Анализ рынков

Россияне переложили триллион из длинных вкладов в короткие

Россияне переложили триллион из длинных вкладов в короткие

В декабре сложилась редкая ситуация, когда краткосрочные вклады оказались привлекательнее долгосрочных, и многие вкладчики переложили деньги под более выгодный процент.

За декабрь 2014 года объем рублевых вкладов на срок свыше 1 года сократился на 1,26 трлн рублей, за тот же месяц объем вкладов на срок от 1 месяца до 1 года вырос на 1,18 трлн рублей. Это следует из сводного анализа 101-й формы банков (на 1 января 2015 года), которую публикует Центробанк. В результате объем рублевых вкладов населения сроком до года достиг 6,48 трлн рублей, а свыше года — 7,23 трлн; до декабря 2014 года коротких было меньше примерно на 3 трлн рублей.

Такая динамика объясняется тем, что банки вслед за повышением ключевой ставки ЦБ сразу на 6,5 процентного пункта, до 17% годовых, в декабре 2014 года взвинтили ставки по вкладам населения. Доходность вкладов в некоторых банках достигала 22% годовых, ставки росли преимущественно по коротким вкладам (izvestia.ru/news/580922). В госбанках ставки по вкладам выросли после повышения ключевой ставки ЦБ на 2,95–9,3 процентного пункта (п.п.), по вкладам на 3 месяца — на 2,54–7,8 п.п., на полгода — на 2,12–5 п.п. В то же время доходность по длинным вкладам в банках с госучастием (на срок от года) увеличилась только на 0,5–4,5 п.п. Например, Сбербанк увеличил ставки по рублевым вкладам граждан на месяц с 6,75 (на 1 декабря) до 9,7% годовых (на 25 декабря), на 3 месяца — с 7,85 до 10,39%, на полгода — с 8,4 до 10,52% и на срок от года — с 8,9 до 8,95%.

Частные банки более существенно повышали ставки по рублевым вкладам граждан: ставки вкладов на срок 1 месяц выросли на 10 п.п., на 3 месяца — на 8,5–10 п.п., на полгода — на 4–9,5 п.п. По длинным вкладам (на срок от года) ставки увеличены на 2,5–9,5 п.п. 

— Изначальной причиной тренда является нежелание клиентов в условиях текущей экономической ситуации надолго отдавать свои средства в систему, чем и пользуются банки, предлагая высокие ставки на короткие сроки, — отметили в пресс-службе Сбербанка. — Также банки, имея опыт прошлых кризисных ситуаций, стараются не задерживать «очень дорогие» средства клиентов надолго, надеясь на изменение экономической ситуации в стране.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что аналогичная валютная рокировка в структуре вкладов была еще более существенной.

— Никогда ранее столь гигантского перетока вкладов из длинных в короткие не наблюдалось, — комментирует эксперт. — Из-за валютного кризиса начался набег вкладчиков на банки, наиболее известной жертвой которого стал банк «Траст», отправленный на санацию 22 декабря. Банки стали защищаться от этого набега повышением ставок по вкладам существенно выше порога 10 крупнейших банков плюс 3,5 п.п., установленного ЦБ (сейчас максимальный уровень составляет 18,205% годовых. — «Известия»). Причем повышались ставки по вкладам преимущественно на сроки менее 1 года из-за неопределенности ситуации. Вкладчики, привлеченные высокими ставками по коротким вкладам, частично вернули забранные средства в банковскую систему. Тем не менее в целом произошел отток вкладов — за декабрь рублевые вклады сократились на 0,6%, а валютные с учетом переоценки — на 1,2%. В валютных вкладах в декабре проявилась та же тенденция перетока из длинных в короткие, что и в рублевых, но в существенно более радикальной форме: вклады сроком до года выросли (с учетом валютной переоценки на 45,8%), свыше 1 года сократились (на 17,7%).

Руководитель направления центра вкладных продуктов Бинбанка Анна Оносова указывает, что короткие вклады в конце декабря 2014 года были очень выгодны и граждане стали переразмещаться в них, боясь упустить лучшее предложение.

— При столь существенной разнице между ставками по длинным и коротким вкладам (в пользу последних), которую мы наблюдали в декабре, вкладчики всегда предпочтут более короткий вклад, — говорит Оносова. — Банки не желают повторять ошибки 2009 года, когда они привлекали дорогие длинные вклады, поэтому отдают предпочтение «коротким» деньгам, формируя по ним более выгодное предложение. Когда ставки по вкладам на рынке в целом снижаются, банкам становится невыгодно держать в портфеле пассивы, привлеченные под повышенный процент; если депозиты привлечены на срок от года, такая ситуация и возникает.

Зампред Банка расчетов и сбережений Сергей Шамин говорит, что вкладчики достаточно оперативно отреагировали на изменившуюся конъюнктуру рынка — в декабре было выгоднее досрочно снять деньги с уже открытых длинных депозитов со ставкой порядка 10%, потеряв почти все проценты, и переложиться в короткие депозиты, ставка по которым достигла 20% и более.

По словам начальника управления розничных продуктов Локо-банка Светланы Повикаловой, в начале 2015 года тенденция перетока средств граждан с длинных вкладов на короткие сроки только укрепилась.

— Данное изменение поддерживается совокупностью факторов — это и более высокие ставки по вкладам в банках на сроки до года, и неясность экономических перспектив для населения, — поясняет Повикалова. — Зимой 2015 года гражданам России достаточно проблематично планировать финансы на сроки более 6 месяцев; вкладчики опасаются дальнейшей девальвации рубля. Сейчас среднее предложение по вкладам на 3 месяца составляет 15% годовых, на полгода — 15–16%. Со II квартала 2015 года ставки по вкладам начнут постепенно выравниваться в традиционную линейку и предпочтение начнет переключаться с коротких сроков на более длинные. Этому будет способствовать постепенная стабилизация ситуации в российской экономике.

Зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин полагает, что ставки по краткосрочным и годовым депозитам будут выравниваться в течение ближайших 2–3 месяцев — но при условии, что политическая ситуация в мире также будет выравниваться. Управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев полагает, что ставки по коротким вкладам будут выше, чем по длинным, до снижения ставки фондирования со стороны ЦБ до уровня 8–10%. Ставки едва ли будут меняться еще месяц: банки теперь будут ждать следующего заседания совета директоров ЦБ, которое состоится 13 марта и будет посвящено изменению ключевой ставки.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

13.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.12.2024 - 14:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация