Есть мнение ...

Вредный Facebook: как соцсеть влияет на благополучие

Вредный Facebook: как соцсеть влияет на благополучие

По данным Facebook, среднестатистический пользователь этой сети ежедневно проводит в ней почти целый час. Исследование Deloitte отмечает, что многие пользователи смартфонов проверяют соцсети, едва проснувшись — зачастую даже не встав с постели. Конечно, социальное взаимодействие — естественная и необходимая составляющая жизни человека. Многочисленные исследования показывают, что для большинства людей крепкие, положительные отношения — залог благополучия.

Проблема заключается в том, что в основном социальное взаимодействие всегда происходило в реальном мире, при личной встрече, а теперь все большее распространение получают различные типы общения через интернет. Итак, мы знаем, что традиционные способы общения благоприятны для человека. Но как насчет взаимодействия с помощью светящегося экрана? Вы просыпаетесь утром и нажимаете на маленькую синюю иконку. Какие могут быть последствия?

Результаты предыдущих исследований говорили о том, что использование соцсетей может привести к сокращению количества личного общения и осмысленной деятельности, вызвать склонность к пассивному образу жизни из-за желания больше времени провести перед экраном, стать причиной интернет-зависимости и нарушения самооценки из-за невыгодного социального сравнения. Сравнение себя с другими может оказать сильное влияние на поведение человека. Поскольку люди чаще всего делают публичными только самые лучшие аспекты своей жизни, кто-то может невыгодным образом сравнить собственную жизнь с тем, что видит у других людей в соцсетях. Однако, по мнению скептиков, дело в том, что менее благополучные люди склонны пользоваться социальными сетями, а не в том, что социальные сети препятствуют благополучию. Кроме того, в ходе некоторых других исследований выяснилось, что социальные сети оказывают и положительное влияние  благодаря взаимной поддержке людей и укреплению отношений в реальном мире.

Целью нашего исследования стало выявление более четкой взаимосвязи между использованием социальных сетей и благополучием человека. Мы основывались на данных, полученных во время трех волн долгосрочного исследования от 5208 взрослых респондентов, которое проводилось Институтом Гэллапа. Также мы учитывали другие показатели, относящиеся к Facebook, чтобы проследить изменение уровня благополучия (удовлетворенность жизнью, собственную оценку своего психического здоровья и индекс массы тела) в связи с использованием социальной сети. Показатели, относящиеся к использованию Facebook, включают количество лайков чужих постов, количество собственных постов и число переходов по ссылкам. Мы также собрали данные о кругах общения респондентов в реальном мире. Во время каждой волны исследования респондентов просили назвать до четырех друзей, с которыми они обсуждают важные вопросы, и до четырех друзей, с которыми они проводят свободное время, то есть в общем каждый участник мог назвать восемь разных человек.

У нашего подхода есть три преимущества, которые отличают нашу работу от прошлых исследований по этой теме. Во-первых, для большинства респондентов мы собирали данные в три этапа в течение двух лет. Это позволило отследить, каким образом изменения в использовании социальных сетей были связаны с изменениями в уровне благополучия. Большая часть прошлых исследований основана на данных, полученных за один период, что ограничивает возможности интерпретации, сводя ее к построению простых связей. Во-вторых, полученные нами показатели, связанные с использованием Facebook, объективны: их источником стали непосредственно страницы участников, а не предоставленная пользователями информация. В-третьих, помимо данных об использовании Facebook, мы собрали информацию о кругах общения респондентов в реальном мире, что позволило провести прямое сравнение двух факторов влияния (личное общение и взаимодействие в сети). Конечно, у нашего исследования есть и ограничения. Например, нет уверенности в его полной репрезентативности, поскольку не все участники из выборки Института Гэллапа предоставили нам доступ к своим данным Facebook.

В целом, результаты показывают, что общение в реальном мире положительным образом влияет на общее благополучие, а использование Facebook дает противоположный результат. В особенности это касается психического здоровья: по показателям использования Facebook за год, как правило, можно было спрогнозировать ухудшение психического состояния в следующем году. Мы неоднократно отмечали, что лайки чужих постов и переходы по ссылкам сигнализировали о последующем ухудшении физического и психического здоровья, а также о снижении уровня удовлетворенности жизнью (по словам респондентов).

Наши исследовательские модели включали показатели, относящиеся к реальному общению, и были согласованы со среднестатистическим уровнем использования Facebook. С учетом исходного уровня благополучия, исходного круга общения в реальном мире и исходного уровня использования Facebook более частое использование социальной сети в любом случае делало вероятным снижение уровня благополучия в будущем. Это говорит о том, что связь между использованием Facebook и ухудшением благополучия — динамический процесс.

Хотя мы и можем доказать, что использование Facebook негативно влияет на благополучие, мы не можем точно сказать, как именно это происходит. Мы не увидели большой разницы между тремя исследуемыми типами активности — лайками, созданием постов и переходами по ссылкам (хотя лайки и переходы оказались более значимы) — и их влиянием на пользователя. Это привлекло наше внимание, поскольку мы предполагали, что, именно ставя лайки другим пользователям, человек вероятнее всего будет сравнивать себя с ними в невыгодном свете и это приведет к ухудшению благополучия. Оказалось, что обновление статуса и переходы по ссылкам обладают таким же эффектом (хотя характер обновлений статуса, по всей видимости, зависит от выстроенного в результате социального сравнения и желаемого для восприятия другими пользователями образа). В целом наше исследование показывает, что причина снижения уровня благополучия заключается не только в качестве использования социальных сетей, но и в его количестве. В этом наши результаты расходятся с данными прошлых исследований, согласно которым количество общения в соцсетях не имеет значения, а важно лишь его качество.

Эти результаты применимы также и к другим социальным сетям. На многих платформах человек сталкивается с «отполированными» страницами других пользователей, с которыми невыгодно сравнивает себя. Что касается проблемы частоты использования, то она является общей для всех социальных сетей. Количество времени, проведенного перед экраном, в целом представляет собой проблему, но социальные сети таят в себе дополнительный минус. Нам кажется, что мы участвуем в важном социальном взаимодействии. Результаты нашего исследования говорят о том, что по своему характеру и качеству такое общение не может заменить реальное взаимодействие, которое необходимо нам для благополучной жизни.

Во всей своей полноте проблема использования социальных сетей, несомненно, непростая. Постоянно сталкиваясь с тщательно создаваемыми образами других людей, мы сравниваем себя с ними не в свою пользу, а количество общения через соцсети отвлекает нас от более значимых событий в реальной жизни. Ясно одно: виртуальное социальное взаимодействие не может быть заменой реальному общению.

Об авторах. Холли Шакия — доцент отделения международного здравоохранения в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Специализируется на анализе социальных сетей и теории социальных норм. Николас Кристакис — профессор социальных и естественных наук Йельского университета, руководитель Лаборатории природы человека (Human Nature Lab) в Йельском университете

02.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 16:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация