Есть мнение ...

АКАР: неэтичные тендеры препятствуют добросовестной конкуренции на рекламном рынке

АКАР: неэтичные тендеры препятствуют добросовестной конкуренции на рекламном рынке

По данным АКАР 57% рекламных агентств регулярно сталкиваются с неэтичными и недобросовестными тендерами: большинство таких тендеров проводится в сферах медиа, маркетинговых услуг, креатива и диджитал медиа. Участие в них не проходит бесследно и наносит серьезный ущерб многим компаниям. Одни испытывают временные и финансовые потери, другие подвергаются репутационным рискам. АКАР опросила рекламодателей и рекламные агентства, чтобы выяснить масштаб влияния неэтичных и недобросовестных тендеров на рекламный рынок. 

Участие в тендерных процедурах для рекламных агентств является возможностью расширить клиентскую базу и продемонстрировать свою экспертизу. Для брендов – найти нового надежного подрядчика и выбрать наиболее выигрышную стратегию продвижения. Но как показывает исследование АКАР, неэтичные действия со стороны организаторов дискредитируют всю тендерную практику и сводят к минимуму ту пользу, которую получают участники.

Согласно результатам исследования, главной целью проведения неэтичных тендеров является имитация выбора заранее известного подрядчика (63%). Половина (49%) респондентов считает, что под видом тендера проводится бесплатный и незаконный сбор креативных идей, концепций и стратегий. 40% уверены, что за тендерами скрывается намерение организаторов провести бесплатный сбор данных по медиаплэненгу и баингу. Другие 40% считают, что неэтичные тендеры проводятся с целью получения незаконных финансовых доходов от будущих рекламных акций. Больше всего неэтичных тендеров проводятся в сферах медиа (58%), маркетинговых услуг (49%), креатива (44%) и диджитал медиа (40%), меньше всего – в диджитал креативе (21%) и PR (19%). 

Неэтичные практики со стороны организаторов тендеров могут быть разными. По мнению большинства опрошенных (71%), они заключаются в непрозрачной системе критериев выбора победителя или ее отсутствии. 60% участников тендера не получали внятную обратную связь после подачи предложения, а больше чем половине (57%) респондентов организаторы вовсе отказали давать обратную связь. 50% сталкивались с отменой тендера без объяснения причин, 41% – c сокращением бюджета после выбора победителя.

Участие в неэтичных и недобросовестных тендерах приносит временной (68%), финансовый (57%) и имиджевый (27%) ущерб. При этом 59% участников исследования оценили свой финансовый ущерб от участия в таких тендерах до 5 млн рублей, 15% участников отметили, что потери составили до 10-20 млн рублей. 100-200 часов - именно столько рабочего времени потеряла треть опрошенных на участие в каждом неэтичном тендере, а 24% респондентов считают, что их репутационные потери от участия в неэтичных тендерах можно назвать критическими.

Для устранения ущерба или наказания организатора неэтичного тендера 46% опрошенных заносили участников или организаторов в черный список, чтобы не работать с ними в будущем. 20% пытались договориться с организаторами о получении части рекламного заказа в виде компенсации, и только  5% опрошенных подавали в суд. Тем не менее большей части (79%) респондентов не удалось добиться какой-либо компенсайии от организаторов.

29% тендеров, в которых участвовали респонденты в январе 2020 по октябрь 2021 года, оцениваются ими как неэтичные. При этом 91% тендеров проводились на бесплатной основе. Таким образом можно сказать, что вероятность столкнуться с недобросовестными и неэтичными практиками при участии в бесплатных тендерах является высокой. Компании, сделавшие выбор в пользу неоплачиваемых конкурсных процедур, сильнее подвержены рискам. Интересно, что количество закрытых и открытых тендеров, в которых принимали участие респонденты, почти одинаково: 47% и 53% соответственно. Исходя из этих данных можно предположить, что закрытые тендерные процедуры не являются гарантией добросовестности организаторов.

Екатерина Селявина, Вице-президент АКАР, Сопредседатель комиссии по этике, Президент коммуникационной группы MOVIE:

«Стремительный рост in-house агентств в структуре рекламодателей – ближайшая перспектива развития, которая влечет за собой одну из «болей» рекламного рынка многих лет: непрозрачность и неэтичность проведения тендеров как основного инструмента борьбы за клиента. Эту боль помогает выявить исследование, которое инициировала комиссия по Этике Ассоциации. 

Неравнозначное отношение двух сторон: агентств и рекламодателей, выглядит не всегда по-партнерски. Агентства продолжают быть бесплатным инкубатором для идей и стратегий для части рекламодателей (доля бесплатных тендеров в 93% это подтверждает), тендерная процедура позволяет это сделать, и агентства абсолютно бесправны в такой ситуации. 

Правит балом тот, у кого деньги. 29% тендеров, по мнению отрасли, неэтичные, это касается всех сфер рекламы и коммуникаций.

Но при этом агентства не готовы оглашать список тех клиентов, которые прибегают к таким практикам , лишая себя возможности все-таки попытать счастье в будущем, надеясь на смену маркетинга, изменения ситуации в лучшую сторону. Конечно, АКАР – саморегулируемая организация, и мы стараемся актуализировать и решать проблемы отрасли. Планируем на постоянной основе проводить подобное исследование. Следующая волна пройдет после завершения основного тендерного периода в первом квартале 2022 года, и мы обязательно включим открытые вопросы о том, что можно изменить в этой проблеме, что об этом думает и та, и другая сторона, и какие действия необходимо предпринять». 

Владлен Ситников, Вице-президент АКАР, Сопредседатель комиссии по этике, партнер Possible Group Moscow, Brand Director Skillbox:

«43% агентств в стране больше не сталкиваются с неэтичными тендерами — и это победа, настоящий перелом! Агентства отказываются участвовать в неоплачиваемых тендерах, отказываются работать с недобросовестными организаторами, уважают свой труд и не дают взятки. Уверен, что корректное поведение клиентов с контрагентами станет постоянной практикой». 

16.12.2021

на печать


Комментарии

Petr
24.01.2022 16:17 | сообщение #1
 

Интересно читать цитату Ситникова. Интересно, он в к курсе, что его агентство просит откаты от собственных подрядчиков?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.03.2025 - 12:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация