Покупайте рунетское
Как показывает опрос, проведенный "Профилем" совместно с mail.ru (в нем участвовали почти 4 тыс. пользователей Интернета), именно эти причины делают пользователей Интернета онлайн-покупателями. Но в массе своей наш потребитель все еще недоверчив. Он уверен, что в Интернете, где товар нельзя пощупать, продавец не упустит случая обмануть. Однако на деле товар в Сети далеко не всегда дешев, а интернет-продавцы рискуют гораздо больше, чем покупатели.
Серьезная интернет-торговля обходится ее владельцу не намного дешевле, чем традиционная. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), раскрутка нового интернет-магазина может обойтись в долларовую сумму с пятью нулями. Софт, при помощи которого будет осуществляться электронная торговля и который позволит отслеживать логистические цепочки, планировать рекламные кампании и системы скидок, в России оценивается в несколько сотен тысяч долларов. "Можно, конечно, за $400 купить интернет-ларек, то есть просто технологическую начинку сайта, способного принимать заказы, - говорит Феликс Мучник, генеральный директор компании, продающей софт онлайн. - Но этот ларек и деньги будет приносить соответствующие. Самое страшное для хозяина - успешное развитие такого бизнеса. Абсолютно точно не получится его поддерживать".
По оценкам НАУЭТ, средняя цена конкретного товара в интернет-магазине редко оказывается ниже офлайновой больше чем на 5-7%. Существенно более низкая цена - повод задуматься. В этом случае вероятно предложение серого товара, который не будет подлежать, например, гарантийному ремонту.
"В интернет-магазины людей приводят не низкие цены, - объясняет Антон Носик, главный редактор Mosnews.com. - Интернет - это такая площадка, на которой, как нигде больше, можно сравнивать цены. В результате действительно можно купить что-то намного дешевле, чем в офлайне, но, скорее, потому, что в Интернете вы смогли узнать о выгодном предложении, а найти самое выгодное офлайновое предложение просто физически невозможно. Может, где-то в офлайновом магазине как раз в это время и на этот товар действует скидка или акция, о которой вы просто не узнаете".
До 90% покупок в российских интернет-магазинах оплачивается при доставке. В случае ненадлежащего качества товара его можно вернуть продавцу в течение семи дней, такой "период охлаждения" предусмотрен статьей о дистанционной торговле закона "О защите прав потребителей". "Пока эта норма, к сожалению, не действует, - сетует Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. - Интернет-магазины попросту не уведомляют о таком праве. Хотя им, конечно, можно пользоваться. Если магазин откажется выполнять требования, правды можно добиваться через суд. Решение, скорее всего, будет принято в пользу покупателя".
Цены в интернет-магазинах, бывает, не соответствуют указанным на сайте. Распечатав страницу сайта и заверив бумагу у нотариуса, покупатель получает доказательство, после чего может судиться. Но лишь с теоретическими шансами на успех. "Это хороший эксперимент для студентов юридических вузов, - говорит г-н Янин. - Для широких слоев такие опыты мы не рекомендуем".
Бывают магазины-призраки, где на ваши заказы исправно отвечает программа-робот. Иногда такие магазины создаются для воровства информации о номерах кредитных карт. Опытный покупатель легко распознает такие ловушки.
Для осуществления электронных транзакций интернет-магазины, как правило, подключаются к банковским процессинговым системам. Это значит, перевод средств будет осуществляться на сайте банка и хозяева магазина информацию о вашей кредитной карте не получат ни при каких обстоятельствах. В России работают три основные процессинговые системы: Импэксбанк, Assist, CyberPlat. Если платеж идет через них, значит, все в порядке. Только обратите внимание на адрес страницы, чтобы не попасться на жульническую имитацию сайта платежной системы - такое хотя и редко, но случается.
Продавцам бороться с недобросовестными покупателями сложнее. По российскому законодательству в случае, если покупка в интернет-магазине была оплачена мошенническим образом (например, краденой кредитной картой), ущерб будет возмещать магазин, а не банк.
"Это неправильно, - говорит генеральный директор компании "Партер" (parter.ru) Марина Ленсу. - Я считаю, что риски должны хотя бы поровну распределяться между сторонами. А мы не имеем никаких прав, даже на расследование. Это очень по-русски. В западных странах ответственность несет банк, выдавший карту".
Действительно, за границей интернет-магазин, выполнивший заказ по украденной кредитной карте, несет только часть расходов. Так, в США суммы свыше $50 возмещает банк-эмитент карты.
Пока в России известно только об одном случае, когда интернет-магазину удалось возместить ущерб, причиненный мошенниками. В ноябре 2005 года группа россиян была осуждена на пять лет (условно). Преступники оплатили украденными номерами кредиток три покупки в магазине Softkey, чем нанесли ему ущерб более чем на $5 тыс. Во всех остальных случаях потери подлинных владельцев банковских карт возмещали магазины.
В крупных компаниях, принимающих банковские карты онлайн, как правило, есть специальные службы, которые отслеживают поток транзакций и пытаются отловить мошенников. Заказ уходит в работу только после того, как эти службы убедятся, что деньги со счета переводит именно его владелец. "Тактика себя оправдывает. Последний чарджбэк (возврат средств клиенту. - "Профиль") у нас был несколько месяцев назад", - рассказывает технический директор "AMF - Международная сеть доставки цветов" Владимир Латыпов.
"Уровень мошенничества в российском Интернете такой, что многие иностранные компании не принимают оплату российскими карточками. Дешевле закрыть себя от этого рынка, чем потом иметь дело с возвратами", - говорит Антон Носик. Поэтому многие банки не позволяют расплачиваться своими карточками в Рунете. Такой возможности лишены, например, владельцы дебетовых карт Ситибанка.
Разница в национальных законодательствах приводит к тому, что россияне, покупающие в иностранных интернет-магазинах, оказываются менее защищенными, чем если бы делали это в России. "Видимо, я больше не буду пользоваться услугами американского "Амазона" (amazon.com. - "Профиль")", - говорит аспирантка МГУ Ольга Хвостунова. Она так и не дождалась от магазина книг на $160. По словам администрации, посылка потерялась где-то в пути, Ольге предложили сделать новый заказ и заново оплатить его, а деньги обещали вернуть, когда потерянная посылка вернется в "Амазон".
"Не знаю деталей американского законодательства, но если бы это произошло с российским интернет-магазином, деньги, скорее всего, были бы возвращены клиенту", - говорит Дмитрий Янин. По его словам, в России не было ни одного суда по делу о мошенничестве интернет-магазина.
ПРОФИЛЬ
20.12.2005
Комментарии
Написать комментарий