Новости

Россияне привыкли к своей стране

За последние 20 лет в стране полностью сменилась структура общества. При этом она утеряла еще недавно привычные человеческие черты
На этой неделе Институт общественного проектирования (ИнОП) совместно с холдингом ROMIR Monitoring представили итоги исследования "Стратификация российского общества". В нем показано, как оно изменилось за последние двадцать лет. Авторы исследования считают, что практически все слои населения сумели адаптироваться к новым условиям жизни. При этом они по-прежнему надеются на сильную власть в России. С другой стороны, очевидно, что ряд критериев, в том числе отличавших советское общество, утерян если не навсегда, то на длительный период времени. В частности, речь идет об общечеловеческих ценностях, которые сейчас отошли на задний план. Кроме того, очевидна и смена реакции на различные преобразования со стороны государства: если раньше люди надеялись на помощь чиновников, то теперь они надеются на себя и все чаще участвуют в протестных выступлениях.

Исследование "Стратификация российского общества" проводилось в 59 субъектах страны (213 городов и 195 сельских населенных пунктов) и охватило 15 200 человек. Общее резюме по нему таково: в России сложилась сбалансированная социальная структура, а общество в целом адаптировалось к новым жизненным условиям. Авторы исследования выделяют семь групп населения: "белые воротнички" (7,2%), интеллигенция (14,6%), учащиеся (3,6%), "синие воротнички" (18,9%), неквалифицированные рабочие (14,8%), пенсионеры (31,2%) и безработные (9,7%). При этом доля среднего класса составляет около 25%. Практически все группы позитивно воспринимают основные институты демократии и свободную рыночную систему. В качестве основной проблемы, которая волнует респондентов, был назван дефицит законности и, как следствие, недоверие к политической и общественной элите. "После крушения советской структуры общества вне общественных связей оказалось большинство населения, – сказал RBC daily руководитель исследования Михаил Тарусин. – В середине 90-х общественной структуры не было как таковой из-за отсутствия критериев, по которым можно было ее определить. То есть была натуральная смута. После 1998 года наступило время относительного спокойствия: в обществе началась самоорганизация – она шла достаточно интенсивно последние пять-семь лет. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы возникла новая социальная структура".

По словам г-на Тарусина, процесс социальной адаптации идет практически во всех слоях общества, за исключением категории пожилых россиян, которые не изменили свои устои. По сравнению с другими категориями их жизненные ценности остаются прежними и отличаются от вновь принятых. "На смену общепринятым порядочности, состраданию пришли стремление к успеху и желание сделать карьеру, – комментирует эксперт. – Но, безусловно, есть и объединяющие ценности. Русские – государственники: они хотят соблюдения законности, сильной власти". По мнению экспертов, произошедшие изменения вполне предсказуемы: растет число богатых и очень богатых людей, а также бедных и очень бедных. Это негативно сказывается на развитии среднего класса. "С уходом старшего поколения уйдут и люди, сожалеющие о потере социалистического строя, – прокомментировал RBC daily научный директор ROMIR Monitoring Николай Попов. – Проблема в том, что и у молодого поколения менталитет меняется не очень быстро. Поэтому потенциальный электорат у коммунистической и тому подобных партий стабильный. В то же время за 20 лет все слои населения изменили свое отношение к бизнесу и сейчас относятся к предпринимателям хорошо, особенно к малому и среднему бизнесу".

Однако очевидны и негативные последствия смены структуры общества, вернее, отношений внутри него. В значительной степени мы утеряли ключевые ценности, восстановление которых займет достаточно длительный период. "Значительное снижение морали в обществе повлекло за собой разрушение общечеловеческих ценностей, – прокомментировал Николай Попов. – В определенном смысле многие руководствуются принципом "рынок все простит". Исчез коллективизм: теперь люди надеются только сами на себя. Впрочем, и самих институтов, на которые можно было бы положиться, теперь нет. Особенно это заметно за пределами Москвы: люди чувствуют себя брошенными". При всем, что говорится о тоталитарном режиме, как считает г-н Попов, в советское время у людей не возникало подобного ощущения и они могли донести свою точку зрения. "Вследствие этого возникает политическая отчужденность, – говорит он. – Именно поэтому отмена льгот вызвала протесты: у людей нет ощущения, что о них кто-то думает. И если раньше мы говорили об обращении к депутатам, президенту, то теперь люди выбирают голодовки, протестные акции. Кроме того, не надо забывать, что российский народ склонен к авторитаризму: с одной стороны, он недоволен сегодняшней властью, а с другой – надеется на сильного руководителя. Поэтому в России чем меньше довольных органами власти, тем больше доверия президенту".

Анна Попова
RBC daily

15.03.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 23:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация