Школа рекламиста

Масс-медиа. Если вы решили стать газетным магнатом…

Вопросы, касающиеся создания и функционирования средств массовой информации, у многих граждан и уж тем более организаций вызывают даже не праздное любопытство, а вполне профессиональный интерес. Именно поэтому в нашем материале мы расскажем об основных моментах, которые надо знать потенциальным медиа-магнатам, как при создании своего собственного СМИ (средства массовой информации), так и при его деятельности.

Душевнобольных и иностранцев просят не беспокоиться…

… Действительно, этим категориям граждан не стать учредителями российского СМИ. Дело в том, что закон "О средствах массовой информации"  вместе с определением, кто же такой учредитель, дает и исчерпывающий круг лиц, которые не могут быть таковыми. Итак,    учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Таким образом, учредить какой-нибудь вестник может и министерство.

Однако не может выступать учредителем:

 - гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

 - объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;

 - гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Если учредителей больше одного, то соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Обратите внимание, что при учреждении именно СМИ вы не сможете определить доли участия и, соответственно, получения прибыли. Это можно сделать в случае учреждения юридического лица, которым СМИ не является.  

Придя к выводу, что вы можете стать учредителем СМИ, надо предпринять действия по его регистрации, поскольку редакция средства массовой информации сможет начать свою деятельность после его регистрации.

Куда подавать заявление о регистрации? Если вы решили, что ваше издание охватит  всю территорию Российской Федерации, заграницу, или, как минимум, территорию нескольких субъектов Российской Федерации, - то подавать заявление надо в Федеральный орган, в настоящее время он называется Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Если же ваши амбиции ограничатся одним субъектом РФ, то подавайте заявление в соответствующее территориальное подразделение.

Особо медлить некогда, если уж вы зарегистрировали газету или иное издание. Согласно закону "О средствах массовой информации" учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Впрочем, не всякий продукт СМИ нуждается в регистрации, не требуется регистрация:

 - средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

 - периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

 - радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;

 - аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

 

Дорогая редакция…

.. А также учредитель, и издатель. Совпадают ли эти понятия в одном лице или  все эти категории находятся в разных ипостасях? Все зависит от вашего выбора.

Остановимся на распределении ролей. Так, учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Он вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный им срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем такого заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. Так что не ограничивайтесь формальным подходом к указанным документам. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Обратите внимание: учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Но учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Все зависит от выбранной вами схемы.

Что касается редакции, то она может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска СМИ вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Например,

Редакция также может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона "О СМИ", устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых законом к деятельности средства массовой информации.

Издатель, соответственно, издает СМИ и также может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

И, наконец, остановимся на вопросе, в каких случаях деятельность СМИ может быть прекращена? Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований закона, касающихся злоупотребления свободой слова, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Деятельность СМИ может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Что же такое "недопустимость злоупотребления свободой массовой информации"?

Это касается недопустимости использования средств массовой информации, в частности, в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию. Впрочем, злоупотреблять свободой слова можно и путем совершения иных противоправных действий.

 

***

Автор статьи

Виктория Краснюк, юрист, член Московской коллегии адвокатов

 

***

По материалам семинара – "Договорная практика в сфере рекламы и PR. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности"

 

Также на семинаре

  • Договорная практика в сфере рекламы и PR
  • Вопросы взаимоотношений агентств (клиентов) со средствами массовой информации:
  • Виды  и примерные проекты договоров, используемых в области рекламы и пиара.
  • Договоры в сфере правоотношений специалиста в области рекламы (пиара) и работодателя:
  • Государственное регулирование рекламной деятельности
  • Практика судебных разбирательств, связанных с нарушением рекламного законодательства
  • Саморегулирование рекламной деятельности
  • Защита чести и достоинства юридических лиц и граждан. 
  • Авторское право в рекламном процессе
  • Законодательное регулирование конкурсов (тендеров)
  • Правовое регулирование деятельности СМИ.
  • Ответственность редакции по искам о защите чести и достоинства. Примеры из судебной практики.

 

Семинар проводится образовательной программой АКАДЕМИЯ РЕКЛАМЫ

Подробнее о семинаре и авторе http://www.admen.ru/seminar.php?id=41&type=1

 

Тел. (095) 291-7604, 202-1409

Виктория Краснюк
Специально для "Advertology"

04.03.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 09:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация