Школа рекламиста

Принцип Демиурга

Все тренинги на повышение креативности основаны на принципе научить человеческий мозг задавать необычные вопросы и искать неожиданные ответы. Вот пять знаменитых упражнений, которые рекомендуется выполнять регулярно хотя бы по одному, в идеале - каждый день.

Вы - практик и привыкли мыслить логически. А вот способность творить и фантазировать, выдавая на-гора феерические идеи и искрометные слоганы, никогда не считалась вашей сильной стороной. Как обнаружить и развить в себе "склонность к креативу", рассказывает этот материал.

Творческий подход необходим в любой сфере деятельности. Если мы, конечно, желаем, чтобы эта деятельность была успешной и не превращалась в ежедневную унылую рутину. Вдохновенный энтузиаст даже из мытья посуды сумеет создать высокохудожественный процесс.

Мозговой штурм

Есть люди, наделенные великолепными креативными способностями от рождения. Они творят гениальные вещи, заставляя мир присвистывать от восхищения. Но что в таком случае остается другим? Уныло пожимать плечами и говорить: "Я, видите ли, по натуре не слишком творческий человек..."? Психологи утверждают, что такая позиция продиктована исключительно пораженческими настроениями. Креативность можно в себе развить. Как гладкую мускулатуру - принудительно и "механически", путем ежедневных упражнений и тренировок.

Не стоит думать, что у творческих людей голова устроена как-то по особенному: там все точно так же, как и у остальных. Но вот метод мышления действительно имеет свои особенности. Некоторые философы называют этот метод "принципом Демиурга". В такой трактовке Демиург - это некое младшее божество, которое ничего не создает, зато отлично умеет перемещать в пространстве уже имеющиеся объекты. В отличие от Создателя Демиург не творит, но перемешивает, скрещивает, видоизменяет (а в христианской традиции еще и портит: Сатана и падшие ангелы также причисляются к Демиургам).

Мы, люди, наделены "демиургическими способностями" в полной мере. Мы постоянно заняты складыванием в новых, собственных комбинациях старых кусочков великой вселенской мозаики: "Что будет, если к трем прибавить четыре, добавить соли и специй по вкусу и все это вылить на голову проходящему под окном человеку?"

Творческие люди придумывают новые комбинации сами. Нетворческие пользуются уже имеющимися: учат формулы, читают психологическую литературу, записывают бабушкины рецепты и внимательно изучают советы в глянцевых журналах. В результате их мозг функционирует примерно так... А чтобы лучше описать этот процесс, представим, что аккуратно снимаем "крышку" и заглядываем внутрь. И что же предстает нашему взору? Мы видим огромное помещение, заставленное шкафами и картотеками, с запутанным лабиринтом дорожек. По этим дорожкам перемещаются курьеры-мысли. Причем курьеры эти - страшные лентяи и консерваторы. Они не желают искать новых путей, прокладывать новые маршруты, а самое главное, они любят приносить только самые популярные ответы, до которых им проще всего добраться.

"Трава? - говорят они. - Трава у нас зеленая. Поэт? Ну, конечно, Пушкин. При чем тут какой-то Франсуа Вийон? Поэтом всегда был Пушкин, нечего гонять меня без толку. Какие бывают нарисованные домики? Квадратные, с треугольной крышей и трубой. Вот еще окошечко по центру можно приделать - и нечего заставлять меня тащиться в отсек, где хранятся крылатые дома из ваших безумных детских фантазий, - ничего там уже не найдешь, все списано".

Развивая метафору, представим, что у человека с хорошим креативным мышлением мозг обслуживается курьерами-энтузиастами, которые всегда рады возможности быстро забраться в самый захламленный, самый потайной угол - и вытащить оттуда что-нибудь неожиданное и непонятное. А вдруг нам это пригодится?

Все тренинги, рассчитанные на повышение креативности, основаны на принципе - научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Вот пять самых знаменитых упражнений, которые хотя бы по одному рекомендуется выполнять регулярно, в идеале - каждый день.

1. И все-таки у них много общего

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово (если попадется "купфермеритоль" - пренебрегите им и откройте словарь еще раз). Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет оба слова между собой. Например, автор этих строк в свое время чуть не сошла с ума, пытаясь осознать, что общего у бурундука и лакмусовой бумажки. Причем деваться было некуда: все происходило на семинаре по психологии, а публично ударять лицом в грязь не хотелось. Пришлось рассказать чудовищно трагическую историю про геолога, укушенного бурундуком и заболевшего бешенством,  причем анализы у бедняги проверялись при помощи лакмусовой бумажки...

Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться "ингредиентами", находящимися в разных его секторах. 

Пример: Вопрос: что общего между глазом и водопроводным краном? 1. Оба слова - из четырех букв. 2. В обоих случаях буква "А" - третья по счету. З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз вымыть. 4. И то и другое может блестеть. 5. Из них иногда льется вода. 6. Когда они портятся, из них подтекает. А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. Безумный генетик

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и пишущий предмет. Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть. Здесь, как в сексе, важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост - как у павлина, тело червяка, передние ласты - как у тюленя, задние ноги - как у паука, уши - как у осла, глаза - как у улитки... А если вам приспичит поставить зверька на колеса или снабдить его пропеллером вместо ноздрей - еще лучше. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - задушить в зародыше логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. Сумасшедший архитектор

Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Но сперва вам понадобится 10 произвольно выбранных слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы - архитектор. К вам обратился заказчик, который готов оплатить эскиз своего жилья (это, к примеру, миллион долларов. Или даже 10 миллионов - в общем, сумма, при мысли о которой вам будет веселее работать). Но его условие: этот дом должен соответствовать 10 требованиям - в нем должны быть представлены... Далее следуют 10 выбранных слов. Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутрь можно было запихнуть комнаты и меблировку. "Кастрюля" - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. "Сапог"? Жилище украсит крыша в виде сапога со шпилькой. "Ворона"... ну, пусть крыльцо будет черным, как ворона. "Кресс-салат"? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. "Аутодафе"? Ну, хорошо. Камин в гостиной может быть выполнен в виде еретика, привязанного к столбу. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. Десять плюс десять

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, "шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая" и т. д. Это было легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Но, с другой стороны, а кто ее пробовал?.. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали "желтый", можете считать, что с цветовой гаммой покончено). Пример: смех может быть: веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный , нервный, ледяной, напрасный, дурацкий, звонкий. При этом ни при каких условиях, даже в воспаленном мозгу поэта-авангардиста, смех не может быть: раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий, истонченный, раненый, газообразный, неопознанный.

5. И это называется...

Это упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, что видите это на картине. А теперь придумайте этой картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное - главное, чтобы оно понравилось вам самим. Примеры:  "Вид из окна, когда у меня плохое настроение" (без комментариев); "знакомка" (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); "огни Москвы" (загоревшаяся корзина для бумаг, куда какой-то кретин бросил окурок); "жертва рыбовладения" (в ресторане вам принесли нечто, что в меню самонадеянно именуется "осетрина по-царски").

Анастасия Николаевна Олейник,
бизнес-тренер
Элитариум.Ру

01.06.2005

на печать


Комментарии

ilsen
01.06.2005 13:32 | сообщение #1
 

Надо будет обязательно испытать на себе данные упражнения. Идея интересная, надеюсь что полезная :0)...

Phantomas
01.06.2005 13:56 | сообщение #2
 

Занятно ;-))

дёма
01.06.2005 17:49 | сообщение #3
 

клёво :-)
спасибо!!!

Славянка
01.06.2005 22:09 | сообщение #4
 

а что дает 4 метод? увидеть несовместимое и все же совместить?

Impuls
09.06.2005 13:18 | сообщение #5
 

Уже несколько дней, время от времени выполняю предложенные упражнения. Это не только интересно, но и моментально поднимает настроение!!!
Автору СПАСИБО!!!

Гость
09.06.2005 19:40 | сообщение #6
 

Здравствуйте и не болейте. Здравствуйте, Анастасия Николаевна Олейник. Очень хорошая статья. Для окончательного развенчивания уникальности "созидательных" способностей" и повышения значимости Гениев от себя могу добавить что в математике есть такая функция - "факториал" - количество комбинаций из известного количества "деталей" (сильно упрощаю, но...), которая говорит что из пяти упражнений 1х2х3х4х5=120 вариантов тренингов. А если учесть, что уже отобрано количество "приличных" цветовых сочетаний = 18=1х2х3х4х5х6х7х8х9х...
Я всё это к чему: казалось бы не большое количество - около 5 - составных независимых частей дают 120 вариантов. Даже если, половина явный бред, то остаётся 60. Кто из рекламистов может похвастаться такой производительностью?
На мой взгляд статья помогает понять как достигнуть этого абстрактного математического количества в реальной рекламной практике.
Всем успехов...

Belka
10.06.2005 12:16 | сообщение #7
 

открываешь заново глубоко зарытые таланты художника!! спасибо

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...

на правах рекламы

29.09.2024 - 05:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация