Потребители осмелелиДата публикации: 02.06.2015 Раздел: Анализ рынков В мае 2015 года аналитики компании IRG провели третью волну онлайн-опроса,задачей которого был анализ изменения потребительского поведения россиян за последние полгода. В исследовании приняли участие 1200 респондентов, представляющих экономически активную часть населения: мужчины и женщины в возрасте 18-55 лет,проживающие в городах-миллионниках России. Среди российских потребителей продолжает расти обеспокоенность текущей экономической ситуацией в стране, что обусловлено повышением цен и набирающей обороты потребительской инфляцией.
Более половины потребителей (60%) отмечают, что с начала 2015 года общая экономическая ситуация ухудшилась. Доля тех, кто заметил позитивные сдвиги в экономике за последнее время, незначительно выросла за последние полгода до 12%.
Относительно экономических перспектив страны впервые за последний год зафиксирован позитивный тренд в прогнозах потребителей. Доля россиян, которые ожидают улучшения экономических условий до конца года, увеличилась по сравнению с октябрем 2014 года на треть и составила 35%. Почти вдвое снизилась доля тех, кто пессимистично настроен и предвидит ухудшение ситуации – с 40% до 24%.
Рост оптимистичных настроений отчасти может быть обусловлен и влиянием сезонного фактора – весной позитивный настрой, как правило, повышается.
63% от общего числа опрошенных констатируют личные финансовые затруднения, что на 14% больше по сравнению с октябрем 2014 года.
Ключевой причиной финансовых затруднений респондентов по-прежнему остается рост цен на продукты и услуги. За последние полгода российские покупатели в полной мере ощутили на себе резкий рост цен –доля тех, кто указал на эту причину, выросла на 14% и составила 89%.На 8% выросла доля потребителей, для которых сокращение доходов стало основной причиной личных финансовых затруднений (39%).
Рост цен на продукты и услуги
|
апр.14
|
66%
|
окт.14
|
75%
|
май.15
|
89%
|
Колебание курсов иностранной валюты (доллар, евро)
|
апр.14
|
25%
|
окт.14
|
28%
|
май.15
|
33%
|
Сокращение зарплаты/задержки выплаты, в том числе премий, бонусов
|
апр.14
|
29%
|
окт.14
|
31%
|
май.15
|
39%
|
Сокращение/отмена социального пакета (страховка, питание и пр)
|
апр.14
|
4%
|
окт.14
|
4%
|
май.15
|
4%
|
Потерял (а) работу/уволился(лась)
|
апр.14
|
10%
|
окт.14
|
12%
|
май.15
|
11%
|
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги*
|
апр.14
|
-
|
окт.14
|
52%
|
май.15
|
45%
|
В связи с ощутимым ростом цен 93% потребителей пересмотрели структуру своих расходов: стараются меньше тратить и больше сберегать, сокращать частоту покупок или выбирать более дешевые аналоги товаров и услуг по сравнению с тем, что покупали ранее.
Сегодня наибольший рост расходов по-прежнему наблюдается в категории «продукты питания», доля таких респондентов выросла по сравнению с октябрьской волной на 12% и составила 73%.
Потребители продолжают «оптимизацию» своей продуктовой корзины – на уровне предыдущего замера сохраняется доля тех, кто экономит на шоколаде (36%), алкогольных напитках (46%) , косметике, продуктах гигиены (25%).
В новых экономических условиях несущественная доля потребителей (23%) обеспокоена отсутствием привычных продуктов на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций.
Каких из "запрещенных к ввозу" продуктов Вам не хватает больше всего?
|
Сыр, колбасные изделия
|
56%
|
Рыба, морепродукты
|
53%
|
Овощи, фрукты, орехи
|
40%
|
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт)
|
18%
|
Мясо, птица
|
12%
|
Кондитерские изделия
|
7%
|
На фоне неблагоприятных экономических изменений потребители продолжают проявлять осторожность в расходах.
Стратегия экономии, принятая потребителями во втором полугодии 2014 года, в целом, сохраняется в поведении россиян и в мае 2015 года. В первую очередь потребители настроены экономить на посещении кафе/ресторанов, путешествий. Во вторую группу риска по сокращению расходов попали походы в кинотеатры/театры/клубы, покупка бытовой техники и электроники, одежды/обуви, товаров для дома и ремонта.
Кафе и рестораны
|
Потребители готовы экономить в первую очередь на посещении кафе и ресторанов – каждый второй опрошенный (49%) планирует сократить и каждый четвертый (25%) полностью отказаться от расходов до конца текущего года.
|
Развлечения (посещение театров, музеев, кинотеатров, ночные клубы и пр.)
|
Доля потребителей, которые готовы перевести в режим экономии траты на развлечения сохраняется на уровне октября 2014 года - 43% планируют уменьшить расходы до конца года.
|
Бытовая/Аудио/Видео техника»
|
В категории «Бытовая техника и электроника» продолжается рост доли потребителей, планирующих сокращать расходы на этой статье товаров – рост на 8 пунктов по сравнению с октябрем 2014 года до 44%.
|
Одежда и обувь
|
Почти каждый второй потребитель (47%) планирует урезать траты на покупку одежды и обуви до конца 2015 года. По сравнению с прошлой волной, доля тех, кто планирует сократить эту статью расходов, выросла на 11%.
|
Товары для дома и ремонта
|
Каждый третий потребитель готов сокращать расходы на товары для дома и ремонта. Доля респондентов, которые выбрали эту категорию как возможность сэкономить в будущем, выросла на 6% до 39%.
|
Более половины потребителей (63%) планируют вносить коррективы в традиционные планы на летний отпуск/путешествия и будут рассматривать более бюджетные варианты отдыха.
Потребительские привычки регулируются в пользу перехода на режим экономии: изменение планов на летний отдых чаще всего выражается в отказе от поездок в пользу домашнего отдыха (23%), замене поездок в дальнее зарубежье путешествием на территории России (14%), полной отмены отпуска (10%).
Большинство россиян (82%) проведут летний отпуск в России. Каждый третий россиянин останется дома или поедет на дачу. За границу планируют отправиться лишь 18% соотечественников, в то время как летом 2014 года эта доля составляла 26%.
Большинство респондентов (75%) признались, что извлекли положительные уроки из текущей ситуации. Так, почти каждый второй опрошенный (47%) отметил, что стал более разумным и бережливым в потреблении. Еще 20% опрошенных считают, что текущие условия подтолкнули их здраво смотреть на вещи, разбираться в людях, а 21% научился радоваться простым вещам. Стали серьезнее относиться к своей работе и активизировали личный потенциал 15% экономически активного населения.
Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article131186.htm |