Статьи

Из простых удовольствий остался только кофе

Из простых удовольствий остался только кофе

В июне текущего года индекс «Кофе с Молоком» продолжил свое снижение и достиг показателя в 869 п.п., что на -3,2% меньше уровня минувшего мая. Четырехмесячное снижение индекса КсМ фактически вернуло его к показателям прошлого года. Так, относительно июня 2015 года КсМ показал снижение на -0,6%. В учетом накопленной за год инфляции в 7,5% падение Индекса составило более 8%. Если раньше россияне заедали тяжелые экономические времена кофе с молоком и шоколадом, то сегодня они активно сокращают затраты на маленькие гастрономические радости. Из простых удовольствий они позволяют себе только кофе, наращивая объемы его покупки. А вот к шоколаду интерес теряется, что и ведет к снижению Индекса.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 23 000 участников скан-панели в 95 городах России с населением от 10 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

В июне текущего года индекс «Кофе с Молоком» продолжил свое снижение и достиг показателя в 869 п.п., что на -3,2% меньше уровня минувшего мая. Четырехмесячное снижение индекса КсМ фактически вернуло его к показателям прошлого года. Так, относительно июня 2015 года КсМ показал снижение на -0,6%. В учетом накопленной за год инфляции в 7,5% падение Индекса составило более 8%. Если раньше россияне заедали тяжелые экономические времена кофе с молоком и шоколадом, то сегодня они активно сокращают затраты на маленькие гастрономические радости.

Фактически Индекс КсМ своей динамикой обогнал кривую индекса потребительской активности, которая показала значительное снижение только в июне относительно мая. До этого попытки россиян сэкономить путем активного шопинга, т.е. через посещение большего количества торговых точек в поисках лучших предложений, все равно приводили к небольшому росту расходов. Экономия удалась лишь в первый летний месяц.  КсМ же снижается который месяц подряд за счет сокращения объемов покупки всех ингредиентов индекса. И даже рост цен не спасет ситуацию.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2013 – июнь 2016

Источник данных: RomirScanPanel, июнь 2016

Сразу отметим, что в июне сократилось количество домохозяйств, которые покупали кофе и шоколад – на -1% и -3% соответственно. Цены на все ингредиенты Индекса в июне выросли относительно майских показателей, и потребители отреагировали на это еще большим снижением объемов покупки, чем в предыдущем месяце, который отличался компенсирующими процессами.

Так, цены на воду за месяц выросли на 4,4%, а объемы покупки упали на 4%. Выросшие цены на кофе на 3% были компенсированы снижением объемов на -3,1%. При почти неизменных ценах на молоко россияне сократили объемы его покупки в июне на -8%. Шоколада в июне россияне купили на -9,2% меньше при выросшей цене на него на 3,9%. Таким образом, можно говорить, что резкое сокращение объемов покупок молока и шоколада привело к месячному падению КсМ.

В годовом же выражении изменение Индекса почти на полпроцента в сторону минуса объясняется ощутимым снижением объемов покупки воды (-12,8%), молока (-15,6%) и шоколада (-7,1%). И даже выросшие цены на кофе (+4,2%) при выросших же объемах его покупки (+3,9%) не смогли скорректировать ситуацию.

В Москве индекс «Кофе с Молоком» показал еще большее снижение в разрезе месяца, сократившись на -8,2% до 1041 п.п. В годовом выражении Индекс остался неизменным. Таким образом, и относительно прошедшего мая, и в сравнении с июнем прошлого года маленьких гастрономических радостей в столице стало более чем на 8% меньше.

Москвичи, как и остальные жители страны, в июне сократили объемы покупки всех ингредиентов Индекса: -1,3% по кофе, -5,4% по воде, -15,2% по шоколаду и -18,1% по молоку. И даже немного выросшие цены на воду (+6,5%), молоко (+2%) и шоколад (+4%) не смогли компенсировать упавшие объемы, что и привело к столь ощутимому снижению показателя индекса относительно предыдущего месяца.

В годовом выражении нулевая динамика индекса обязана разнонаправленным процессам, которые в итоге компенсировали друг друга. Ранее мы неоднократно писали о том, что годовым ростом Индекс обязан растущим ценам на кофе и шоколад, как ингредиентам наиболее дорогостоящим и оказывающим наибольшее влияние на конечный показатель КсМ. И опять кофе и шоколад сыграли решающую роль. При росте цен на шоколад относительно июня прошлого года на 4% жители столицы сократили объемы его на покупки на -7,4%. Однако по кофе ситуация оказалась противоположной. Цены на напиток снизились за год на -7,8%, но москвичи купили кофе на 22% больше, чем годом ранее.

Воды москвичи в июне купили на 3% больше по цене на 6% выше, чем годом ранее. Зато показали провал в потреблении молока. Даже при упавших на него цена на -2% жители столицы купили молока в июне меньше на -18%, чем годом ранее.

Таким образом, в целом можно говорить, что последней радостью россиян остается кофе – его потребители по-прежнему покупают больше, чем годом ранее. А вот к шоколаду россияне теряют интерес, что и ведет к общему снижению индекса.

19.07.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

08.11.2024 - 16:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация