Школа рекламиста

Личность или бренд? Душа или бренд?

Ни для кого не секрет, что бизнес все больше напоминает лотерею с многомиллионными ставками без каких-либо гарантий успеха. Стоимость входа на многие рынки уже перевалила за сумму с шестью нулями в долларовом эквиваленте. Брендинг уже давно перестал быть просто модным словом, брендинг на многих рынках – непременное условие присутствия товара на рынке вообще, и все больше отечественных предпринимателей это понимают – жизнь заставляет.
Риск в бизнесе, особенно в сегменте FMCG, становится слишком велик, мы не имеем права на ошибку, мы должны быть эффективными, мы должны четко понимать, что и как мы будем делать, как мы будем создавать востребованные потребителем бренды. Но существующие концепции создания брендов ставят больше вопросов, чем дают ответов.

Брендинг погряз в дремучем словоблудии, создается ощущение, что все "откровения", написанные "признанными гуру", преследуют только одну цель: до предела запутать нас с вами, чтобы за гениальные решения выдавать откровенный словесный мусор. Шаг за шагом мы должны избавиться от мифов и заблуждений, в нашей работе они вредны. Маркетинг рационален по своей природе, мы обязаны это помнить и рассматривать все, что нас окружает через призму здравого смысла, а не через розовые очки неэффективных концепций, созданных людьми, похоже, страдающих полным отсутствием понимания того, что они вообще делают.

Сильный, успешный бренд не просто близок потребителю. Сильный бренд является частью жизни потребителя. Сильный бренд является неким эталоном, относительно которого потребитель оценивает не только другие товары. В нашем мире, ты – это в значительной мере и "то, что ты потребляешь". Но как бренду стать частью жизни потребителя? Вместо глубокого анализа самих себя как потребителей, вместо того, чтобы безжалостно залезть в душу к самому себе, брендологи предпочитают фантазировать...

Плодом фантазерства явился тезис о высшем уровне бренда – персоналиях, личности или душе бренда. То есть бренд для нас и потребителя должен стать неким одушевленным существом. "На кого был бы похож этот бренд, если бы он был живым человеком?" Насколько корректен подобный вопрос? "Папа, папа, наша мама с маргарином разговаривает"? Брендологи всех стран изо всех сил хотят "подружить" потребителей с брендом. Имеет ли это смысл и реально ли это? Может ли у пива быть характер? Пиво – всего лишь напиток брожения. Может ли сигаретный бренд быть нашим другом? Потребитель – не идиот! Надо бы это запомнить. Бренд- менеджер или рекламист, а уж тем более заказчик может им быть, но потребитель в своей массе – далек от идиотизма. Потребитель может выбрать товар импульсивно, может выбирать абсолютно осознанно, руководствуясь рациональными или иррациональными причинами(по сути, все причины рациональны, только логика многих из них не ясна маркетологам), но он не настолько глуп, как о нем думают "специалисты".

Глупы, как раз, оказались современные маркетологи, брендостроители, иже с ними, которые не смогли понять алгоритм принятия решения о покупке и возможностях влиять на выбор потребителя, то есть не смогли создать ни одной внятной концепции построения бренда. Вместо этого, все занимаются исключительно "анализом" всемирно известных брендов, ставших востребованными только по причине гениальной интуиции создателей.

Корни желания "одушевить" бренд кроются именно в желании гениальное решение отдельно взятого менеджера успешного бренда разложить на составляющие и вывести универсальную формулу успеха. Но насколько реально сравнивать Harley Davidson и бренд крема для лица? Можно ли применить правила, выведенные из анализа создания этого бренда к созданию пивного бренда, например? Руководствоваться только анализом чужого успеха - заведомо тупиковый путь, чужую интуицию, работу чужого таланта невозможно анализировать, можно только фантазировать, представляя себе, что же имел в виду создатель. Отсюда и берут корни все имеющиеся концепции, неработоспособность которых видна невооруженным глазом, ибо они в сущности своей есть лишь плод фантазии…

Личность бренда здесь – попытки придумать то, что объяснить, руководствуясь фантазиями, просто невозможно: восприятие информации потребителем и ее последующую внутреннюю интерпретацию. Никто толком не знает и не может знать, как "одушевить" бренд. А как еще можно описать процесс работы интуиции? Именно таким образом, посредством подобного пустословия (которое проявляется в том числе и в описаниях этих пресловутых "персоналии") процесс брендинга и становится намного ближе к шаманству, чем к бизнесу.

Восприятие информации о товаре, марке или услуге человеком – самый важный элемент системы; по сути он отвечает за то, готов ли потребитель переплатить за этот бренд (а покупка бренда всегда подразумевает дополнительные затраты), но что мы видим? Можно найти следующие определения : "персоналии бренда как-то связаны с сущностью человека", "это очень сложные процесс", "персоналии бренда строятся годами". Не правда ли, чрезвычайно "понятные", а главное "полезные" объяснения? И нужно ли использовать именно такие понятия для описания сложных процессов в сознании и подсознании потребителя? Последовательно осмысливая мысль о бренде, как о личности, можно прийти к терминам:

  • пол бренда
  • сексуальная ориентация бренда
  • вероисповедание бренда
  • биологический и психологический возраст бренда
  • место работы и сфера деятельности бренда
  • психические отклонения бренда
  • политический бренд, который предпочитает наш бренд
  • прическа бренда
  • бренд зубной пасты, которой пользуется бренд
  • бренд лечебного заведения, в котором окажется бренд после того, как у него обнаружат рак легкого от того, что он курил сигареты определенного бренда и прочее, прочее...

Не находите, что такой подход может только запутать, но никак не дает нам возможность понять принципы создания бренда, как привлекательного образа торговой марки в сознании и подсознании потребителя? Или вы предпочитаете и дальше ломать голову над вопросами в духе – а болит ли голова у бренда от того, что накануне он перебрал другого алкогольного бренда? А каким брендом пользуется бренд для искоренения волос в подмышечных впадинах? А давно ли сдавал анализы на СПИД наш бренд? А не употребляет ли он наркотики? А стоит ли вообще дружить с таким брендом?

Мы пришли к выводу, что потребитель не "очеловечивает" бренды, представляя их живыми существами, а лишь присваивает им свои оценки, чтобы вписать в существующую у них систему взаимоотношений с окружающим миром, значительной частью которого являются бренды, а потом, в том случае, если потребитель убеждается в правильности собственной оценки конкретного бренда, он делает бренд уже критерием оценки самим по себе. То есть потребители сами делают бренды своими жизненными ориентирами в зависимости от возможности или невозможности вписать бренд в систему мировоззрений, характерную для каждого отдельно взятого индивидуума, потребители приравнивают бренды к собственным личностным ценностям, на основании которых они раздают оценки окружающему. Очевидно, что это процесс, проистекающий в мозгу потребителя, но пока никто так и не пришел к такой технологии, которая сможет с большой долей вероятности обеспечить "попадание" товара в систему под названием "внутренний мир потребителя", никто так и не понял, сколь-либо глубоко, логику этого процесса. Все попытки присвоить товару человеческие качества, в надежде на то, что благодаря им бренд "подружится" с потребителем, выглядят как минимум странно, а как правило - откровенно глупо, как глупо звучит слоган "пиво с твоим характером".

Совершенно ясно, что потребитель должен не только понимать, какие преимущества несет ему какой-либо бренд. Он должен чувствовать это. Бренд должен нравиться потребителю, быть ему близким – на это и нацелены нелепые попытки присвоить бренду некие "персоналии". Но мы не будем заниматься подобным словотворчеством. Товарный бренд никогда не сможет стать по-настоящему одушевленным существом для потребителя, сравнение товара или услуги с человеком попросту абсурдно.

Ясно, что чем большую роль играет конкретный бренд в жизнедеятельности человека, тем "ближе" для него он становится. Это основной критерий, определяющий потенциальную "одушевленность" бренда. Байкер, большую часть жизни проводящий в седле своего Харлея, склонен воспринимать своего железного коня как друга, даже, возможно, больше, чем друга, возможно, он даже разговаривает со своим мотоциклом, но это лишь замена дружбы, эрзац общения, иллюзия одушевления, являющаяся следствием большой роли бренда в жизни потребителя. Но велика ли роль майонеза в нашей жизни, и не глупо ли пытаться присвоить большую роль в жизни потребителя пивному или масло-жировому бренду? Реально ли ждать от потребителя, чтобы мыльный бренд стал настолько ему близок, чтобы он проводил все свое время в обнимку с пачкой стирального порошка? По логике, эффективное "очеловечивание" посредством удачно разработанных "персоналий бренда" должно привести именно к этому, но не идиотизм ли это?

"Одушевление" бренда - некорректный в корне термин, об одушевлении в восприятии бренда потребителем речь идти не может, это лишь внутренняя игра, в которую играет потребитель, подобная игре в куклы. Мы можем любить свой автомобиль, можем холить его и лелеять, мы можем с нежностью относиться к некоторым приятным статусным "игрушкам", но внутри, никто из нас не считает товары "живыми" - это лишь изделия из металла, кожи, пластика или ткани. Мы любим не их, а то впечатление, которое производит на окружающих демонстрация этих вещей. Потребляя, мы демонстрируем себе и окружающим нашу жизненную позицию, наши личностные ценности, образ желаемого "Я" в виртуальной сфере наших фантазий, а это очень далеко от примитивного сравнения неосязаемого образа и конкретного человека. Личность вообще - это значимый персонаж в событийном поле человека, а бренд является лишь иллюстрацией предпочтения покупающего субъекта. Рекламистам и бренд-менеджерам важно не создавать "бренд с личностью", а понять, что потребитель сам является личностью, со своими ценностями и самопредставлением. Важно научится не развивать "личность бренда", а развивать, даже раздувать самопредставление потребителя, предлагая ему все больше и больше "подпорок" под его "второе Я", то каким он себя ХОЧЕТ видеть. Бренд должен удовлетворять именно эти его потребности, и чем лучше он продвинулся в этом, тем он сильнее. Мы должны искать потребности, порожденные его осознанными или неосознанными устремлениями, опираясь на них, мы должны создавать такое предложение, против которого потребитель просто не сможет устоять. Только так мы сможем создавать сильные и востребованные потребителем бренды. Мы должны не просто продавать мечту, мы должны четко знать, какую именно мечту, кому и как мы должны ее продавать, а не заниматься вместо этого бесплодными попытками описать несуществующее и уж тем более не пытаться применять на практике то, что любому здравомыслящему человеку покажется попросту абсурдным.

Виктор Тамберг,
Андрей Бадьин
newbranding

27.05.2005

на печать


Комментарии

Nica
31.05.2005 14:03 | сообщение #1
 

Тоже не понимаю - зачем была написана эта статья.

Личность бренда - глупо? Да, с точки зрения формальной логики и здравого смысла. Но, осмелюсь напомнить, потребитель - это человек. Открываем учебники психологии. Помимо многого прочего, человеку свойственно:

1. Вносить свою жизнь ритуалы, традиции, пусть и бессмысленные сами по себе, но структурирующие его жизнь и придающие ей смысл или иллюзию смысла.

2. Человеку свойствено приписывать собственные человеческие черты - животным, растениям (предметы потребления), божествам, им же создаваемым и пр. То, что для определенной части приверженных потребителей бренд становится иконой со всеми вытекающими - в этом ничего "абсурдного" нет.

Ребята, забудьте про маркетинг. Это синтетическая дисциплина. Есть социальная психология, есть психология личности, есть социология, есть культурология (простая и социальная), есть лингвистика и психолингвистика, есть микро и макроэкономика, есть менеджмент предприятия, есть вообще (ужас) имиджелогия, а есть просто статистика. Такой большой мешок всего. И все в нем "маркетинг" - если позволяет продавать больше, чем без него. И все в этом мешке "брендинг", если позволяет построить успешные долгосрочные отношения с потребителем. Докажу фактами. Кейсами.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 10:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация