Про дизайн

Дизайн и логика интернет-портала

Дизайн и логика интернет-порталаИнформационный портал – один из самых популярных ресурсов Интернета. Какие только  интересы, стороны жизни, виды деятельности они не охватывают! Порталы по профессиональным темам, новостные порталы, порталы, посвященные искусству, политике, спорту, туризму, обучению, психологии, и сотни других предлагают нам массу сведений и фактов. Эту массу мы привыкли называть информацией. Но информируют ли нас порталы? Можно ли называть горку вымытых и нарезанных овощей готовым вкусным салатом, который еще и хорошо усваивается? Нет. То же и современными порталами.

Основное отличие портала от остальных сайтов Сети в том, что портал – это априори склад "голых" фактов. За ними и только за ними посетитель приходит на портал. Поэтому задача дизайнера не впечатлять, не развлекать, но информировать.

"Ин-формировать" значит придавать форму. Именно эту форму воспринимаем мы сразу, взглянув на интерфейс, а уж потом – содержание текстов.

Информационным порталом можно считать такой портал, в котором каждый элемент дизайна и структуры служит более удобному и легкому усвоению информации. Ведь традиционно втиснутые в три колонки тексты – это еще не информация. Меню в левом верхнем углу –  это еще не навигация. Так какими же тогда должны быть дизайн и логика портала? Как из набора сообщений создать удобную, хорошо воспринимаемую информацию?

Выражаясь фигурально, у портала три стороны. Первая – это дизайнер или дизайнеры (зачастую они же создают и логику портала); вторая – сам интерфейс портала; третья – посетитель портала.

Рекомендации для дизайнера приведем ниже. Сначала разберемся, как посетитель усваивает то, что изображено на интерфейсе.

Наш взгляд и голова оценивают интерфейс портала в пять стадий.

Первая – это общее впечатление, так сказать, эстетика портала. Сдержанная или броская, жесткая или мягкая, темная или светлая – она может сразу ввести посетителя в нужное состояние перед тем, как он погрузится в чтение.
Вторая стадия – это восприятие структуры, логики портала. Так, оказываясь в незнакомом месте, мы хотим определить, каковы его масштабы, где вход-выход, как пройти вперед, как вернуться.
Третья стадия – восприятие изменений. Посетитель уже вошел, уже внутри – и он имеет право и должен видеть, что же и с какой закономерностью меняется, когда он попадает с одной страницы на другую, из новостного раздела в чат,  из раздела о фондовой бирже в раздел анекдотов.
Четвертая стадия: мы уже углубились в содержание, и хотим видеть детали, характерные для той или иной статьи. Это знаки, изображения, цветные поля, графика, символы и т.д. Это стадия восприятия знаковых форм.
И, наконец, пятая стадия  - это выход из портала. Когда мы покидаем его, у нас остается общее впечатление, некий целостный образ, отличающий этот портал от других пяти-десяти, которые мы посетим за день.

С восприятием разобрались; теперь предлагаю обустроить портал так, чтобы воспринимающему было удобно и приятно. А когда неудобно и неприятно?  Когда все одинаково. Представляете, все овощи в салате на один вкус?!

Сегодня порталы больны одинаковостью разных по смыслу компонентов (http://adlife.spb.ru/) . Обидно, например, что на большинстве порталов в зоне "ru" самый яркий цвет – серый (http://www.site.psyho.ru/).  Нейтрально так, чтобы не раздражать читателя. Предлагаю  заменить "нейтрально" на "гармонично", ведь гармония не только не раздражает, но и притягивает.

Итак, из чего складываются наши первые, общие ощущения от портала? Это цвет,  шаг верстки и шрифт  – так сказать, телосложение, одежда и речь портала. 

Многие одеты из рук вон плохо: либо пестро (http://www.cnn.com/ ) , либо монотонно. (http://www.rbc.ru/)


А ведь можно и нужно задать порталу общую гамму: теплую или холодную, сочную или пастельную, темную или светлую – для того, чтобы все его страницы были  взаимосвязаны цветом. (http://rmp.ru/)  

Тогда – особенно если посетитель работает сразу с несколькими порталами – он будет четко ориентирован: здесь сдержанная по краскам Европа, здесь срочная по цвету Бразилия, а здесь – красные  каньоны Америки – куда бишь я попал? – а, Бразилия! (это еще до того, как начал читать).

Да и телосложением порталы не блещут. Например, некрасиво выглядит и неудобна для чтения длинная строка (более пяти слов в строке!)  в центральной колонке  (http://www.midi.ru/) . А ведь технологии позволяют центральную колонку портала разделять не только построчно-горизонтально, но и вертикальные, подавая анонсы статьи блоками, да еще и разграничивая их по цвету. Удобное и красивое решение.

Речь портала – шрифт – разнообразить и сделать выразительной в силу технических причин сложнее. Но возможно, как на сайте http://school.edu.ru/   , например.

Размер шрифта при этом играет большую роль, чем принято думать. Хотим мы этого или нет, но мы – сегодняшние посетители порталов – выходцы из эпохи Гуттенберга, из печатной культуры, продлившейся несколько столетий. Поэтому законы печатной книги, с большой поправкой на особенности Сети, можно и нужно адаптировать (но не копировать!) для сетевых ресурсов, работающих, как портал, с большим количеством текстов.

Размер шрифта сообщает нам о важности информации.

Читая книгу, мы привыкли: заголовки крупно, текст – средний размер шрифта, сноски и примечания – мелко. Так и на портале. Шрифт навигации должен быть самым крупным и читаемым. Средним – текст статей. Особые статьи можно выделять курсивом. А вот шрифт данных, выполняющих служебную функцию, надо делать мельче шрифта основного текста статей (http://www.yondi.ru/)

Ориентироваться на таких интерфейсах легко, и глаз не устает от обилия одинаковых по масштабу строчек.

Итак, мы поговорили об общем впечатлении от портала. Теперь – о навигации. И снова – о цвете.

Местоположение посетителя на сайте можно не только описывать словом, но и окрашивать. В навигации сайта цвет выполняет пять функций.

Первая – как уже говорилось – общее отличие по цветовой гамме от других порталов. Вторая – тематическое разделение, то есть у каждого раздела или темы – свой цвет.

Третья – деление внутри раздела текстов на подгруппы и, соответственно, на "под-цвета". Например, раздел "новости" - зеленого цвета, а новостные блоки выделены всеми оттенками от салатного цвета до цвета морской волны. И чем "свежее" новость – тем насыщеннее зеленый оттенок фона под ней. (http://www.a-musik.com/cart/catalog.php?am_id=e3b7198666fb3c565ef94f1a825795a6&frames=0&label=2)

Четвертая функция – изменение цвета в активном и неактивном пунктах меню. Посетителю будет удобно, если активный пункт будет ярким маячком относительно цветовой гаммы странички в целом. Например: неактивный пункт на зеленой страничке – изумрудный, активный – желтый.

И, наконец, пятая функция цвета – разделение всего интерфейса на смысловые зоны. На портале их, как правило, четыре: зона меню; зона основных текстов; зона рекламных баннеров и ссылок; зона служебных текстов портала (http://espn.go.com/) .

На большинстве порталов сейчас эти зоны разделены сеткой верстки, но не цветом. А ведь фон под каждым блоком сетки можно окрашивать. В основном на порталах фоны белые (http://www.travel.ru/) .

А если оставить белым только фон под основным текстом сообщений? А текст и баннеры боковых колонок слегка "утопить" в цветном фоне? (http://www.pbk.ru/) Тогда уставший за целый рабочий день глаз нашего посетителя будет благодарен за подсказку: здесь – меню, здесь – читать, за помощью – сюда, реклама – тут.

И, чтобы завершить обзор навигации портала, поговорим о "карте сайта". Заблудиться на огромном портале легко, поэтому карта – важный инструмент на сайтах такой величины. На страничке "карта сайта" посетитель находит, как правило и увы, список разделов и их краткое описание, то есть почти то же самое меню, но в столбик на всю страницу.

Спасибо, конечно, и на этом, но желание посетителя – перемещаться по порталу. А чтобы перемещаться нам необходимо не только читать названия населенных пунктов, но и видеть дороги, которые их соединяют. Поэтому весьма полезно делать карту не только шрифтовой, но и графической. Надо наглядно показывать с какой страницы на какую можно попасть. А если еще отмечать тематические группы страниц цветом, то у посетителя сложится полное представление о местности, в которую он зашел.

Идеальный пример дизайна "карты сайта" - см. карту московского метрополитена (http://www.metro.ru/map/2005/) .

Теперь, когда мы отрегулировали шрифты, цвета интерфейса, полезно определить, полезно определить, что изменяется при переходе со страницы на страницу, а что нет.

Здесь может возникнуть вопрос – а зачем эти изменения?

Представьте себе, что вы едете в поезде Москва-Петербург или Гамбург – Амстердам. Сидите возле окна, перед Вами занавеска, столик, на нем напиток, журнал. За окном – меняющийся пейзаж. Представили? А теперь вообразите, что колеса поезда стучат, вагон покачивает, а пейзаж за окном перестал меняться. Недоразумение? Да. Без изменений теряется ощущение продвижения по порталу.

Или другая картина. Меняется все: и пейзаж за окном, и журнал нас столике, и напиток, и занавеска – каждую минуту другие. Из такого поезда или портала хочется выйти и как можно скорее!

Итак, посетитель будет чувствовать себя комфортно, если смысловая зона меню не будет изменяться по дизайну при прохождении по всему порталу (обратный пример на сайте ……… меню перемещается из левой части страницы в правую, из вертикального становится горизонтальным и дезориентирует посетителя).

Зато посетитель будет благодарен, если разные темы и разделы портала мы активно отделим друг от друга цветом, шрифтом, небольшими изменениями в верстке.

Меняться может также и насыщенность страниц материалом. Так на главных страницах разделов, где посетителю важно уловить суть сообщений, а не конкретику текста, могут преобладать фотографии и другие наглядные материалы. А на страницах второго и третьего уровня можно отдать предпочтение текстам.

 И, наконец, необходимо наполнить портал символами и пиктограммами. Они завершат стиль сайта и помогут ориентироваться в нем. (http://www.sport-express.ru/) Посетитель портала, в котором таких знаков нет, напоминает главного героя комедии Э. Рязанова "С легким паром!", заблудившегося в одностипных новостройках и не сумевшего отличить один портал – ой, простите! – один город от другого.

Пиктограммы, указывающие на тематику статьи, ссылки, навигацию, дающие не только словесный, но и графический образ, помогут посетителю портала освоить его территорию с большими комфортом.

Итак, в этой статье мы совершили общий обзор основных средств дизайна портала – цвета, шрифтов, верстки; рассмотрели типичные недостатки порталов и способы их коррекции; узнали о пяти стадиях восприятия портала посетителем и о пяти функциях цвета в навигации портала.

Таким образом, мы очертили способы, позволяющие из сборника сведений и новостей превратить порта в действительно информационный ресурс. Ведь информировать – значит придавать форму.

В следующих статьях мы более подробно поговорим об этой форме, о дизайне и структуре построения эффективно работающих порталов.

И в заключение предлагаю провести небольшой тест.

Попросите посетителя Вашего портала описать как можно точнее, где он видел и читал наиболее важную для него информацию. Примерный ответ может быть таким: "На странице "новости", зеленая такая, в бирюзовой центральной колонке, желтая такая ссылочка сверху и еще возле статьи – значок  прыгающего человечка…"

Если Ваш клиент назвал хотя бы два признака из перечисленных, значит Вы не зря заплатили деньги дизайнеру Вашего портала ...

Максим Филиппов, креативный директор РА Гради (Петербург), канд. иск., доцент кафедры графического дизайна СПбГХПА

08.07.2005

на печать


Комментарии

dr. Agaev
10.07.2005 15:44 | сообщение #1
 

Спасибо за критику дизайна моего сайта psyho.ru. Но, все же, я - врач, а не программер.

kry
12.07.2005 0:36 | сообщение #2
 

Интересно, почему мы покупаем обувь в магазине, зубы лечим у стоматолога, а сайты все кропаем сами?

nipani
12.08.2005 14:36 | сообщение #3
 

Эфект "продвинутого-продвинутого" пользователя. Речь о втором, после освоения использования, шаге расчитанного на "себе-подобных пользователей", которые "понимают трудности мной преодолённые" и оценивают, то что "оцениваю и я".
"Мы одной крови - ты и я!" их лозунг. Об остальном задумываются те, кто работает на заказ.
Вот, так - всё просто.
С наступающими выходными, а я на дежурстве...

Antitanic
21.08.2005 10:28 | сообщение #4
 

Замечательно приведен восторженный отзыв о дизайне rmp.ru: после посещения такого фиолетово-желтого сайта хочется записаиться на прием к врачу psyho.ru.

Cray
27.08.2005 21:12 | сообщение #5
 

Очень добротная, хорошо построеная и крайне полезная статья для любого человека мало мальски увлекающегося веб дизайном.

Leshak
11.10.2005 10:06 | сообщение #6
 

наверно потому, что после стоматолога денег на качественного художника не хватает :)

ну а если серьезно - мне очень сложно объяснить Художнику - каким я хочу видеть свой сайт :(

а с другой стороны - многие просто Хотят Иметь - и делают по подобию чего-то виденого - вот и получается "подобие сайта"

Ostap
24.11.2005 16:55 | сообщение #7
 

Нормальная статья, только в качестве примеров приведены уродства, а критикуют отлично сделанные порталы ))

Алик
07.06.2006 14:00 | сообщение #8
 

статья действительно довольно хор:)
но не нашел ни одного нормального сайта ни в тех, которые "правильны", ни в тех, которые "не...уд"
все сайты (почти) просто отвратительны

Ирина
10.06.2008 15:40 | сообщение #9
 

Неплохая статья, полезно прочитать!

mavi.com.ua
05.08.2008 0:37 | сообщение #10
 

да примеры слабые, учитывая образование автора статьи хочется ему верить, но в тот же момент удивляет почему же в пример ставят такие слабые работы?

centrpatent
05.08.2008 3:30 | сообщение #11
 

kry писал(а):
Интересно, почему мы покупаем обувь в магазине, зубы лечим у стоматолога, а сайты все кропаем сами?





))))) улыбнуло ))))

Написать комментарий

 Проверочный код

Креатив

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 19:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация