Российские опыты создания целевой аудитории. (Статья седьмая)
Нет. Это имеет отношение к условиям его развития. А если условия изменятся? Вот этого и боялись, знаете, кто? Но об этом в следующий раз. (Конец цитаты.)
Вот он и наступил –следующий раз.
Здравствуйте, здравствуйте, уважаемый Читатель. С хорошим и терпеливым читателем два раза поздороваться – вдвойне приятно! (Пока мысль не пришла в голову, буду тянуть время, а там, глядишь, только последняя статья и останется.)
Ну вот, то не одной, а тут сразу две мысли пришли. Начнём по-порядку.
Первая мысль "старше" и принадлежит Уильяму Инглиш Уоллингу (Walling, William English, 1877–1936), американскому литератору, социалисту. Впервые он приехал в Россию в 1905-м и в течение двух лет занимался изучением страны, российского рабочего движения. Написал "Russia’s Messege" (в переводе "Благовест России"). Цитирую.
"Русский рабочий – революционер, но он не насильник, не догматик и не лишён разума. Он готов к боям на баррикадах, но он знает, что это такое, и – единственный среди рабочих всего мира – знает это на собственном опыте. Он готов и хочет бороться со своим угнетателем, классом капиталистов, до конца. Но он не забывает и о существовании других классов. И только требует от них, чтобы в надвигающемся грозном конфликте они встали либо на ту, либо на другую сторону.
…Они [рабочие] согласны, что наши [американские] политические институты предпочтительнее их собственных, но они вовсе не желают променять одного деспота на другого [то есть царя на класс капиталистов]. Рабочих России <…> бросали в тюрьмы тысячями, ссылали в пустыни и арктические области, и они шли на это вовсе не ради сомнительных привилегий рабочих Гольдфильдса и Крипл-Крика..."
Чем может помочь "большевикам" Уильям Инглиш Уоллинг? Во-первых, участием в поддержке и распространении с помощью "журналиста" Джона Рида информации о "большевистских" победах 1917 года по всему миру. (Из книги Дж. Рида я впервые и узнал это имя, остальное было делом техники.) Во-вторых, в Нью-Йорке (до своей поездки в Россиию) ещё в 1903 году он участвовал в работе социалистического клуба "X". Среди его членов были не только нам уже известный социалист Уильям Инглиш Уоллинг, а ещё и американский коммунист Линкольн Стеффенс, и американский же коммунистический банкир Моррис Хиллквит. Что удивительно, там были и Джон Дьюи, Джеймс Т. Шотуэлл, Чарльз Эдвард Расселл и Руфус Уикс, вице-президент нью-йоркской компании "Лайф Иншуренс". (Для меня, уважаемый Читатель, так же как, мне кажется, и для Вас, все эти фамилии объеденены и скрыты в образе "финансовых воротил" с Уолл-стрит в Нью-Йорке, а это образ очень "больших" денег и отсутствия морали.) Из этого невероятного сообщества выросло современное интернационалистическое движение – у большевиков и банкиров общая платформа - интернационализм и гуманизм. Их цель все еще жива. Джон Д. Рокфеллер (уважаемый Читатель, надеюсь, помнит с кого создавался образ "Скруджа Мак-Дага"? серьёзно – Н.П.) излагает ее в своей книге "Вторая американская революция". Эта книга содержит призыв к коллективизму, который приведёт к гуманизму во всём мире. В действительности же этот призыв можно рассматривать и как способ массового уничтожения индивидуальных прав людей всего мира. Этой темой увлечены некоторые современные политики России, везде "узнающие руку дядюшки Сэма" (а это кто, знаете? "uncle Sam" – всемирный собирательный карикатурный образ Америки, изображается высоким худым мужчиной "в возрасте", с характерной бородкой и обязательно в цилиндре).
Честно скажу, что я верю в могущество "больших денег", но мои индивидуальные права пока плохо "продаются", и… оставим эту тему для политиков, а то им делать будет нечего.
С американскими буржуями понятно. Савва Морозов если и не у них учился, то деньги всё равно давал, да и не он один (по крайней мере "большевикам" же хватило!). Мотивы капиталистов, подтачивающих власть аристократии, всем известны и одинаковы по всему миру. Российская монархия, она же аристократия, один из последних и экономически сильных режимов в мире на то время. За счёт многого, в том числе и сташестидесятимиллионного российского населения. Огромный рынок, который "стоит" огромных денег. Может они есть у кого-нибудь, why not?
Вторая мысль - из передовой статьи газеты "Новая жизнь" того времени, когда её главным редактором был сам Максим Горький (1917 г.). Это вернёт нас к нашим внутрироссийским проблемам. Цитирую.
"С каждым днём правительство Народных Комиссаров запутывается всё более и более в проклятой прозе обыденщины. Так легко захватив власть, большевики никак не могут вступить фактически во владение ею. Бессильные овладеть существующим механизмом государства, они не могут в то же время создать новый, который легко и свободно работал бы по указке социалистов-экспериментаторов. Ведь если ещё так недавно большевикам не хватало людей для очередной работы в растущей партии – работы прежде всего языком и пером, то откуда же могли бы появиться у них люди для выполнения многообразных и сложнейших специальных задач государственной жизни?
Новая власть рвёт и мечет, засыпает страну декретами, один другого "радикальнее и социалистичнее". Но в этом бумажном социализме, предназначенном более на предмет ошеломления наших потомков, нет ни желания, ни умения разрешить очередные вопросы дня…". (Конец цитаты.)
Мысль логичная, подтверждаемая многими свидетелями прямого саботажа "людей умственного труда", которых принято в русском языке называть словом "интеллигенция". И получается, что "американец с Уолл-стрит" врёт, рассыпая комплименты русскому рабочему, – "не насильник, не догматик и не лишён разума"? Пытался втереться в доверее к русским революционерам? Хотел цену сбить?
Напомню Вам, уважаемый Читатель, мои слова из предыдущей статьи: "…доходчиво" – значит, большинству понятно, и всё. Значит, должно быть рассчитано на средний интеллект. Но что толку от нашего "познания тонких нюансов"? Да, ничего".
Лишним в этом моём пассаже слово "средний", которое оказалось рядом со словом "интеллект". Большие трудности с измерением интеллекта. Точнее можно выразиться следующим образом: "…доходчиво" – значит, понятно тем, к кому мы обращаемся. Значит, должно быть рассчитано на их интеллект. И нет никакого толку в "познаниях остальных тончайших нюансов"!
Немного по-большевистски, но, на мой взгляд, много точнее.
Если американцы могут помочь большими деньгами, то чем стране после победы революции помогает уважаемый и талантливый Максим Горький – великий пролетарский писатель?
Правдами, а чаще "неправдами" в первые годы советской власти спасает интеллигенцию от власти толпы, тем более от "озарённой толпы" ("flash mob"). Он даже придумал издательство, которое Ивану Алексеевичу Бунину (и не одному Бунину, кстати!) выплатило аванс, но ничего не напечатало. На "поддержание штанов", не разглашая этой тайны даже автору, чтобы не обидеть.
Для справки из энциклопедии "Рубрикон": Максим Горький, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович (16 марта 1868, Нижний Новгород, – 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец – столяр-краснодеревщик, мать из мещан. Проучился всего 2 года. С 1878 началась его жизнь "в людях". Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник революции 1905 – 07 годов. Осенью 1905 вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности социалистической революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё).
Февральскую революцию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократических сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в феврале – марте "напоминала штаб", где собирались политические и общественные деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда общественно-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам искусства", был председателем Комиссии по вопросам искусства при исполнительном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов(РСД). Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России художественных ценностей на "американские миллионы", протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении "Общества памяти декабристов", "Общества Дома-музея памяти борцов за свободу" (май).
При активном участии Горького создаётся "Лига социального воспитания" (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по руководству Народным домом в Петрограде, позже был избран председателем организационного комитета "Просветительского общества "Культура и свобода"" (март 1918). Основной целью этого общества была координация всех культурно-просветительских общественных клубов, кружков. Чтобы общество могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить "интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции". А для этого надо "встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крестьянскую массу ("Новая Жизнь", 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематические знания, ясное понимание своей всемирно-исторической миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.
Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", в которую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели. По убеждению Горького, "без демократии нет будущего", "сильный человек – это разумный человек", а потому необходимо "вооружиться точными знаниями", "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу". Горький призывал всё русское общество "поддержать "Свободную ассоциацию" учёных морально и материально": "Источник наших несчастий – наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд". Горький убеждён, что Ленин и Троцкий, большевистские народные комиссары – "вожди" отсталых рабочих масс, "взбунтовавшихся мещан"– "проводят в жизнь нищенские идеи Прудона, – но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность" (там же, 6 декабря). <…> И всё это творится от имени "пролетариата" и во имя "социальной революции"…
Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевистская партийная и официальная печать писала, что писатель из "буревестника" превратился в "гагару", "которой недоступно "счастье битвы"" ("Правда", 1917, 22 ноября), выступает как "хныкающий обыватель" (там же, 9 декабря), "из-за деревьев не видит леса" (там же, 25 ноября), что у него "пропала совесть" ("Петроградская Правда", 1918, 5 апреля), что, "оторвавшись от народных масс", "оплёвывает этот народ" ("Правда", 1918, 17 марта), словом – "изменил революции" и "солидаризуется с реакционерами" (там же, 1918, 7 января).
Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: "Лучшие из них – превосходные люди, которыми со временем будет гордиться русская история..."; "... большевики уже оказали русскому народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы" (там же, 1918, 26 мая).
Тем не менее критика Горького и позиции его газеты большевистской печатью приняла особенно острый характер. 16 июля 1918 с согласия Ленина (выделено мной – Н.П.) газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось).
Вернёмся к ленинской рекламной методике управления. Важнейшим программным документом навечно искореняющим в коммунистической России повторение "саботажа" интеллектуалов явилась речь Ленина на III съезде Российского Коммунистического союза молодёжи (РКСМ) 2 октября 1920 года, в которой он призвал юношей и девушек, "учиться коммунизму"(выделено мной – Н.П.), связывая "каждый шаг своего учения, воспитания, образования... с участием в общей борьбе всех трудящихся против эксплуататоров".
Обратите внимание – "учиться коммунизму", всего одно лукавое слово добавлено к очевидной мысли и…
И здравая мысль Горького о том, что "сильный человек – это разумный человек", а потому необходимо "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу".
И точная оценка русского ума "экспертом с Уолл-стрит".
И даже народное мифотворчество, к сегодняшнему дню прочно вложившее в уста "дедушки" Ленина только эти слова "Учиться, учиться, и ущё раз учиться". Какому ещё коммунизму? – Это уточнение фразы Ленина стало уже стандартной "ловушкой" всех телевизионных викторин. Народ желал всегда учиться, но в "горьковском" смысле – получать всегда необходимые знания свободно.
Всю возможную свободу развития интеллекта человека (и души, если хотите) "дедушка" Ленин одним только словом "коммунизм" сознательно вычеркнул из жизни граждан своей страны. Это по моему и означает – "великий Ленин" превратился в раба собственной рекламной концепции и подчинил ей весь свой бизнес. Очень похоже на проявление авторских амбиций автора.
(Рекламщики, знайте своё место! Наш значительный вклад всегда останется прикладным в бизнес-процессе.)
Самые продвинутые в познании истории нашего государства, тоже уважаемые мной Читатели, вспомнят "Новую Экономическую Политику" (НЭП). А я так скажу: "После драки кулаками не машут". Не подхватил, не направил, а значит не открыл новое поле деятельности для российского интеллекта. Точнее, ограничил (существенно ограничил) его условиями подчинения рекламной концепции коммунизма. С одной стороны, "уравниловкой" Чернышевского – его мечтой о "15 -20 000 р. годового дохода", с другой – отложив на неопределённый срок достижения коммунистической мечты Маркса – отдать пролетарию управление результатами своего, в том числе и интеллектуального труда.
Забыл "дедушка" Ленин о "пробивании" через царских министров первой железной дороги в России, об отсутствии финансирования стабильных морских исследований (государственных кругосветных путешествий) – о всём том, что составляло только верхнюю часть интеллектуального потенциала России.
- Подняв Россию "на дыбы" смельчаки растерялись.
- Не столько растерялись, сколько испугались. Испугались соревнования интеллектов. Этого многие боятся.
Выскажу одну догадку. Если интеллект удачно характеризуется скоростью (временем) приёма-передачи человеком информации, то самые развитые интеллекты должны быть у людей, долго проживших в тех частях нашей планеты, где чаще происходят какие либо изменения. Даже такой "мелочи", как погодные условия.
По традиции – анонс: в последней, восьмой, статье я назову имя последнего из сравнимых по таланту с Лениным, арт-директора коммунистической концепции.
Специально для Advertology.ru
21.10.2005
Комментарии
Написать комментарий