Есть мнение ...

Потребление медиа становится параллельно мультиканальным

Потребление медиа становится параллельно мультиканальным

KPMG опубликовала отчет «The rise of the digital multi-tasker», посвященный масштабному исследованию медиапотребления во многих странах мира.

Основная идея: потребление медиа становится не просто мультиканальным, а параллельно мультиканальным. То есть люди все чаще используют два и больше медиа одновременно. Например, включают для фона телевизор, но общаются в социальных сетях; при этом еще и интернет-радио передает музыку. Исследователи также оценивают пропорции потребления разных медиа в разных странах, а также готовность людей в разных уголках планеты платить за контент.

С деталями исследования можно ознакомиться по ссылке. Я же хочу немного углубиться в те темы, где традиционный подход или даже язык уже не справляется с описанием происходящих перемен. Потому что меняется не только способ распределения рекламных бюджетов. Меняется нечто другое. «Мобилизацию» интернета стоит рассмотреть в культурно-географическом разрезе, мультизадачность проанализировать в контексте поколений, а готовность платить за медиаконтент оценить с точки зрения именно потребления, а не желания производителей.

Исследование KPMG выделяет ряд стран, где мобильное потребление контента становится доминирующим. Почему развивающиеся страны приходят в интернет другим путем? Под словом «развивающиеся» обычно прячут в том числе идею технической отсталости, - мол, прогресс туда добирается позже. Но сегодня это уже не совсем так. Плоды прогресса добираются туда одновременно со странами развитыми, но минуя или сжимая до неразличимого состояния некоторые предшествующие стадии.

Первой страной, где интернет стали потреблять больше с мобильных, чем со стационарных устройств, стала Нигерия, в 2011 году. А в наступившем 2013 году этот сдвиг произойдет во всем мире: мобильное потребление интернета обгонит стационарное. Разумеется, произойдет он как раз за счет развивающихся стран. В Китае, Индии, Турции, арабском мире, африканских странах, на значительной части России прирост пользователей сети идет почти исключительно за счет мобильных устройств, чаще всего телефонов. Из этого факта следует два пока неявных предположения.

Во-первых, общества, не знавшие и уже никогда не узнающие (!) стационарного интернета и стационарного компьютера, пропускают очень важный период культурной адаптации. Для сравнения: в силу спрессованности исторического времени современная Россия перешла от бумажных денег сразу к пластиковым картам, минуя чековые книжки, в то время как в западных странах на эпоху чековых книжек пришлось примерно сто лет. За эти сто лет выписываемые от руки чеки то ли воспитали, то ли сопровождали некоторую культуру финансовых отношений, вынужденно основанную на доверии. Возможно, невелика потеря, но некоторые различия в культуре финансового доверия в России и на Западе наблюдаются.

Эпоха стационарного компьютера длилась примерно 50 лет, стационарного сетевого терминала - 30 лет. Целое поколение людей, среди которых были Стивы Джобсы, Айзеки Азимовы и даже, на нашей почве, каэспэшные Сергеи Никитины, что тоже важно. Это поколение примечательно тем, что имело хоть немного времени подумать над адаптацией человека к НТП. Оно думало о яблонях на Марсе, создавало искусственные языки, воспроизводящие машинную логику, - оно вырабатывало отношение к новому миру. Собственно, в этом и заключается огромная культурная роль больших ЭВМ и следующих за ними маленьких ПК - они дали время пощупать, осмыслить и приспособиться. Тогда как общества, сразу попавшие в мобильный интернет, перескакивают туда без стационарной подготовки.

Второе последствие мобильного перескока - в младоцифровых обществах новые поколения учатся читать и воспринимать социальную информацию не по книге, не по газете, не даже в компьютере, а сразу с экрана телефона. Каков размер текста на экране мобильного телефона? Вообще, какова роль текста в такой коммуникации? Будет ли прямой обмен спонтанными и короткими репликами способствовать формированию общественного договора и каким будет общественный договор, не подкрепленный длинными текстами или просто хоть какими-нибудь текстами? Совместимы ли гуманизм и твиттер, если обглоданная лексика и недожеванный синтаксис превращают короткое, но все-таки высказывание в развернутое, но междометие, все больше похожее на тотзвуко-танцевальный комплекс, посредством которого прачеловек когда-то осваивал искусство общения? Какого рода знания и сообщения могут быть произведены и переданы в таком формате? Что это будет за цивилизация? Будет ли она следовать, как раньше думали о развивающихся странах, в русле тех же процессов, что и страны развитые, если код ее социальности совершенно другой?

Нигерия - вот звоночек. Именно Нигерия может стать локомотивом или символом этих неясных пока процессов, а вовсе не Китай. Китай огромен, но он все-таки успел одной ногой постоять в индустриальной эпохе и к тому же уже переключился на нисходящий демографический тренд и теперь будет только стареть, как и Европа с США. В то же время, как говорят демографы, Нигерия в ближайшие сорок лет будет страной с самым быстро растущим населением, преимущественно урбанизированным. Имея 167 миллионов сейчас, она прибавит еще 200, более чем в два раза обгонит Россию и почти догонит США, но будет самой молодой по возрасту жителей среди самых больших стран. И это будет население, только-только попавшее в город, что всегда сопровождается дополнительным высвобождением энергии. Нигерия не бедная, у нее есть нефть, богатство ее будет нефтяным, - мы знаем, что это такое.

Если в Китае урбанизация, как и было положено в старые добрые времена, напитала индустриальную революцию, на Ближнем Востоке перетекла в цифровую, то в Африке и прочем третьем мире урбанизация совпадет с почти мгновенным переходом в мобильную цифровую культуру, причем совсем не в такую, в которой существует и мыслит себя европейская цивилизация. А есть еще огромная Индия, которая по соцдемографическим трендам находится где-то между Китаем и Нигерией. Есть еще Россия, которая находится вообще между всем.

Термин «цифровое неравенство» пару лет назад описывал отсталость развивающихся стран с точки зрения технического доступа в интернет. Этот параметр отсталости будет ликвидирован, но перекошенным способом: вместо «культурной», но уже архаичной стационарной инфраструктуры доступа младоцифровые общества благодаря мобильному интернету и особой демографии формируют новую цивилизацию.

Что из этого получится, сказать трудно. Но разрыв в количестве, а главное, в качестве сетевой культуры этих двух цифровых рас может стать глобальной угрозой. Из уже проявившегося - пресловутая «арабская весна», романтизированная Западом, но не имеющая внятного объяснения в традиционной парадигме социальных перемен, и используемая совсем не в духе демократических преобразований. Среди иллюстраций - совершенно ритуальное использование высокотехнологичного смартфона для запечатления манипуляций сначала с трупом поверженного вождя, а следом - американского посла. При жизни они стояли по разные стороны баррикад, но это разделение оказалось несущественным перед лицом новой и непонятной силы, которая смела их обоих, как тот лесник из известного анекдота. Про эту силу можно сказать только, что она необорима, потому что никак не организована; но и по этой же причине вряд ли способна выйти за пределы своего ареала.

Вот что такое сочетание бесприютной молодежи и мобильника. Вероятное будущее таких стран - выдавливание и без того немногочисленных приверженцев длинного текста и постоянная гражданская война.

И вот еще какая мысль. Если для США и Европы все это - будущие проблемы внешней политики, то для России - проблемы политики внутренней.

Андрей Мирошниченко, slon.ru
Advertology.Ru

29.01.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 17:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация