Новости

Сторонники запрета ПЭТ-тары намерены преодолеть пивной лоббизм

Сторонники запрета ПЭТ-тары намерены преодолеть пивной лоббизм

Депутаты Госдумы весной планируют принять во втором чтении законопроект, ограничивающий продажи алкоголя в пластиковой таре.

Депутаты Государственной думы весной готовы вернуться к обсуждению резонансного законопроекта о запрете продажи пива и алкогольных напитков в пластиковой таре. Как рассказали «Известиям» в профильном комитете Госдумы по экономической политике, документ включен в план рассмотрения во время весенней сессии. 

— Комитет планирует рассмотреть законопроект в марте-апреле 2015 года. Государственно-правовое управление президента РФ и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведут консультации в отношении объема и сроков введения закона. Как только все стороны придут к единому мнению, комитет максимально быстро подготовит и вынесет на рассмотрение палаты этот документ, — сообщил председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский.

По информации «Известий», ситуация с мертвой точки сдвинулась только в декабре 2014 года, когда под руководством заместителя председателя правительства Александра Хлопонина состоялось совещание, на котором была выработана позиция правительства, которая зафиксирована в протоколе (есть в распоряжении «Известий»). Источник в правительстве пояснил «Известиям», что законопроект так долго обсуждался в том числе и потому, что внутри правительства не было общей позиции по этому вопросу. В итоге решено запрет на продажу алкоголя в полимерной таре объемом свыше 2 л вводить с 1 июля 2015 года, свыше 1,5 л — с 1 июля 2016 года. Кроме того, в правительстве предлагают установить период до 6 месяцев для реализации остатков алкогольной продукции в ПЭТ-таре.

C 1 января 2017 года планируется разрешить производство алкогольной продукции крепостью 6% и менее в ПЭТ-таре не более 1,5 л. Для алкоголя крепостью свыше 6% вводится запрет на ПЭТ-тару. Также устанавливается переходный период до шести месяцев для реализации остатков алкогольной продукции с содержанием спирта более 6% в ПЭТ-таре. Именно такой вариант правительственных поправок будут обсуждать в скором времени депутаты в нижней палате. 

Изначально же законопроект вносился в 2013 году с требованием запретить розничную торговлю алкогольной продукцией крепче 4% в полимерной таре, а также продукцией крепостью ниже 4% в ПЭТ-таре свыше 0,5 л. 10 июня 2014 года депутаты проголосовали в первом чтении за ввод запрета с 1 января 2015 года продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года — крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л. Однако дальше законопроект не прошел. 

Глава думской межфракционной группы по противодействию лоббизму, куда входят представители всех фракций Госдумы, депутат от ЛДПР Дмитрий Носов рассказал, что с нетерпением ждет, когда документ будет рассмотрен во втором чтении. Он отметил, что написал обращение к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой ускорить процесс рассмотрения законопроекта.

— Ко мне как к главе межфракционной группы по социально значимым проектам обратились депутаты-инициаторы законопроекта и просили разобраться, почему запрет ПЭТ-тары до сих пор не рассмотрен. Я собрал подписи коллег разных фракций, в большинстве своем это были депутаты «Единой России».

У документа, который уже второй год находится в стенах нижней палаты парламента, огромное число противников — это и пивные компании, и губернаторы регионов, где налажено производство ПЭТ-тары, и даже послы иностранных государств, выступивших против сворачивания производства и розлива спиртного в полимерные емкости.

Страсти по ПЭТ-таре

Законопроект о запрете ПЭТ-тары был внесен в Государственную думу депутатами-единороссами еще в мае 2013 года. После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату парламента обрушился шквал писем. В первую очередь, как рассказали в аппарате Госдумы, писали сами пивовары, а затем, чтобы эффект был более сильным, подключились такие тяжеловесы, как послы европейских государств. Они прислали обращение в нижнюю палату парламента и правительство РФ. Послы Дании, Бельгии и Нидерландов обратились с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре.

«Предложение запретить пивную продукцию в пластиковой таре объемом свыше 0,5 л будет иметь катастрофические экономические последствия для российских производителей и поставщиков пива и пластиковой тары, а также окажет негативное влияние на хозяйствующие субъекты в сфере сельского хозяйства. Вышеназванные отрасли промышленности представлены заметными иностранными инвесторами в Россию, включая крупных инвесторов из представляемых нами стран… Предложенные меры не являются ни эффективными, ни правомерными с точки зрения принципов международной торговли», — сказано в документе.

Между тем в парламенте считают, что никто не может указывать российским законодателям. Дмитрий Носов отметил, что в Бельгии, например, в пластик разливается около 3% алкогольной продукции, в то время как в РФ — 60%.

Кроме пивоваров и послов, за ПЭТ-тару вступились и ряд глав регионов. Так, письма в Госдуму прислали правительство Хабаровского края, глава Башкортостана и руководство Свердловской области. Они просили учитывать последствия введения закона в действие. 

Пивоваренные компании признают, что обращались в посольства стран, где расположены их штаб-квартиры, с просьбой повлиять на позицию России по ПЭТ.

— Действительно, наша компания использовала и продолжает использовать различные каналы, чтобы донести до российского руководства свою обеспокоенность предлагающимся запретом ПЭТ-тары. Мы считаем, что наука и простая логика полностью доказывают право пластиковой упаковки на существование. Простая полулитровая бутылка водки содержит больше алкоголя, чем самая большая пластиковая бутылка пива, а стоит этот алкоголь в водке существенно дешевле, чем даже в самом дешевом пиве. Пластик абсолютно безопасен. Поэтому борьба с ПЭТ-бутылками не имеет ничего общего с борьбой за здоровье нации, скорее она отражает чьи-то коммерческие интересы, — рассказал директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов.

В ассоциации производителей пластиковой тары АРПЭТ ожидают падения рынка.

— Пивоваренный сектор потребляет более 25% от общего объема ПЭТ-преформ. Ограничение единичного объема ПЭТ-тары в этом секторе потребления приведет к сокращению общего объема производства отечественного ПЭТ, по самым скромным оценкам, на 50–60 тыс. т в год, а наиболее вероятный сценарий — прекращение розлива пива в пластик за исключением разливного пива на улице, стадионах, спецмероприятиях. Таким образом, в одном из промышленных направлений снизится загрузка мощностей, будут закрываться заводы, а люди — терять работу, — рассказал исполнительный директор АРПЭТ Николай Жир.

Отдельные игроки рынка воспринимают ситуацию менее драматично и готовятся к расширению сотрудничества с производителями безалкогольных напитков.

— В случае введения предлагаемых в законопроекте ограничений на использование ПЭТ-тары в пивной индустрии наши текущие продажи пострадают незначительно в связи с высоким спросом со стороны производителей безалкогольных напитков, однако потенциал развития важного сегмента отечественной нефтехимии в долгосрочном периоде будет исчерпан, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании СИБУР, производящей ПЭТ-гранулят для бутылок.

По данным Nielsen, в России пиво в пэт-упаковке составляет 46,9% рынка. Доля пива в бутылке 1,5 л составляет 18,5%, 1 л — 2,5%, 0,5 л — 0,02%. Доля пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 л составляет 25,88%.

Стекло, алюминий или ПЭТ? 

Споры о безопасности ПЭТ-упаковки идут уже не один год. Сейчас, по экспертным оценкам, в ПЭТ-упаковку в России разливается до 50% пива (в Белоруссии — до 80%). Большинство из почти 850 пивоваренных заводов России выпускают пиво в ПЭТ-упаковке. Есть регионы (Камчатка, Сахалин), где пиво выпускают только в ПЭТ-таре.

Эксперты также предсказывают рост цен на пиво, если нововведения будут официально одобрены Государственной думой, однако разошлись во мнении, снизится ли потребление слабоалкогольного напитка или нет. 

Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что принятие закона существенным образом не повлияет на статистику употребление алкоголя в стране. По его мнению, вряд ли новые правила существенно поменяют отрасль в целом. Однако эксперт уверен, что для бизнеса эти правила не принесут ничего хорошего.

— Ни одна причина, почему надо отказаться от ПЭТ-тары, не выдерживает критики. Сначала говорили, что это спаивает население, потому что пластик в производстве дешевле, что влияет на конечную стоимость. Но это полная ерунда. Меньше пить не станут, когда перейдем к стеклу или алюминию. Вторая причина — якобы это безумно вредно. Но в Белоруссии порядка 80% напитков продается в ПЭТ-таре, а уж там контроль за качеством жизни и продукции на несколько порядков повыше. В странах западной Европы даже крепкий алкоголь продается в ПЭТ — например, в Норвегии и Финляндии, — рассказал эксперт «Известиям». 

По его мнению, настоящую выгоду получат производители стеклянной и алюминиевой тары.  

— В прошлом году было выпито 10 млрд л пива, из них примерно 1,5 млрд — разливное. Оставшиеся 8,5 млрд были проданы в упаковке, из них 40% — в стекле, а 30% — в ПЭТ. Если это перевести в стекло, то получается удвоение рынка стекольной промышленности в пивной отрасли. Поэтому хотят у простой примитивной упаковки отобрать рынок, — добавил Дробиз.

Аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева пояснила, что в любом случае пострадает конечный потребитель, так как вырастет цена на упаковку, а значит, и на сам продукт.

— Любые негативные изменения себестоимости будут негативно отражаться на динамике спроса, — уверена аналитик. — Особенно негативное влияние почувствуется в дешевом сегменте. В тяжелых макроэкономических условиях подобные ограничительные меры, на мой взгляд, лишние.

Вред и польза ПЭТ-тары

Наталья Колупаева уверена, что серьезнее остальных от введения ограничений пострадают отечественные производители ПЭТ.

— Для производителей тары пивная отрасль — один из крупнейших заказчиков продукции. Думаю, что для них это станет серьезным ударом. Возникнет дополнительный спрос у производителей алюминия и стеклотары. Но это не те отрасли, которые нуждаются в поддержке, — отметила эксперт.

Николай Жир рассказал «Известиям», что производители ПЭТ-тары не согласны с аргументами законодателей об опасности ПЭТ для здоровья населения.

— Наши законодатели приводят в пример, что в Европе очень мало развивается в ПЭТ-упаковку. Но тут нужно понимать, что прежде всего это связанно с культурными различиями. Там же люди традиционно ходят в бары. У нас же доход у населения меньше, и ходить по барам не по карману большинству жителей, — пояснил Жир. — Мы категорически не согласны и с тем, что ПЭТ-таре приписывают какие-то опасные свойства, на самом деле ей не присущие.

Однако руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин уверен в обратном.

— ПЭТ-тара небезопасна. У нас в России и Европе используются совершенно разные виды тары. Там используется трехслойная и пятислойная, которые служат для защиты от миграции ионов кислорода и углекислого газа. У нас же — самый дешевый однослойный, — пояснил собеседник.

Управляющий партнер консалтинговой группы ТАКО Руслан Яхудин считает, что с учетом взятого в последнее время курса на оздоровление населения этот законопроект может быть принят в ближайшей перспективе.

— Всем понятно, что полимерная тара по стоимости существенно ниже по сравнению с той же стеклянной или жестяной. То есть для потребителя алкоголь в такой таре более дешев и доступен. Если же закон будет принят, то стоимость продукта увеличится. Этот закон, несомненно, поможет снизить употребление алкоголя в стране, — уверен юрист.

Председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина полагает, что для здоровья нации надо ограничивать размер тары не только из ПЭТ.

— Убедительных данных о большем вреде ПЭТ-тары в сравнении со стеклянной нет. Важным является только ограничение размера тары. Неясно, почему ограничения распространяются только на пластик. С точки зрения переработки в России не развита ни переработка стекла, ни переработка пластика. С экологической точки зрения производство стекла дает больше нагрузки, так как более энергозатратно. Поэтому хотелось бы видеть ограничения по размеру тары для всех видов материалов, — заявила Халтурина.

Светлана Субботина, Анна Лялякина, Игорь Казаков
(Известия)

Advertology.Ru

19.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.01.2025 - 01:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация