом с конкретной сетью.

– Связано ли желание активизировать работу на внешних рынках с трудностями группы на родном, немецком рынке? Какова в настоящее время ситуация в Германии?

– Естественно, на сегодняшний день рынок Германии достаточно "тяжел": там весьма тесно, большая конкуренция, а потому эффективно и стремительно развиваться практически нереально. Это во многом обусловлено ситуацией в экономике: в Германии сейчас сложно зарабатывать много денег, что является следствием слабого экономического роста и всеобъемлющей стагнации рынка продуктов питания.

Поэтому группа вынуждена активно смотреть на другие рынки, где выше маржа и лучшие возможности для развития. Что касается конкретных цифр, то результаты 2005 г. еще окончательно не подсчитаны. В 2004 г. Rewe Group увеличила выручку на 4,1%, причем в Германии этот показатель составил всего 1,1%, а за рубежом – 13%.

– За счет каких ресурсов будет обеспечен рост внешнеторгового оборота?

– За счет концентрации бизнеса. Раньше политика Rewe Group заключалась в том, чтобы каждый год открывать по одному новому рынку. Но это тяжело, поскольку много средств уходит на развитие. Сейчас определено 14 стран, в которых дальше будет происходить основная работа. Там планируется интенсивно заниматься развитием и оптимизировать уже существующие магазины.

– Означает ли оптимизация сокращение числа форматов?

– В ритейле Rewe Group хочет сконцентрироваться на развитии супермаркетов (Rewe, Billa) и дискаунтеров (Penny). Существует также идея переделать некоторые магазины других форматов – например, Minimal, под бренд Rewe. Объединение идентичных по форматам магазинов позволит минимизировать и строже контролировать расходы и повысить эффективность бизнеса. При этом точно останется Billa, поскольку через нее идет все развитие в Восточной Европе и России. Развитие Billa в России контролируется нашим австрийским подразделением, которое принимает все оперативные решения. Стратегические же планы разрабатываются в Кельне.

– Что включает в себя "программа из восьми пунктов"?

– Она описывает общую стратегию дальнейшего развития Rewe Group. Концерн следует четкой стратегии товарного знака. Примером является новый международный знак. Цель его введения – усиление мощности прибыли. Этому способствуют и структурные реформы, нацеленные на увеличение эффективности процессов и менеджмента затрат во всех областях. Что касается ключевого направления – торговли продуктами питания, здесь произойдет усиление бизнеса супермаркетов и потребительских магазинов (Rewe, Billa), а также дисконтных магазинов (Penny) в Германии и за рубежом. Будет продолжено и развитие второго ключевого направления Rewe Group – туристической деятельности.

RBC daily

09.03.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 09:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация