Олег Тиньков, владелец пивоваренной компании "Тинькофф"
"Планы -они на то и планы, чтобы либо сбыться, либо нет", - заявил однажды Олег Тиньков в беседе с корреспондентом "К°". Свой новый завод он открыл с опозданием - не в октябре 2004 года, как собирался, а в мае
АЛЕКСЕЙ:
Олег Тиньков: Отчасти - да, расцениваю. Когда нет больших денег на рекламу и пиар такая политика вполне приемлема. Я соглашаюсь примерно на 80% интервью, которые мне предлагают, поэтому обо мне много пишут. Поскольку в российском предпринимательском сообществе в целом пока не принято быть открытым, встречаться с журналистами и отвечать на поставленные вопросы, на этом фоне мы выглядим очень заметными. Но мы уже и не маленькие. Сейчас мы заканчиваем строительство второго завода в городе Пушкин под
"Ко": Олег, вы неоднократно об этом рассказывали, тем не менее общественность до сих пор интересует
- как вы начинали свою предпринимательскую карьеру? В каком возрасте стали заниматься бизнесом и каким? Как заработали стартовые деньги? Помогал ли вам
О.Т.: Начинал я в конце
АНДРЕЙ РОМАНЮК: Как проходило построение бренда "Тинькофф"? Была ли это удачная идея, которая переросла в бренд, или это результат анализа и планирования?
О.Т.: Предварительного анализа и планирования не было, потому что я вообще не люблю планировать. Все наши решения базируются отчасти на интуиции и отчасти на здравом смысле - моем и людей моей команды. В частности, так было с ресторанами - мне эта тема нравилась, а после того, как наш директор по операциям Андрей Мезгирев съездил в Америку и, в свою очередь, заявил, что в России такой бизнес пошел бы, мы начали открывать рестораны (первый ресторан "Тинькофф" появился в
Планировать, безусловно, нужно, но уже на том этапе, когда бизнес запущен. Должен быть стратегический план, маркетинговый план… Но не так, чтобы с самого начала все сразу на бумаге просчитать. Наполеон, например, говорил, что сперва нужно ввязаться в бой, а дальше - действовать по обстоятельствам.
ВАСИЛИЙ ПАРШУТКИН: Олег, есть впечатление, что средства, вложенные в развитие бренда "Тинькофф", значительно превышают прибыль с продаж. Я ошибаюсь?
О.Т.: Конечно, превышают. А если учитывать суммы, вложенные в производство, разница будет еще более значительной. Но это нормально - чтобы заработать деньги, нужно сначала их потратить. Времена, когда "Балтика" инвестировала $10 млн. и возвращала в течение трех месяцев, давно прошли. Мы пришли на пивной рынок, когда здесь уже была высокая конкуренция (первый завод "Тинькофф" был запущен в апреле 2003 года. -Прим. "К0"). На продвижение "Тинькофф" у нас уходило порядка 25 - 30% годового оборота. В этом году рекламный бюджет бренда уложится в нормальные рамки - 10% от оборота. Но на новую марку "Т" мы потратим $10 млн. в течение ближайших трех месяцев - опять же это составит 30% или даже 40% от объема продаж.
"К°": Когда же пересекутся эти линии - вложения в запуск марки и прибыль с продаж?
О.Т.: Если говорить о первом заводе, то 2003 - 2004 годы мы закончили с убытком. В этом году ожидаем маленькую прибыль. С 2006 года начнем зарабатывать
ДМИТРИЙ КЕРИМОВ: Если предположить, что некий инвестор сейчас делает вам предложение по покупке пивного бизнеса, от которого невозможно отказаться, в какое новое дело вы вложили бы вырученные средства?
О.Т.: Сложно сказать… Сейчас на потребительских рынках везде настолько большая конкуренция, что "с шашкой наголо" уже не проскочишь. Хотя, на мой взгляд, есть два рынка с хорошими перспективами -розничная торговля и недвижимость.
МИХАИЛ ЗЕЙТЦ: Пару лет назад вы заявили, что "Тинькофф" - это бизнес на продажу. Вы "заигрались" или нет желаемой капитализации этого бренда?
О.Т.: Действительно,
НЕСТЕРОВИЧ: Если вдруг в стране не останется разного рода олигархов, кому вы будете продавать своих сильно распиаренных "детишек"? Я разговаривал с людьми из
О.Т.: Не знаю, с кем разговаривал этот человек, но лично я знаком с генеральным директором
ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВ: Ведете ли вы переговоры о выкупе "Дарьи"?
О.Т.: Год назад у меня были такие переговоры с Millhouse Capital, но ничем хорошим они не завершились. Мне жаль, в каком состоянии сейчас пребывает "Дарья" - она может продавать в
АЛЕКСАНДР РОМАНОВ: Какова будет стратегия продвижения вашего нового бренда "Т"?
О.Т.: Ничего принципиально нового - телевидение, Интернет… Будут задействованы все средства коммуникаций. По своему позиционированию это молодежная марка, поэтому будет много интерактива -
ЕЛЕНА РАДУ, КИШИНЕВ: Вы продвигаете свой продукт, пиво, прилагая усилия к формированию молодежной моды и привычки его потреблять. Но данная привычка ведет к будущим проблемам молодого поколения, и это уже стало проявляться в России. Есть ли у вас чувство социальной ответственности? Как это отражается на брендировании продукта?
О.Т.: Думаю, это вопрос не ко мне, а к большим пивоварам. Что, я не мог бы варить дешевое пиво, разливать его в пластиковые бутылки и продавать миллионами декалитров? Конечно, мог бы, но мне такой бизнес не нравится. Мы не делаем пиво для тех, кто думает лишь о том, чтобы "нажраться". "Тинькофф" производится только в маленьких бутылках - мы как бы подчеркиваем, что не нужно пить много. Вот во всем этом и заключается мое чувство социальной ответственности.
СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ: Каковы, на ваш взгляд, перспективы пива "Тинькофф" в условиях все нарастающей "управляемости демократии" в России?
О.Т.: Ну, не знаю… Была же в Советском Союзе
ЮРИЙ ЛЕШКОВ: Какие инструменты влияния на потребителя вы предполагаете применять в условиях существующих требований к рекламе пива? Сейчас сложилась ситуация, что с 22: 00 до 7: 00 телевидение становится "братской могилой" для пивных брендов - один за другим идут ролики различных марок…
О.Т.: Согласен - "братская могила". Эффективность рекламы пива на ТВ сейчас приближается к нулю. Но на сегодня более масштабного
ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВ: Каковы ваши показатели на зарубежных рынках, в частности, на украинском и американском?
О.Т.: Больших цифр нигде нет. Лучшие продажи - на Украине, в Казахстане, Белоруссии, республиках Прибалтики. Среди стран дальнего зарубежья выделяется разве что Израиль -понятно, почему. Чтобы за рубежом добиться серьезных результатов, нужно открывать представительства, нанимать людей, вкладываться в продвижение - мы экономически к этому не готовы.
ЛЕЙЛА: Очень порадовало открытие вашего ресторана в
О.Т.: В Казахстане, конечно, есть еще города, где можно открывать рестораны. Но сейчас за пределами России мы в первую очередь смотрим на Киев -это город, который нельзя игнорировать. Он теплый, "пивной" и вообще - очень интересное место.
АЗИЗ ЭДХЕМ: Допускаете ли вы возможность франчайзинга ваших ресторанов?
О.Т.: Да, мы готовы к франчайзингу, у нас уже есть необходимая документация. Но франчайзинг нас интересует только за пределами России - здесь мы можем открывать рестораны сами. Но поиском франчайзи пока не занимаемся. Если поступят предложения - будем обсуждать… Сейчас в России работают девять ресторанов "Тинькофф", строятся еще три - в Казани,
Одновременно начинаем развивать новый проект - СЕРГЕЙ:
О. Т. Да, действительно, мы
РУСЛАН АРТЮХОВ: Что сейчас является оптимальным -выпускать свои торговые марки на своем же предприятии или управлять брендом без собственных производственных мощностей?
О.Т.: Хороший вопрос. Действительно, наступает такое время, когда иметь свои мощности не
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ: Расскажите, с чего надо начинать построение бренда?
О.Т.: С денег, наверное, потому что без денег ничего не бывает. С веры в этот бренд… Однозначно трудно ответить.
ЮРИЙ КАТУНИН: На одной из экспортных упаковок вашего пива была интересная аннотация - будто бы пиво сварено по рецептам Порфирия Тинькова, поставщика императорского двора Петра Великого. Но архивы свидетельствуют, что Порфирий -вымышленный персонаж, такого поставщика у Петра I не было. К тому же ваше пиво -это типичный пилснер, а первый пилснер появился только в 1842 году…
О.Т.: Ну, что я могу сказать… Маркетинг - это всегда такое дело, что без сочинительства не обойдешься. Не было такого поставщика. Эту историю мы придумали для американского рынка. В России мы эту легенду не эксплуатируем. А американцам такие истории нравятся.
АЛЕКСЕЙ: Почему ваш логотип раскрашен в
О.Т.: Я об этом даже не подозревал. Мне просто желтый цвет нравится - не знаю, почему. Говорят, сумасшедшим он тоже нравится. Я даже мечтаю купить себе машину желтого цвета. Пятнадцать лет мечтаю, но никак не куплю - в последний момент передумаю и куплю
ДАНИЛА: Олег, был слух о вашем возможном сотрудничестве с Ларсом фон Триером. Неужели после расставания с Оливьеро Тоскани вы продолжаете верить в возможность работы с иностранцами?
О.Т.: Да, продолжаю. Тоскани - это был неудачный опыт. Он не то, чтобы не смог у нас работать, просто не захотел. Общение с фон Триером тоже может быть неудачным. То, что он делает в кино, очень убедительно, мы хотели бы поработать с ним над рекламными роликами. Я верю в "западников", потому что у них большой опыт и профессионализм - они выросли в высоко конкурентной среде. Другой вопрос - как применить их опыт.
РОМАН СТИПИЦЫН: Говорят, что с вами сложно сработаться - вы влюблены в себя, автократ и не терпите возражений. Поэтому люди от вас уходят, в частности, последний директор по маркетингу. Так ли это?
О.Т.: В общем и целом, это так. Но последний директор по маркетингу от меня не ушел -я его выгнал. Это разные вещи. И он работал у нас всего месяц, поскольку Самвел Аветисян был в творческом отпуске. "Влюблен в себя" - я думаю, если ты сам себя не любишь, то и никто тебя любить не будет. Что касается авторитаризма - в компании есть менеджеры, работающие со мной 8–10 лет. Если человек умеет убеждать, у меня никогда не бывает с ним проблем. А когда
"Ко": Олег, сразу несколько наших читателей интересуются: чем вы руководствуетесь при найме сотрудников? Каким образом набираете персонал? Как можно оказаться в вашей команде?
О.Т.: После предыдущего ответа им должно стать страшно. Нет у меня никаких особенных критериев отбора - какой должен быть диплом или личностные характеристики. Нужно просто хотеть к нам попасть - очень сильно. Как я
БОРИС ТОКАРЕВ: Как вы относитесь к
О.Т.: Отношусь очень серьезно. Но в нашей стране
ОЛЯ, СТУДЕНТКА ЖУРФАКА: Какие у вас, в принципе, отношения с прессой? Ругаетесь ли вы с журналистами, если
О.Т.: Очень редко. В основном, отношения конструктивные. Конечно, когда
ДЕНИС: Скажите, пожалуйста, какая самая главная страсть у вашей компании и у вас лично?
О.Т.: У компании - чтобы пиво "Т" удачно прошло запуск, потому что потрачены огромные деньги, силы и время. Моя личная страсть? Жена, разумеется.
МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ: Насколько приятно быть
О.Т.:
РУСЛАН ТЕМИРБЕКОВ: Какие черты характера, по вашему мнению, помогли вам стать успешным предпринимателем?
О.Т.: Чтобы
РОМАН МАСЛЕННИКОВ: Сколько часов в день вы работаете? И как вы думаете, с возрастом надо работать больше или меньше?
О.Т.: Думаю, что меньше, потому что должно оставаться время хотя бы на семью и на спорт. Сейчас я все больше начинаю спортом заниматься - на велосипеде катаюсь, на лыжах. Но когда работаю - по 10 часов в день, наверное, выходит.
ЕЛЕНА КОРЯКОВА: Вы иррациональный человек? И на каком этапе ваш бизнес подчинялся больше логике, чем интуиции?
О.Т.: Безусловно, я иррациональный человек. Если бы был рациональный, то сейчас бы нефтью торговал. Конечно, когда бизнес оказывается под угрозой, я становлюсь очень рациональным и могу дать отпор по всем фронтам. Про планирование и анализ я уже говорил… В общем и целом - я делаю только то, что мне нравится. Деньги для меня
ВЕРА СЕМЕНОВА: Олег, а вы верите в судьбу? Верите ли, что все происходящее в жизни продиктовано
О.Т.: Я верю в судьбу и верю в Бога. Но это не значит, что если у тебя жизнь складывается определенным образом, то нужно плыть по течению и не пытаться
СЕРГЕЙ: Вы всегда были уверены, что задуманное рано или поздно осуществится?
О.Т.: К сожалению, все задуманное еще не осуществилось. Многим кажется: если человек заработал
CARGO: Если не продукты и не пиво, то какую отрасль вы бы выбрали для самореализиции?
О.Т.: Наверное, спортивный менеджмент. Мне нравится спорт больших достижений, в то же время я понимаю, что у нас здесь полный бардак. Есть отличные спортсмены, хорошая тренировочная база - и есть мировая
АЛЕКСАНДР ЦЗЮ: Как вам удается поддерживать в себе дух творчества?
О.Т.: Отношусь ко всему весело - вот и все. Я просто стараюсь оставаться молодым - мне 37 лет, а я стараюсь чувствовать себя на 25. Не медитирую и наркотики тоже не принимаю.
На последнем Лондонском форуме подошел ко мне один человек и спрашивает: "А ты на чем "сидишь"? Я говорю: "На настроении хорошем". Кто не верит - любому желающему могу сдать волосы для анализа.
АЛЕКСАНДР НУЖНЫЙ: Как бы вы хотели провести закат своих дней, когда закончены все бои?
О.Т.: Так… Я бы хотел, чтобы у меня было с десяток правнуков, не меньше шести внуков, четверо детей (сейчас только трое), и мы все собрались бы на моей вилле
"Ко": И чтобы вино было с собственных виноградников?
О.Т.: А это не принципиально. Можно и пива "Тинькофф" выпить - вспомнить былое.
***
РЕЗЮМЕ ОЛЕГА ТИНЬКОВА
Возраст 37 лет
Образование Ленинградский горный институт, University of California (курс маркетинга)
Проф. опыт 1997 - настоящее время: владелец компаний "Тинькофф" и "ИнтерБир"; 1998 - 2001: владелец компаний "Дарья" и "Райпотребкооперация" (производство мясных полуфабрикатов); 1992 - 1998: владелец компании "Петросиб" (торговля бытовой электроникой,
Личная информация увлекается горными лыжами, велосипедным спортом
"Компания"
25.05.2005
Комментарии
Написать комментарий