Олимпийская символика: скандалы

Выбор олимпийской символики всегда окружен спорами, все-таки это ответственное дело - утверждать визуальный образ для события, которое однозначно войдет в мировую историю. Только некоторые споры решаются задолго до презентации символики публике.
А некоторые выплескиваются за рамки национальных олимпийских комитетов и становятся достоянием общественности. Именно о спорах, получивших широкий резонанс в СМИ, мы сегодня и расскажем.
XXIX Летние Олимпийские игры в Пекине (2008)
Избежать скандала не смогли даже серьезные китайцы: логотип пекинских Летних Олимпийских игр чуть не стал предметом патентного спора. В 2003 году региональная китайская газета написала, что «Chinese Seal-Dancing Beijing» (так называлась официальная эмблема пекинских игр) уже зарегистрирована одной китайской компанией. Представители оргкомитета быстро выяснили, что СМИ всего лишь тиражирует слухи, и сразу же подали заявку на регистрацию марки в Государственную администрацию промышленности и торговли.
XXI Зимние Олимпийские игры в Ванкувере (2010)
С довольно серьезным обвинением пришлось столкнуться оргкомитету зимних Олимпийских игр в Ванкувере. На этот раз досталось дизайнерам, работавшим над олимпийским факелом. По их задумке, его форма повторяла плавные контуры зимних ландшафтов Канады и передавала настроение зимних видов спорта. Однако, после того как в феврале 2009 года факел продемонстрировали общественности, в одной из местных ванкуверских газет вышел материал под заголовком «Олимпийская затяжка»: журналист указывал на сходство факела с самокруткой, набитой марихуаной. Впрочем, канадский оргкомитет этот материал проигнорировал, и факел отправился в долгое путешествие по маршруту эстафеты Олимпийского огня.
XXX Летние Олимпийские игры в Лондоне (2012)
Пожалуй, летние Олимпийские игры в Лондоне можно назвать дизайнерским провалом. Такого количества претензий к логотипу еще никогда не предъявляли.
За разработку логотипа отвечало агентство «Wolff Olins». Оно представило его публике летом 2007 года. Олимпийский бренд поддержали Кен Ливингстон, который тогда занимал пост мэра Лондона, и Тони Блэр, являвшийся на тот момент премьер-министром Великобритании. Но далеко не все были с ними согласны: в логотипе ХХХ Летних Олимпийских игр сразу же увидели свастику. На этом фоне кажутся незначительными обвинения в том, что логотип похож на разобранный паззл, не связан с Лондоном и не передает идеалы олимпийского движения.
Практически одновременно с версией про свастику в интернете появилось слегка переделанное изображение логотипа лондонских Олимпийских игр. От оригинала оно отличалось расцветкой: старую форму раскрасили иначе, чтобы показать, что она очень напоминает изображение Лизы Симпсон из американского мультсериала «The Simpsons». И это было бы не так страшно, если не одно «но»: складывалось отчетливое ощущение, что Лиза занимается с кем-то оральным сексом. Интернет-пользователи решили, что этот кто-то ее брат Барт Симпсон. Об этой «трактовке» логотипа написал даже один из блоггеров «The Guardian».
Новая и не менее сильная волна критики поднялась через несколько лет. В 2011 году Иран направил в Международный олимпийский комитет официальное письмо с выражением протеста. Причиной этого протеста стало то, что в логотипе лондонских Олимпийских игр угадывалось слово «Zion», которое имеет отношение к сионизму. Для того чтобы разглядеть его, достаточно лишь слегка развернуть те неправильные многоугольники, которые, по замыслу создателей логотипа, означают олимпийский год - 2012.
Несмотря на все претензии никто ничего не менял, и лондонские Игры прошли под знаком самого уродливого, по мнению большинства, логотипа за всю историю Олимпийского движения.
XXII Зимние олимпийские игры в Сочи (2014)
Российских дизайнеров, работавших над визуальными решениями для образа сочинской олимпиады, к счастью, обвинили только в плагиате. И обвинение это, как и в случае с Олимпиадой в Ванкувере, касается внешнего вида факела.
Наш факел показали 14 января 2013 года в Москве. По задумке создателей, очертания факела повторяют контуры пера Жар-птицы из русских сказок. Ответ блоггеров не заставил себя долго ждать: почти сразу появились сообщения о том, что создатели факела ничего нового не придумали и просто скопировали букву «Р» с этикетки советской водки «Русская». Официальных комментариев по этому поводу пока нет. Впрочем, это и не важно, дизайн факела все равно вряд ли изменят: всем ведь понравилось. (К тому же еще надо доказать, что это плагиат.)
XXXI Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро (2016)
Бразильцев тоже обвинили в плагиате. Критики напали на логотип Игр практически сразу после того, как он был представлен публике накануне нового 2011 года. Дело в том, что логотип олимпиады очень похож на логотип американского благотворительного фонда «Telluride Foundation». И там, и там в основе лежит стилизованное изображение держащихся за руки людей. Только на логотипе фонда танцуют четверо, а на логотипе олимпиады - трое. К тому же танцующая четверка явно образует сердечко, чего не скажешь об олимпийском трио.
Создатели логотипа, дизайн-агентство «Tátil» из Рио-де-Жанейро, конечно же, сказали, что они никогда не видели логотипа «Telluride Foundation». И через месяц получили заказ на разработку логотипа для Паралимпийских игр - 2016.
Advertology.Ru
26.02.2013
Комментарии
Написать комментарий