Есть мнение ...

Особенности национального креатора

Особенности национального креатора

В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.

Концепция креативного класса была предложена американским экономистом Ричардом Флоридой в одноименной книге, вышедшей в 2002 году. Ученый заявил, что люди творческих профессий, проживающие в крупных городах, представляют собой локомотив экономики. Именно они производят добавленную стоимость, связанную с творческой, интеллектуальной составляющей продукта, будь то кино, архитектура или промышленный дизайн.

Исследуя социальную базу креативной экономики, Флорида пришел к выводу, что креативный класс исповедует особые ценности, связанные с открытостью новому, мультикультурализмом, толерантностью, горизонтальной мобильностью, приоритетом интересных проектов над большим заработком. Для этого класса права интеллектуальной собственности являются более значимыми, чем собственности обычной. Города с высоким уровнем культурного разнообразия и толерантности, поощрением индивидуальности и большим количеством возможностей самореализации, по Флориде, неизбежно становятся точкой притяжения и развития человеческого капитала, а вслед за ним — инвестиций, технологий и других креативных продуктов. Книга «Креативный класс. Люди, которые создают будущее» выдержала несколько переизданий и стала настольной для всех, кто работает с вопросами урбанистики, креативных индустрий, инновационного и технологического развития. 

Авторы дайджеста НИУ ВШЭ не углубляются в поведенческие и ценностные установки российского креативного класса, ограничиваясь статистическим определением на основе Общероссийского классификатора занятий. «Под креативным классом понимается совокупность лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой (креативной) и интеллектуальной деятельностью», — пишут эксперты во введении. Тем не менее данные статистики в определенной мере проливают свет на особенности российской креативной экономики. Исследователи предлагают использовать их при подготовке управленческих решений, а также для мониторинга реализации правительственной «Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года».

Согласно докладу, численность креативного класса в России в 2021 году составила 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых, за последние пять лет она увеличилась практически на треть. При этом большую часть (43,4%) в 2021 году составляли программисты и специалисты в сфере рекламы и маркетинга. Наименьшую долю — примерно 2% — составляют музыканты.

Из дайджеста следует, что средний представитель креативного класса в России — это «молодой мужчина от 25 до 34 лет с высшим образованием». При этом на протяжении последних пяти лет доля молодежи среди креативного класса снижалась, что исследователи связывают общей тенденцией к сокращению молодых специалистов на российском рынке труда. 

Среди других наблюдений — большинство креаторов в России имеют вполне традиционные условия труда, унаследованные из фордистской эпохи. Несмотря на то что креативный класс принято ассоциировать с гибкими моделями занятости, фрилансом, удаленкой, российские креаторы в массе своей посещают офис и работают восемь часов в день (в 2021 году 89% творческих специалистов трудились полную рабочую неделю). Исследователи связывают это с особенностями российской экономики, в значительной мере ориентированной на государственные организации и традиционную офисную культуру. 

По специальности по состоянию на 2021 год работала только половина творческих специалистов. Это подтверждает взгляд на креативные индустрии как на синтетическую и междисциплинарную сферу, где встречаются люди с самыми различными знаниями и умениями. 

В текущих реалиях креативный класс, безусловно, востребован российской экономикой, по крайней мере его значимая часть, убежден один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман: «Сейчас нашей стране, как никогда, важен переход к инновационному развитию, а без разработчиков, инженеров, айтишников, дизайнеров добиться этого будет крайне сложно. Не менее важно развивать и культурную составляющую, транслируя миру уникальный российский контент в виде музыки, искусства, кино, литературы — то, что в политике называется применением мягкой силы».

По словам исследователя, о росте спроса на креативных специалистов свидетельствует популярность соответствующих образовательных программ: в той же НИУ ВШЭ активно развивается факультет креативных индустрий. Вместе с тем Михаил Гершман подчеркнул, что для креативного класса также очень важны особая рабочая среда, свобода творчества, признание заслуг, ощущение важности своей работы. «Создание таких условий — на базе креативных кластеров, арт-резиденций, школ креативных индустрий и других организаций — задача управленцев и на уровне государства, и на уровне конкретных компаний», — заключил он. 

Основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов отметил, что ключевая черта специалистов, которые работают в его индустрии, — сочетание художественного и рационального начала: «В промдизайн идут ребята, которые чувствуют технические, логические, причинно-следственные связи и одновременно — эстетику. В этом сочетании секрет успеха в профессии».

По его словам, несмотря на то что дизайнеров готовят многие вузы, найти толкового специалиста бывает очень непросто. «Промдизайнеров учат во многих местах, но качественно — почти нигде. У нас мало практикующих преподавателей. Хорошие школы можно пересчитать по пальцам. С одной стороны, есть перепроизводство, потому что выпускники не могут трудоустроиться, с другой — я, чтобы найти промышленного дизайнера, должен порядком помучиться», — отметил он.

Разорвать этот замкнутый круг могли бы разнообразные конкурсы, акселераторы, программы поддержки, например, из числа тех, что организует Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Такие проекты помогают наладить коммуникацию между заказчиками и исполнителями, специалистами и работодателями, в общем, навести мосты.

Сергей Смирнов, среди прочего, подтвердил, что его сотрудники работают преимущественно в офисе — главным образом потому, что дизайнерам необходимо плотно взаимодействовать с инженерами из конструкторского отдела. 

Управляющий партнер DPG Russia и вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алена Кремер в свою очередь уверена, что понятие креативного класса имеет принципиально глобальный характер, а потому локализовать его, приземлить на российскую почву не так просто: «На мой взгляд, креативные навыки — это наднациональная категория, в них могут отражаться этнический колорит, местные традиции, другие социальные нормы и особенности поведения, но в целом креативность трансгранична».

По словам Алены Кремер, креативность — базовый критерий при приеме на работу в сфере рекламы и маркетинга. При этом не стоит опасаться перепроизводства креативных специалистов. Это по определению невозможно, ведь «они всегда найдут себе применение в любой области экономики, включая производственные, привнесут свой творческий потенциал и наполнят рабочие процессы новым смыслом».

Эксперт отметила, что важное условие роста креативного класса — релевантные подходы в образовании. «Надо учитывать, что людей данной группы характеризует выраженное чувство индивидуальности и определенной свободы действий, следовательно, эти чувства надо поощрять и развивать на самых ранних этапах, включая школу и институт. И лучшая помощь в развитии индивидуальности — сведение к минимуму запретов и иных ограничений свободы творчества», — отметила она. 

Алена Кремер напомнила, что креативные индустрии выходят на первый план в странах с крупными или быстрорастущими экономиками: «Китай привлекает креаторов из игровой индустрии, Индия — зона повышенного интереса для деятелей кино, а страны с активно растущими потребительскими рынками, такие как Перу и Турция, ярко проявляют себя в рекламе и пиаре».

Численность и портрет креативного класса — один из ключевых индикаторов состояния экономики страны, уверен президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Если экономика развивается и меняет характер, а переход от ресурсно-сырьевых активов к использованию результатов научного, технологического, художественного творчества является устойчивым, будут меняться и другие важные индикаторы». Кроме роста численности креативного класса за последние пять лет в стране практически вдвое увеличились инвестиции в нематериальные активы, в первую очередь интеллектуальную собственность, что, по мнению эксперта, обнадеживает. Однако динамика экспорта продуктов, характерных для экономики знаний, все еще не внушает оптимизма, а развитие креативной экономики в целом пока нельзя признать устойчивым. «Требуются быстрые, смелые, системные меры со стороны государственной власти для того, чтобы поддержать рост инвестиций в создание интеллектуальной собственности и креативных продуктов, увеличить оборот интеллектуальных прав и экспорт», — подчеркнул он. Без изменений модели налогообложения и налогового маневра для всего креативного предпринимательства, аналогично маневру в IT-сфере, без либерализации кредитно-денежной политики успехи последних лет и положительная динамика роста креативного класса могут обернуться оттоком талантов и скатыванию к привычной ресурсно-рентной модели.

Для России креативный класс сегодня — основная движущая сила и один из немногих перспективных рычагов развития экономики. «Самые яркие представители этой социальной группы оказывают ключевое воздействие на развитие человеческого потенциала страны и создают новые ценности, востребованные современным обществом», — заключила Алена Кремер.

Антон Котенев, IPQuorum

22.01.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"

Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"
Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015". Каталог «Жар-книги 2015» прекрасен по всем статьям: - дизайнер Мила Ершова превзошла саму себя и сделала потрясающий по своей привлекательности макет (за что ей несомненное спасибо!); - типография УП ПРИНТ превзошла саму себя и напечатала этот каталог так, как не печатала, наверное, еще никогда (за что УП ПРИНТУ и отдельно Татьяне Альтаповой огромное спасибо!); - компания «Анталис» не превосходила никого, а просто предоставила для каталога бумагу, великолепнее которой и на всём земном шаре не сыскать - многие о такой мечтают, но не всем везет (за что ей спасибо не менее огромное, чем предыдущие!). Прилагаемые картинки - лишь слабая тень его великолепия (рассказывают очевидцы, что он даже пахнет прекрасно). ТЕПЕРЬ ОН ДОСТУПЕН ВСЕМ!!!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

15.03.2025 - 02:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация