"Новый закон о рекламе. Второе чтение" - Вадим Желнин
- Вадим Алексеевич, как вы в целом оцениваете законопроект?
- Год назад, когда новый закон "О рекламе" был внесен в Государственную Думу, я давал ему положительную оценку. Законодатели предложили давно назревшие и вполне разумные ограничения, с которыми, чаще всего, индустрия согласна. В целом, все предложенные ограничения должны работать на повышение доверия к рекламе и играть на руку добросовестным рекламодателям.
Показательны в этом смысле ограничения рекламы лекарственных средств. Ведь это такая товарная категория, которая во всем мире подвергается специальному регулированию, это опасный для бесконтрольного применения продукт. Запрещается, например, использовать в рекламе свидетельства о выздоровлении. Любое лекарственное средство индивидуально, у него чаще всего бывают побочные действия. Поэтому свидетельства о выздоровлении в рекламе лекарственных препаратов могут вводить потребителей в заблуждение.
Введя ограничения на рекламу лекарственных средств, парламентарии не забыли и про биологически активные добавки. Согласитесь, было бы неоправданно ограничивать лекарства и не трогать товары, которые часто позиционируются как лекарственные средства.
Вводятся новые ограничения на рекламу табачных изделий. Это соответствует мировым тенденциям. Делается это разумно, в разумные сроки и табачная индустрия относится к ограничениям с пониманием.
Что касается алкоголя, здесь удалена граница между крепким и слабым алкоголем. Теперь, например, реклама вин подвергается тем же ограничениям, что и водочная реклама.
Стоит отметить, что новый закон лишен по большей части чисто декларативных утверждений, которые только вводили общественность в заблуждение, они уступили место конкретным, содержательным, применимым на практике нормам.
- Получается, новый закон будет идеальным?
И если бы не последние события, произошедшие буквально перед вторым чтением, мы бы имели полное право утверждать, что в России появился новый, современный, адекватный состоянию рекламного рынка закон, который будет способствовать развитию самого рынка и защите прав потребителей. Увы, по сравнению с первым чтением в закон внесено одно очень существенное изменение, которое уже не позволяет закону дать такую однозначно положительную оценку. Речь идет об ограничении объёма телевизионной рекламы.
Стремление парламентариев ограничить объем телерекламы абсолютно понятно. К сожалению, эти ограничения не были обсуждены с индустрией. Я практически не сомневаюсь, что если бы обсуждение состоялось, был бы найден разумный компромисс. Казалось бы, не все так страшно, было разрешено давать не больше 20 процентов рекламы в сутки, теперь будет 15. Но в действительности новые ограничения очень больно ударят и по телеканалам и по рекламодателям.
Дело в том, что сейчас очень неудачный момент для введения новых ограничений на объем ТВ рекламы.
Даже в рамках действующего закона рынок испытывает острый дефицит ТВ-ресурсов. Последние два года цены на ТВ рекламу увеличивались приблизительно на 20-25%. Аналогичный рост цен прогнозировался и на 2007-2008 годы. Рынок с большим трудом приспосабливается к такому росту цен. И я хочу подчеркнуть, что суть проблемы не только в том, что дорожает важный для товаропроизводителей ресурс.
В России ТВ реклама играет исключительную роль. Проведение общероссийской рекламной кампании при помощи других носителей мало кто может себе позволить – это очень дорого. Поэтому недостаток ресурсов ТВ рекламы сдерживает развитие потребительского рынка, затрудняет развитие товаропроизводителей. То есть нехватка рекламного ресурса негативно отражается на развитии производства товаров массового потребления.
И в этих условиях вводятся ещё более жесткие ограничения.
По-видимому, депутаты ориентировались на Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Но при этом вводят даже более жесткие нормы. В ЕКТТ ограничение 15% действует для полного объема рекламы, а час допускается 20%. А у нас с 1 января 2008 вводится почасовое ограничение 15%. С таким почасовым ограничением практически невозможно разместить в сутки 15%.
При этом ЕКТТ дает телеканалам возможность еще 5% времени использовать для коммерческого использования при помощи телемагазинов, а у нас это входит в те же 15%. При этом трудно себе представить, как организовать телеторговлю за 9 мин. – именно столько можно отдать рекламе в течение часа.
Мы во всем пытаемся равняться на Европу. Звучат предложения, давайте поднимем цены на рекламу. Но реклама не существует сама по себе, цены на нее зависят от очень многих факторов и в конечном итоге рекламный рынок не может иметь оборот более, чем 1-1,5% от ВВП. И если мы ориентируемся на Европу, то давайте вспомним, что ВВП Испании в полтора раза выше, чем в России, Италии в два раза, Франции и Великобритании – в три раза, Германии – в четыре раза.
- Получается, что попытаться что бы то ни было изменить уже поздно?
- Переговоры по этому поводу с Государственной Думой идут. Но, скорее всего, закон проголосуют. Но есть еще Совет Федерации, который может отправить текст в согласительную комиссию, где что-то может быть изменено с возвратом голосования в Думу. То же самое может сделать и Президент. Пока у нас есть хотя бы призрачная надежда, мы не собираемся опускать руки.
Advertology.Ru
22.02.2006
Комментарии
Написать комментарий