В 2014 году российский рынок мобильного контента недосчитался более 12 млрд рублей выручки
Это произошло из-за поправок к закону о связи.
Доходы от контент-услуг в России в 2014 г. год к году снизились на 20% до 48,9 млрд руб., следует из отчета AC&M-Consulting. Снижение доходов от контента – следствие вступления с 1 мая 2014 г. поправок к закону о связи, ужесточающих условия доступа к контенту, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова.
После вступления поправок в силу абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи – предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. В ответ на запрос контента оператор должен прислать абоненту sms со стоимостью и описанием услуги и запросом на подтверждение ее покупки. Подтвердить свое согласие абонент должен ответным сообщением. То есть, чтобы получить доступ к контенту, абонент должен отправить не одно, а два sms. Это отпугнуло часть потребителей – например, поначалу многие из тех, кто не знал о новых требованиях, подозревали, что столкнулись с мошенничеством, рассказывает Панкратова.
Хотя законодательные меры дали эффект, они не уничтожили мобильного мошенничества. Меры по борьбе со списаниями с мобильных номеров и мобильными мошенниками вчера обсуждали участники расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи под председательством Леонида Левина. В ходе обсуждения представители «Мегафона» и «Вымпелкома» сообщили, что продолжают возмещать убытки от списаний своим абонентам. «Мегафон» за 2014 г. и начало 2015 г. возместил абонентам 93,45 млн руб., «Вымпелком» – 45 млн руб. за 2014 г., рассказали два участника совещания.
Рынок мобильного контента начал падение раньше вступления поправок в силу. Операторы начали готовиться к новым правилам заранее и запустили систему двойного подтверждения заказа контента задолго до 1 мая. Поэтому в I квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. рынок сократился на 13%, такое же квартальное сокращение произошло в апреле – июне 2014 г., рассказывает Панкратова. В III квартале 2014 г. снижение ко II кварталу составило уже только 1%, а в IV квартале начался рост – на 10% к июлю – сентябрю 2014 г., говорит Панкратова. Отчасти это произошло из-за сезонного фактора, но уже можно говорить о начале стабилизации рынка, считает она. Далеко не весь мобильный контент предлагают мошенники и его не всегда покупают спонтанно – есть и осознанные покупки, отмечает Панкратова. По ее мнению, пользователи приспособились к новым условиям и вернулись к покупке контента.
Самым сильным падение было в мае 2014 г., оно продолжалось все лето, минимум по доходам был в августе, вспоминает гендиректор группы компаний i-Free Василий Кунцевич. В IV квартале был незначительный рост, но он в большей степени был связан с сезонными факторами, передал он «Ведомостям».
Снижение sms-трафика примерно на 30% агрегатор Devino Telecom зафиксировал в октябре 2014 г., передал «Ведомостям» его директор по маркетингу Евгений Фадеев. Но уже в декабре ситуация стабилизировалась, утверждает он. Помимо ужесточения законодательства о связи этому способствовало ухудшение общеэкономической ситуации, а также повышение «Мегафоном» тарифов sms-рассылки, говорит Фадеев. Но sms по-прежнему один из самых удобных способов коммуникации, поэтому клиенты, которые сократили объем трафика из-за повышения стоимости услуги, постепенно вновь нарастили его и сейчас рост продолжается, отмечает он.
Борьба с мошенничеством привела к снижению выручки МТС от мобильного контента и эта выручка продолжает снижаться, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Для повышения лояльности абонентов МТС сама готова отказаться от таких доходов, уверяет он.
Выручка «Мегафона» от неголосовых дополнительных услуг в 2014 г. не выросла и осталась на прежнем уровне в связи с законодательными изменениями, отмечает представитель «Мегафона» Алия Бекетова. Но жалоб на мошенничество стало меньше, добавляет она.
Выручка «Вымпелкома» от продаж контента начала падать в конце 2013 г., когда компания объявила войну с «токсичными сервисами» и недобросовестными контент-провайдерами, говорит его представитель Анна Айбашева. Эта борьба, а также вступление в силу поправок в закон о связи объясняют падение продаж контента в первом полугодии 2014 г., считает она. Но произошло оздоровление рынка, добавляет Айбашева, и со второго полугодия 2014 г. доходы от контента вновь пошли вверх.
Частично компенсировать падение рынка позволило то, что контент-провайдеры начали работать в параллельных нишах: с магазинами приложений, интернет-проектами, в корпоративном сегменте, передал Кунцевич «Ведомостям». Стимулировать рынок могли бы послабления в законе, надеется он.
16.04.2015
Еще статьи по теме
- Wi-Fi в метро будет работать без рекламы 6 месяцев для клиентов Билайн - 05.02.2020
- Семейные тарифы экономят россиянам до 47% затрат на связь - 03.12.2019
- Связь, какой она должна быть: группа "Тинькофф" запускает виртуального мобильного оператора - 14.12.2017
- Объем рынка услуг мобильной связи в России сократился - 27.12.2016
- Сергей Солдатенков: мы предлагали Ирине Яровой создать новый налог на операторов связи - 07.07.2016
- Россияне стали почти в пять раз интенсивнее пользоваться соцсетями, почтой и мессенджерами с мобильных устройств - 10.05.2016
- Объём мирового рынка интернет-рекламы составит $158 млрд в 2015 году - 08.12.2015
- Tele2 подводит итоги третьего квартала 2015 года: абонентская база оператора выросла на 800 тысяч человек - 27.11.2015
- Рынок смартфонов в России показал рост - 05.10.2015
- Результаты продаж на рынке сотовых телефонов и смартфонов за январь-август 2015 года - 05.10.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий