Ваган Паргентанян: Москва взяла курс на национализацию малого бизнеса по распространению прессы
О происходящих изменениях на рынке продаж прессы столицы и их последствиях рассказывает Ваган Георгиевич Паргентанян,генеральный директор компании «АРИА-АиФ».
– Ваган Георгиевич, какова ваша оценка предлагаемой реформы системы киосковых продаж прессы в столице?
– Новый порядок проведения торгов для НТО со специализацией «печать» неоднозначен. В документе отражено, что торги проводятся в форме конкурса, а по сути это аукцион, т.к. решающим критерием (60%) является цена договора и, как следствие, критерий наличия опыта работы и деловой репутации не будет иметь принципиального значения, если будет заявлена бОльшая цена. А на сегодняшний день предприниматели, добросовестно работающие на торговых объектах, выносимых на конкурс, не смогут предложить бОльшую цену по договору, т.к. и объявленная цена является существенной, а по многим объектам и вовсе неподъемной. На рынке распространения появятся третьи лица без опыта работы, но играющие на повышение цены, компании без истории работы с печатью, которые не будут соблюдать специализацию объектов, или просто не будут какое-то время оплачивать аренду, а потом просто исчезнут. В итоге пострадают все: и добросовестные распространители, и издатели, и бюджет города, и читатели-москвичи.
– Разве только этот момент беспокоит распространителей? Насколько я знаю, на отраслевых совещаниях по данному вопросу обсуждались и другие страхи…
– Процесс, который сегодня происходит на рынке распространения прессы в Москве, слишком нестандартный, и выглядит по сути как национализация бизнеса. Сама по себе озвученная идея хорошая, и направлена, якобы, на благие цели — поддержать распространителей и издателей, украсить город новыми более современными нестационарными объектами, благоустроить территорию. И совещаний с медийным сообществом проводилось и проводится много. Нынешние распространители прессы давали много рекомендаций: по дислокации объектов (в т.ч. перемещению), по самим конструкциям киосков. Возможно, в плюс сыграет то, что новая конструкция киоска будет более привлекательна для покупателя, а из многолетней практики мы знаем, что в первое время это дает рост товарооборота до 20%. Однако есть моменты, вызывающие беспокойства:
- ликвидация парка объектов приведет распространителей к дополнительным расходам (демонтаж, вывоз, утилизация), потери собственности, убыткам;
- предлагаемые типы киосков не подходят для продажи прессы;
- вновь установленные киоски будут стареть, и их ремонт требует соответствующих затрат, но рынок на сегодняшний день продолжает падать (продажи сокращаются), а договор на осуществление торговой деятельности предусматривает индексацию в сторону увеличения до 5% в год и узкий ассортимент.
– Ваши коллеги по рынку говорят, что при новой системе они точно лишаться не только киосков, но и самих мест, на которых работают не один год. Насколько эти беспокойства обоснованы?
– Беспокойства обоснованы, т.к. в Москве уже не первый год нет развития рынка распространения прессы в НТО, с каждым годом количество объектов сокращается, а распространители находятся в постоянно оборонительном состоянии. Новый порядок не предусматривает того, что добросовестные распространители могут не получить места, на которых проработали много лет, инвестировали в собственные конструкции и вложили в привлечение покупателей к этим местам немало сил и затрат.
С другой стороны мы пытаемся поверить в то, чем руководствуется город в своих действиях. Городские власти пытаются вписаться в рамки закона, который предусматривает проведение торгов в форме аукциона или конкурса. И действительно Департаменту СМИ и рекламы, якобы, удалось смягчить ситуацию — объявив торги в форме конкурса, вопреки позиции Департамента торговли и услуг и других департаментов и служб Правительства Москвы.
– Теперь конкурсы на право торговли будет проводить Казенное предприятие «Мосгорпечать», которое, по заверениям Департамента СМИ и рекламы, не будет заниматься коммерческой деятельностью. И все же — нет ли тут элемента монополизации рынка одним игроком?
– Во-первых, пересдача в аренду городского имущества — это уже коммерческая деятельность. По большому счету нас это не смущает. Мы, в отличие от многих других игроков рынка распространения прессы, никогда не пересдавали свои киоски в аренду частникам. Мы всегда работали, работаем и планируем работать сами, и рассчитываем, что если рынок прессы начнет резко падать — город найдет возможности снизить нагрузку для добросовестных распространителей. В связи с происходящими изменениями и в условиях сокращения рынка прессы, по нашему мнению, в основу изменений системы должен быть положен иной принцип: прежде всего создание условий для ведения бизнеса (понятные и простые критерии, расширенный ассортимент, долгосрочный договор, репутация и история работы на рынке), а предприниматели уже сделают все сами, лучше и быстрее.
– По итогам реформирования рынка с улиц Москвы исчезнут так называемые «ручники», их планируют заменить пресс-стендами. Уход с рынка «ручников» как на нем отразится?
– По сути пресс-стенды – это те же «ручники», только более цивилизованные, а город теперь будет получать за них арендную плату. На рынке произойдет незначительное перераспределение тиражей топовых изданий между объектами, товарооборот объектов изменится. В целом мы приветствуем эту работу по упорядочиванию системы распространения прессы.
– К слову об аренде… Ваши коллеги из других столичных компаний в своих комментариях указывают на ее чрезмерную величину. Вы изучали предложение по ставкам? Оно вас устраивает?
– Стоимость аренды очень высока для прессы, и по большинству объектов неприемлема вообще. Мы считаем свою рентабельность и понимаем, что с учетом дополнительных затрат (оплата за электроэнергию, текущее обслуживание, уборка территории, возможные штрафы и т.п.) на многих объектах нет экономического смысла работать.
– Подводя итоги, дайте свой прогноз — каким станет рынок продаж прессы в Москве в ближайшем будущем?
– Прогноз на ближайшее время: в ЦАО пресса до конца октября будет продаваться только у «ручников», киоски будут закрыты (либо будут работать неполный день), т.к. обеспечить их электроэнергией с оформлением соответствующих документов практически невозможно.
В последующем киоски будут постоянно закрываться из-за нерентабельности, а город будет вынужден либо снижать аренду, либо вывозить объекты и бороться с бегающими должниками по аренде. Город погрязнет в судах из-за массовых арендных неплатежей. В итоге информационное поле столицы будет нестабильным, и пострадают от этого все.
10.09.2015
Еще статьи по теме
- В киосках печати разрешат продавать воду и булочки - 01.10.2019
- Рост цен на прессу в 2018 году значительно опередил инфляцию (медиаитоги года) - 11.01.2019
- Глава ВЦИОМ плохо информирован?! - 21.11.2018
- Рекламный рынок в печати в среднем упал на треть - 10.02.2016
- Почта России на 13% увеличила продажи прессы в отделениях - 09.02.2016
- Итоги развития печатной медиаотрасли России в 2015 году - 29.12.2015
- В интервью Юлии Казаковой часть фактов и цифр не соответствуют действительности - Владимир Морулев, "Центропечать" - 23.11.2015
- Москва потеряет 80% киосков прессы, тиражи печатных СМИ рухнут - 14.09.2015
- За два года рекламные доходы печатных СМИ упали почти вдвое - 17.04.2015
- Минпромторг предлагает дать каждому фермеру и ИП место под киоск - 25.03.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий