Школа рекламиста

Спортивный маркетинг: мифы и реальность

Спортивный маркетинг: мифы и реальность

О том, как спортивный маркетинг успешно работает в различных бизнес-отраслях, о самых значимых кейсах рассказывает Владимир Елькин, генеральный директор агентства персонального маркетинга BARRACUDA.

Область применения

Очевидным является применение инструментов спортивного маркетинга для компаний и брендов, напрямую связанных с этой отраслью. Компании, производящие спорттовары соревнуются между собой за право спонсировать клубы. И не зря, ведь мировой маркетинговый опыт доказал, что ассоциация какого-либо бренда с любимым спортивным клубом клиента, побуждает его совершать покупку продукции именно этого бренда. Таким образом клиент поддерживает развитие команды-фаворита, принимая непосредственное участие в его жизни.

Например, немецкий бренд спортивной одежды и обуви Adidas, переживая спад продаж товаров для футбола в 2015 году, применил интересный маркетинговый кейс. Чтобы превзойти основного конкурента из США – Nike, Adidas объединил все дружественные футбольные клубы под зонтичным брендом ‘Be The Difference’. Таким образом United, Chelsea, Real Madrid, Juventus и Adidas заявили о новом подходе к роли фаната или игрока-любителя в жизни любимого клуба. Теперь каждый фан или игрок любитель получил возможность найти свой путь к победе. В рамках акции Adidas создал видеоролик «Create Your Own Adidas», где такие мировые звезды, как Лео Месси, Гарет Бейл, Томас Мюллер, Месут Озил, Джеймс Родригес и Рики Рубио выступали в роли не только героев, но и соперников.

Объединение под одним концептом не означает, что клубы теряют свою индивидуальность. У каждого из них есть свое лицо и имя. United назван «разрушающим ожидания» (“Break Expectations”), Real Madrid ассоциируется со словами «засчитывается только лучшее» (“Only Perfect Counts”), Chelsea – с фразой «если это не голубой (цвет), это будет» (“If it’s not Blue then it will be”), а Juventus проходит под слоганом «По-нашему или никак» (“Our Way or No Way”).

Эффект не заставил себя ждать – розничные партнеры Adidas сообщили, что с запуском новой формы Adidas Manchester United (Home Jersey), в первый же день продажи выросли на 200% по сравнению с подобным запуском в прошлом году. Точные цифры бренд не разглашает, но известно, что объемы продаж новых клубных футболок увеличились почти на 50%. За первые пять дней продажи под слоганом #BetheDifference превзошли все ожидания.

Мировые лидеры бизнес-рынка спортивной индустрии ежедневно доказывают рентабельность высоких финансовых вложений в спортивный маркетинг и акции. Престиж бренда-производителя или компании по указанию услуг растет для клиента, если он связан с любимым спортсменом или клубом. Ассоциация с излюбленным видом спорта или ее представителем повышает лояльность клиента к бренду и побуждает его приобрести именно тот продукт, который непосредственно связан и поддерживает профессиональную деятельность кумира.

«Неспортивная» аудитория

Но эффективность спортивного маркетинга не ограничивается брендами, напрямую связанными со спортивными товарами.

Успешным примером является партнерские программы брендов автомобилей премиального класса Audi, Nissan, Skoda и Citroёn. Так, например, при покупке премиального автомобиля каждый клиент получал в подарок краткосрочный абонемент или скидочный купон в фитнес-клуб X-Fit. Администрация фитнес-клуба в свою очередь предлагает держателям золотых карт приглашения на тест-драйвы. Брендированные POS-материалы размещаются в фитнес-клубе, а реклама X-Fit – в дилерских центрах Audi, Nissan, Skoda и Citroёn. Затраты в данном случае минимальны, они составляют стоимость тиража POS-материалов.

Если продолжить рассматривать опыт автобизнеса в спортивном маркетинге, то можно привести еще один успешный пример. Такие бренды, как Porsche, Audi и Infiniti в коллаборации с загородными клубами отдыха и спа проводят, например, гольф-турниры неподалеку от дилерских центров. Так, спонсируя само мероприятие, бренды Porsche, Audi и Infiniti в сотрудничестве с курортом «Пирогово» и при участии банка ВТБ 24 провели гольф-турнир «Кубок Пирогово», привлекая клиентов, как на сам курорт, так и предлагая им тест-драйв.

Преимущества спортивного маркетинга для «неспортивных» брендов подтверждаются и российским лидером воздушного транспорта России – компанией «Аэрофлот». Так, начав с сотрудничества с Российской Федерацией спорта, авиакомпания стала официальным спонсором футбольного клуба ЦСКА. В рамках сотрудничества ЦСКА и Аэрофлот провели ряд успешных акций, например, розыгрыши билетов на матчи (например, Евролиги-2015 в Мадриде), организации бесплатных трансферов для зрителей матчей ЦСКА, брендирование одного из самолетов авиакомпании фирменной символикой ФК ЦСКА.

Но Аэрофлот не ограничился российским спортивным рынком и неоднократно выступал официальным перевозчиком не только отечественной сборной, но и футболистов британской команды Манчестер Юнайтед. Сегодня авиакомпания проводит выгодные для клиента кросс-маркетинговые акции в рамках проекта «Аэрофлот-Бонус». Одним из примеров такой активности является партнерская программа с брендом «Роза Хутор» – круглогодичным горным курортом. Клиент-участник акции «Аэрофлот-Бонус» может накапливать бесплатные мили, всего лишь отдыхая на курорте: при приобретении товаров «Роза Хутор», покупке ски-пассов и оплате проживания. Авиакомпания – лидер, показывающая стабильный рост выручки (рост выручки по итогам 2015 года составил 29,8 %), пассажиропотока (на 13,4% несмотря на общий спад российского рынка авиаперевозок) традиционно оказывает активную поддержку спорту и олимпийскому движению, в том числе являясь официальным перевозчиком российской спортивной делегации на Игры ХХХ Олимпиады в Лондоне, генеральным партнером зимних олимпийских игр в Сочи и XI Параолимпийских зимних игр в категории «Пассажирские перевозки».

Компания «Адамас», став партнером тех же Олимпийских игр в Сочи, а по совместительству лицензиатом и поставщиком Олимпийских медалей – произвела ювелирную коллекцию, приуроченную к событию. Уже на старте продажи талисманов Игр в ювелирном исполнении обеспечили 3-5 % от общих продаж всей компании.

Таким образом, стереотип о том, что спортивный маркетинг может быть полезен и применим лишь для брендов, связанных непосредственно со спортом – глубокое заблуждение. Успешные маркетинговые кейсы российских и зарубежных компаний наглядно демонстрируют этот факт, а их применение позволяет данным компаниям постоянно повышать продажи и клиентопоток.

Успешный опыт

Turkish Airlines, получив награду Skytrax, как лучшая европейская авиакомпания 2012 года и, подписав важные соглашения с Lufthansa, Air Canada и другими авиаграндами, начала промоутировать себя в качестве лучших авиалиний Европы. Главный авиаперевозчик Турции, известной своими спортивными пристрастиями и армиями болельщиков, не стал изобретать самолет, а пошел проторенным путем. Turkish Airlines, являясь спонсором и партнером футбольных клубов «Барселона» и «Манчестер Юнайтед», баскетбольной Евролиги, сделал главными героями новой кампании, а проще говоря – купил спортивных суперзвезд Старого и Нового Света – баскетболиста Коби Брайанта и футболиста Лионеля Месси. Лучший футболист планеты также стал «бренд-амбассадором» авиалиний. В ролике спортсмены пытаются поразить своими талантами юного фаната, желающего получить автограф, но не могут соревноваться с самым главным удовольствием для ребенка – десертом.

Ролик стал самым популярным в досье Turkish Airlines – более 1 800 000 просмотров на YouTube за 4 дня. Вполне логично ожидать через некоторое (продолжительное) время появление именитых пассажиров Turkish Airlines в соответствующих подразделениях турецких клубов «Галатасарай», «Фенербахче» или «Бешикташ», не скупящихся на приобретение «звёзд в возрасте».

Бренд напитков Robinsons объявил, что будет спонсировать Уимблдон как минимум до 2020. В этом году Robinson отмечает 80-летие своего спонсорства турнира «охотой за мячом» (Great Robinson’s Ball Hunt) в социальных сетях с участием теннисиста Тима Хенмана.

Jaguar предоставил для турнира 170 своих автомобилей, запустил наружную кампанию и снял фильм с участием бренд-амбассадора и футбольного тренера Хосе Моуриньо. В фильме Тим Хенман проводит Моуриньо экскурсию по Уимблдону.

Stella Artois продолжает кампанию с ястребом Руфусом, предоставляя всем желающим возможность увидеть корт с высоты его полета, одев очки Google Cardboard и используя специальное приложение. Официальный пивной спонсор турнира обеспечивает Уимблдон 80 000 бутылками своего пива и сидра.

При четком понимании потребностей своей целевой аудитории, каким бы ни была сфера бизнеса, можно и нужно делать ставку на спортивный маркетинг, как инструмент повышения прибыли, узнаваемости и престижности бренда. Инструментарий спортивного маркетинга безграничен и объективно позволяет привлекать новую публику и расширять представление о бренде, даже, если вы продаете сидр. Четкое понимание потребностей своей целевой аудитории и креативный подход позволяют максимально выгодно использовать этот ресурс продвижения.

Специфика спортивной стратегии

Как и любая стратегия, инструмент спортивного маркетинга подразумевает и свои риски. О них нужно знать, и, по возможности предотвращать.

Примером такого риска является русская теннисистка Мария Шарапова, которая за свою карьеру стала желанным амбассадором для множества крупных брендов: American Express, Avon, Evian, Head, Mercedez Benz, Tiffany & Co, Avon, Porsche и другие.

Компания Nike – одна из первых обратилась за сотрудничеством к спортсменке, когда та еще была в юниорах. С тех пор по март 2016 года компания с выручкой $31 млрд успешно интегрировала образ Шараповой в продажи бренда: образ спортсменки использовался в рекламных кампаниях, была создана специальная линия спортивной одежды и обуви. Так, например, балетки от Марии Шараповой в одно время стали бестселлером дочернего бренда – экипировщика Cole Haan, их продажи приносили производителю миллионы долларов дохода.

Часовой люксовый бренд Tag Hauer подписал соглашение о сотрудничестве, сделав теннисистку лицом бренда еще в 2004 году. А в 2010 году бренд Evian заключил многогодовой контракт с Шараповой. В 2015 году в рамках U. S. Open началась совместная маркетинговая активность с American Express, выпустившим видеоигру «You vs. Sharapova». Кампания с ее участием планировалась и на U.S. Open 2016, но теперь сотрудничество находятся под большим вопросом.

В марте 2016 года Международная федерация тенниса известила Шарапову о том, что в ее крови обнаружен запрещенный препарат мельдоний. Несмотря на мгновенную реакцию и признание спортсменки все вышеперечисленные бренды временно прекратили сотрудничество до завершения расследования. Единственный бренд, поддержавший российскую теннисистку – британский производитель ракеток Hеad. Все остальные спонсорские контракты под вопросом – самая высокооплачиваемая спортсменка мира может потерять более $130 млн, а бренды могут подорвать свою репутацию и понести убытки из-за резкого снижения продаж.

Тем не менее, за счет снижения интереса к товарам, рекламируемым Шараповой в западных странах, в России можно ожидать заметного роста интереса к этим маркам. Вероятность возобновления маркетинговых кампаний будет зависеть от того, как надолго будет дисквалифицирована Шарапова.

Стакан наполовину полон/«Выиграл-выиграл»

Но любые непредвиденные обстоятельства должны восприниматься как новые возможности, а не поражения. Необходимо использовать все ресурсы и мыслить позитивно, извлекая неочевидную выгоду из “провала”. При грамотном подходе и оперативной реакции любая, даже самая неоднозначная ситуация в итоге принесет положительный эффект.

Показательным примером неожиданного поворота для бренда стал кейс компании Oreo. Во время матча американского Суперкубка в 2013 году на стадионе погас свет, но SMM-менеджер Oreo быстро сориентировался и опубликовал картинку в Twitter с надписью «You can still dunk in the dark» (игра слов: «ты можешь забивать в темноте» и «ты можешь размачивать печенье в молоке в темноте»). Высочайшая скорость реакции бренда и действительно удачная игра слов сгенерировали более 15 000 ретвитов. Можно использовать этот прием для своей SMM-стратегии – составить календарь популярных событий, заранее подготовить креатив и первым собирать трафик, пока это не начали делать конкуренты.

06.06.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.03.2025 - 10:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация