Россияне стали больше тратить на технику, алкоголь и табак
По данным компании Nielsen, потребительские настроения улучшились впервые с III квартала 2014 года.
Россияне начали выходить из режима жесткой экономии, говорится в отчете международной исследовательской компании Nielsen за II квартал 2015 года (есть у «Известий»). Так называемый индекс потребительского доверия, который рассчитывает Nielsen, достигший в I квартале исторического минимума в 72 пункта, вырос до 78 пунктов. Хотя выросла доля экономящих, например, на одежде, по большинству потребительских категорий россияне стали тратить активнее.
В ходе исследования 68% россиян заявили, что сократили траты, тогда как в I квартале таких было на 1 процентный пункт больше. Так, на 4 пункта снизилось число тех, кто экономит на курении (17% против 13%), на 5 пунктов — тех, кто откладывает обновление техники и электроники (43% против 38%). Меньше стало и тех, кто ради сбережения средств переключается на дешевые бренды алкоголя (30% против 24%). На 6 пунктов снизилось число тех, кто реже использует автомобиль в целях экономии (14% в I квартале против 8% во II квартале) — правда, это скорее сезонное изменение. Главными статьями экономии в Nielsen признали новую одежду: если в I квартале экономил на ней каждый второй (50%), то в апреле–июне это 56%. Развлечениями вне дома пренебрегают чуть реже (54% против 55%), на более дешевые бренды продуктов питания тоже переходят всё меньше респондентов (46% против 48%).
— После «шока» конца 2014 года и I квартала 2015 года российские потребители стали чувствовать себя увереннее и сегодня выглядят более расположенными к совершению покупок: сыграла роль и общая стабилизация на валютном рынке, и замедляющийся рост цен, и факт того, что за последние месяцы покупатели адаптировались, привыкли к новому уровню цен. Сверх того, пышное празднование Дня Победы отвлекло россиян от экономических проблем, разбудило их патриотические чувства и подарило ощущение благополучия, — объясняет Илона Лепп, гендиректор Nielsen в России.
По ее словам, состояние экономики — причина обеспокоенности наибольшего количества россиян в I квартале (19%) — волнует сегодня уже лишь 12% россиян. Столько же назвали главной причиной своих переживаний состояние рынка труда (плюс 1 пункт в сравнении с предыдущим кварталом). Наибольшее количество опрошенных (13%) озадачены растущими ценами на продовольствие. Война является поводом для переживаний у 11% россиян, состояние собственного здоровья — у 9%, о балансе между работой и личной жизнью весной озаботились 6% (зимой было 2%), а проблемы глобального потепления, иммиграции и терроризма являются ключевыми всего для 1% потребителей. Исследование проводилось онлайн среди отобранных по половозрастным квотам 1080 россиян из разных городов.
Комментируя результаты исследования потребительского восприятия, представитель X5 Retail Group Денис Кузнецов заявил, что в магазинах торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» спрос на алкоголь и табак во II квартале 2015 года вырос незначительно: сохранилась динамика роста I квартала. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, россияне стали меньше экономить на алкоголе и табаке, поскольку эти категории товаров во II квартале в меньшей степени подверглись росту цен.
— В феврале впервые в современной истории России правительством были снижена минимальная цена на водку в целях сохранения нынешнего уровня потребления. По сигаретам рост цен был, но по сравнению с другими товарами менее серьезный. Повышения стоимости проезда в общественном транспорте в прошлом квартале не было, — говорит Янин; по его мнению, оптимизм Nielsen слабо обоснован. — Наши люди стали хуже платить по кредитам. Задолженность уже превысила 1 трлн рублей. Экономия перемещается с одной категории товаров на другую. Растет задолженность по оплате услуг ЖКХ.
Старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Андрей Онучин, который исследует психологический климат на крупных российских предприятиях, отметил, что во II квартале произошел эмоциональный «отскок» и самоуспокоение.
— Для понимания активности потребителя очень важен социальный и психологический климат, в котором находится человек. Человек начинает рационально сокращать потребление, когда он сам обозначает ситуацию как кризис. В данный момент мы наблюдаем вялотекущую ситуацию. Нет кризиса, который бы привел к массовым сокращениям и росту безработицы. Есть постепенное снижение уровня жизни, предприятия сокращают свои стратегические планы, — говорит собеседник. — Снижение потребительской активности наблюдалось в момент, когда резко упал рубль в отношении доллара и возникали апокалиптические сценарии разрушения банковской системы. Этого не произошло, и постепенно люди возвращаются к обыденному ритму экономической деятельности и стандартным моделям поведения.
Advertology.Ru
21.07.2015
Еще статьи по теме
- Россияне рассказали, как справляются с осенней хандрой - 31.10.2024
- Молодежь скупает книги и снеки - 25.01.2024
- NielsenIQ: в 7 из 10 категориях FMCG произошло сокращение ассортимента (1) - 01.06.2022
- Nielsen запускает новый продукт SmartShelf в России - 02.07.2020
- Топ-50 крупнейших FMCG-брендов в России - 20.12.2019
- Nielsen и Эвотор составили портрет посетителя московской кофейни - 10.09.2019
- 42% потребителе в России заказывают еду онлайн минимум раз в месяц - 25.03.2019
- Семь из десяти людей в мире осознают важность сохранения окружающей среды - 15.11.2018
- Nielsen и "Азбука Вкуса" запускают для поставщиков новый продукт мониторинга продаж во всех розничных форматах ритейлера - 21.08.2018
- Темп продаж детских категорий в онлайн-канале превышает офлайн в 5 раз - 19.08.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий