"Нельзя рекламировать до выдачи разрешения на строительство" - Валерий Драганов
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов в эксклюзивном интервью рассказал о предпринятых законодателями мерах, регулирующих рекламу в сфере строительства жилья.
Валерий Гаврилович, во-первых, позвольте благодарить Вас за то, что Вы согласились поговрить на столь животрепещущую тему, как новый закон "О рекламе" и его применение при продаже квартир. Ситуация на первичном рынке жилья, который уже испытал в прошлом году шок от закона об участии в долевом строительстве (№214-ФЗ), сложилась критическая. И вот теперь новый законопроект - "О рекламе". Что он может означать для рынка строительтства жилья?
Новый закон о рекламе уже давно находился на рассмотрении в Госдуме, был проведен тщательный анализ ситуации в сфере рекламы различных отраслей народного хозяйства, в том числе, и в сфере недвижимости.
Так сложилось, что на место известных афер с финансовыми пирамидами пришли махинации с жилищными пирамидами, суть которых абсолютно та же. Они строятся за счет денег граждан, желающих получить новое жилье. Кое-какие проекты выполняются, а потом все замораживается. Это изначально убивает веру людей в ипотеку, в программы доступного жилья.
А ведь многие из пострадавших уже продали свои квартиры, оказались фактически на улице, даже без того плохого жилья, которое у них было. В договоре долевого строительства важен каждый месяц, поскольку этот месяц человек должен где-то жить, а уж если договор совсем не исполняется, то ситуация становится критической. Все это понимают, и законодатели тоже.
Так по какому пути решили пошли законодатели, чтобы защитить денежные средства граждан, вложенные в строительство жилья?
В новом Законе "О рекламе" написано, что, во-первых, вся реклама того, что связано с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, должна строго соответствовать определенной форме. То есть не допускается любая другая реклама, кроме как установленная и прописанная законодательством. Можно осуществлять рекламу договора участия в долевом строительстве, либо рекламу жилищных, жилищно-строительных кооперативов (ЖК, ЖСК) и жилищных накопительных кооперативов (ЖНК). Все другие производные формы, какие-то жилсертификаты, те же самые пирамиды – это недопустимая форма рекламы жилья.
Во-вторых, такая реклама обязательно должна содержать сведения о месте и способах получения участником долевого строительства проектной декларации, предусмотренной федеральным законом. Человек должен убедиться в том, что дом действительно будет построен.
С реальными намерениями застройщика можно где-то ознакомиться, прочитать документацию, связанную со строительством?
В СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (например, в сети "Интернет"), рекламодатель должен сначала опубликовать:
1) проектную декларацию;
2) сведения о госрегистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.
Без этого реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, по новому закону не допускается. Не может быть рекламы и до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Человек должен прежде всего убедиться, что государство санкционировало эту деятельность по строительству, чтобы у компании не было возможности собирать деньги, если на самом деле она строить не может.
Но иногда разрешения на строительство действительно временно приостанавливаются. Что делать с рекламой в таком случае?
Этот интересный случай также предусмотрен в законе. В таком случае рекламная кампания должна быть приостановлена. Нельзя, как это происходит сейчас, продолжать рекламу компании, если у нее проблемы с госорганами в связи с ее строительной деятельностью.
Что еще надо предусмотреть в подобной рекламе? Есть ли разница между рекламой ЖНК, ЖСК или ЖК?
В законе четко прописаны обязательные требования, без которых подобная реклама не допускается. Например, в рекламе в сфере ЖНК должна содержаться информация о порядке покрытия членами ЖНК понесенных ими убытков, сведения о включении ЖНК в реестр жилищных кооперативов и адрес соответствующего специального сайта Интернет, на котором размещена полная информации о подобном кооперативе.
Очень важно, что в рекламе, связанной с ЖНК, нельзя гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений. Это особый случай, т.е. фактически ЖНК – это своеобразная касса взаимопомощи и у людей нельзя создавать иллюзии, что через год-два они въедут в новый дом. В случае же договора долевого строительства указание этого срока является принципиальным условием договора, о нем должны информироваться все, в том числе и с помощью рекламы.
Все эти меры в законе направлены на то, чтобы, с одной стороны, не вводить людей в заблуждение и исключить возможность появления рекламы, которая рекламирует не установленные или не четко прописанные законодательством способы получения жилья. С другой стороны, чтобы те рекламодатели, которые либо не имеют всей документации на строительство, либо что-то нарушают и уже имеют проблемы с надзирающими органами, не могли рекламировать свою деятельность через СМИ. Такой рекламы просто не должно быть.
Предусматривает ли закон ограничения по месту и времени распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья?
Среди статей, которые ограничивают те или иные виды рекламы, пункты об ограничении по месту и времени рекламы в сфере недвижимости отсутствуют. В таких ограничениях нет необходимости, это полезная для людей информация. Другое дело, людей нельзя обманывать и нельзя пускать в рекламное пространство недобросовестных рекламодателей.
Кто будет следить за соблюдением положений нового Закона "О рекламе", ужесточающих рекламу в сфере строительства жилья?
Как и прежде, эти функции будет осуществлять Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) и ее территориальные представительства.
За ужесточением законодательных норм, как правило, следует и ужесточение ответственности за нарушения. Будут ли внесены в Кодекс об административных нарушениях или иной законодательный акт соответствующие меры ответственности?
В июле прошлого года был принят закон, вступивший в силу пару недель назад "О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и статью 14.3 КоАП". Согласно этому закону, в разы увеличиваются размеры штрафов за нарушение рекламного законодательства, так нижняя планка штрафов возросла с 50 до 200 МРОТ, а верхняя увеличилась в 10 раз, с 500 до 5000 МРОТ. Таким образом, ФАС получает реальный экономический инструмент для пресечения любой ненадлежащей рекламы, в том числе, и в области жилищного строительства.
Realestate.ru
09.02.2006
Комментарии
Написать комментарий