Масс-медиа. Если вы решили стать газетным магнатом…
Вопросы, касающиеся создания и функционирования средств массовой информации, у многих граждан и уж тем более организаций вызывают даже не праздное любопытство, а вполне профессиональный интерес. Именно поэтому в нашем материале мы расскажем об основных моментах, которые надо знать потенциальным медиа-магнатам, как при создании своего собственного СМИ (средства массовой информации), так и при его деятельности.
Душевнобольных и иностранцев просят не беспокоиться…
… Действительно, этим категориям граждан не стать учредителями российского СМИ. Дело в том, что закон "О средствах массовой информации" вместе с определением, кто же такой учредитель, дает и исчерпывающий круг лиц, которые не могут быть таковыми. Итак, учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Таким образом, учредить какой-нибудь вестник может и министерство.
Однако не может выступать учредителем:
- гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;
- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Если учредителей больше одного, то соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Обратите внимание, что при учреждении именно СМИ вы не сможете определить доли участия и, соответственно, получения прибыли. Это можно сделать в случае учреждения юридического лица, которым СМИ не является.
Придя к выводу, что вы можете стать учредителем СМИ, надо предпринять действия по его регистрации, поскольку редакция средства массовой информации сможет начать свою деятельность после его регистрации.
Куда подавать заявление о регистрации? Если вы решили, что ваше издание охватит всю территорию Российской Федерации, заграницу, или, как минимум, территорию нескольких субъектов Российской Федерации, - то подавать заявление надо в Федеральный орган, в настоящее время он называется Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Если же ваши амбиции ограничатся одним субъектом РФ, то подавайте заявление в соответствующее территориальное подразделение.
Особо медлить некогда, если уж вы зарегистрировали газету или иное издание. Согласно закону "О средствах массовой информации" учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Впрочем, не всякий продукт СМИ нуждается в регистрации, не требуется регистрация:
- средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
- периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Дорогая редакция…
.. А также учредитель, и издатель. Совпадают ли эти понятия в одном лице или все эти категории находятся в разных ипостасях? Все зависит от вашего выбора.
Остановимся на распределении ролей. Так, учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Он вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный им срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем такого заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. Так что не ограничивайтесь формальным подходом к указанным документам. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
Обратите внимание: учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
Но учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Все зависит от выбранной вами схемы.
Что касается редакции, то она может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска СМИ вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Например,
Редакция также может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона "О СМИ", устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).
Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых законом к деятельности средства массовой информации.
Издатель, соответственно, издает СМИ и также может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
И, наконец, остановимся на вопросе, в каких случаях деятельность СМИ может быть прекращена? Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований закона, касающихся злоупотребления свободой слова, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.
Деятельность СМИ может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
Что же такое "недопустимость злоупотребления свободой массовой информации"?
Это касается недопустимости использования средств массовой информации, в частности, в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию. Впрочем, злоупотреблять свободой слова можно и путем совершения иных противоправных действий.
***
Автор статьи
Виктория Краснюк, юрист, член Московской коллегии адвокатов
***
По материалам семинара – "Договорная практика в сфере рекламы и PR. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности"
Также на семинаре
- Договорная практика в сфере рекламы и PR
- Вопросы взаимоотношений агентств (клиентов) со средствами массовой информации:
- Виды и примерные проекты договоров, используемых в области рекламы и пиара.
- Договоры в сфере правоотношений специалиста в области рекламы (пиара) и работодателя:
- Государственное регулирование рекламной деятельности
- Практика судебных разбирательств, связанных с нарушением рекламного законодательства
- Саморегулирование рекламной деятельности
- Защита чести и достоинства юридических лиц и граждан.
- Авторское право в рекламном процессе
- Законодательное регулирование конкурсов (тендеров)
- Правовое регулирование деятельности СМИ.
- Ответственность редакции по искам о защите чести и достоинства. Примеры из судебной практики.
Семинар проводится образовательной программой АКАДЕМИЯ РЕКЛАМЫ
Подробнее о семинаре и авторе http://www.admen.ru/seminar.php?id=41&type=1
Тел. (095) 291-7604, 202-1409
Специально для "Advertology"
04.03.2005
Комментарии
Написать комментарий