С крылышками!
Перо Жар-Птицы, лоскутное одеяло этносов, 14 тысяч факелоносцев, 65 тысяч километров, 130 миллионов зрителей... Олимпиада 2014 объединяет Россию в стихийную империю.
Оргкомитет «Сочи 2014» представил факелы Эстафеты Олимпийского и Паралимпийского огня, новые костюмы для участников от Bosco и рассказал о том, когда, куда, кто, сколько и в чем побежит. Пожалуй, главной чертой и самих факельных пробегов, и их фирменного стиля является имперскость, но не помпезно-диктаторская, а народная и добровольная.
Подробные пресс-релизы можно почитать отдельно, а мы остановимся на «имперских» моментах стилистики олимпийского и паралимпийского пробегов.
- Длина пробега беспрецедентна: путь от Москвы до Сочи - самый длинный за историю национальных эстафет - 65000 км. Цифры - 123 дня, 2900 населенных пунктов , 130 млн. жителей (90% населения России) в часовой доступности от трассы - убедят кого угодно: «широка страна моя родная». Одних крупных городов на пути - 84. Плюс вертикаль - вершина Эльбруса, дно Байкала и открытый Космос. Ленивые домоседы приобщатся к пробегу у экранах телевизоров, а те, кто решит попытать счастье (а это может каждый ведущий активный образ жизни гражданин), имеет шанс попасть в число счастливых участников эстафеты. Судя по отзывам фигуристки Татьяны Навки, впечатление незабываемое - бежать сквозь строй радостных, влюбленных соотечественников, среди которых много детишек и мам.
- Традиция. Она подчеркнута не только в маршруте эстафеты (тут и Ясная Поляна, и Кижи), но и в идее разноцветного и монохромно-голубого «лоскутного одеяла» для костюмов олимпийских и паралимпийских факелоносцев. Bosco подарил идею «одеяла» Сочинской олимпиаде, и теперь компания объявлена «официальным производителем лицензионной одежды с Олимпийской и Паралимпийской символикой на срок до 2016 года включительно».
Послы «Сочи 2014»: Татьяна Навка и Наталья Водянова
Стиль продублирован в инфографике обеих эстафет. Конечно, было бы просто замечательно, чтобы это была какая-то отечественная компания, но ведь и среди представляющих партнеров эстафеты - РЖД и «Ингосстраха» красуется «Кока-Кола», а не какой-нибудь квас «Очаковский».
- Наконец, венцом, своеобразным логотипом, соединяющим традицию и современность, является факел. Этот главный герой презентации по праву назван арт-объектом, и в обширной коллекции олимпийских факелов займет почетное место.
Слушаем презентацию, беседуем с дизайнером-разработчиком модели факела Владимиром Пирожковым.
Оказывается, олимпийские Факелы - штука сложная и многотрудная, и креативная идея тут едва ли важнее идеи инженерной. Но начнем с креатива. Во-первых, факел - символ и идеологема нации и спортивных игр. В нашем случае это перо Жар-Птицы или Птицы Феникс с целой легендой об обереге и фетише удачи. Отливающее алюминиевым перламутром, техногенное крылышко напоминает и лопасть пропеллера, и весло, и древний орнаментальный славянский «огурец». Словом, вещица изящная, вполне годная для обращения в сувенир - авторучку, брелок и тому подобное.
Интересно, что серебристый цвет универсален почти для всех факелов, а вот «начинка» серебряной оправы аккуратно распределена между спортивной яростью мастеров и строгостью подмастерьев. Красной и небесно-голубой, соответственно. Владимир признается, что креативная команда располагала не набором диаметрально разных идей, а. скорее, веером вариантов «крылышка» (первоначальный концепт принадлежал Сергею Хапрову). На вопрос же о том, что из обширной мировой коллекции факелов нравится ему сегодня, Владимир назвал три - Берлинский - 1936 (он положил традицию эстафеты олимпийского огня), Лондонский - 2012, и Московский - 1980 года. Это примеры удачного отражения национальной и спортивной идеологии своего времени в изящной, эргономичной форме.
Берлинский факел
Лондонский факел
Московский факел
К сведению читателей: полную коллекцию олимпийских факелов обещают показать 17 января в «Галерее братьев Льюмьер» на Красном Октябре.
Однако внешний облик - лишь полдела. Факел, и особенно русский, должен быть супернадежен и стоек к изменениям погоды - ветру, дождю, снегу, морозу за мину 40. Он обязан не выскальзывать из руки во время пробега (а это и оптимальный вес, и сбалансированный центр тяжести), быстро перезаряжаться и гореть огнем победы Собственно, техническая сторона дела во многом определила нелегкий выбор из множества предложений, поступивших на суд Оргкомитета будущей олимпиады.
На презентации были показаны опытные образцы - нынешний факел все еще нуждается в доводке (решено еще «поколдовать» над весом и балансом), зато система горения и надежность материала признана безупречной. «Это можно назвать русским подходом», - делится Владимир. О факельных неудачах в прошлом команда договорилась не упоминать, разве что, говорят, был один такой несчастный объект - со стеклянной крышкой, которая вечно падала и разбивалась. Ну, кто старое помянет, тому глаз вон. В релизе читаем: «Корпус факела выполнен методом литья из алюминиевого сплава. Цвет - светло-серебристый «металлик», фактура - мелкодисперсная матовая. В верхней части размещены эмблемы Олимпийских и Паралимпийских Игр, выполненные способом инкрустации. Рукоять факела и центральная декоративная вставка отлиты из прозрачного полимера высокой прочности и прозрачности. Изнутри детали покрыты ультра глянцевыми красителями с прозрачной поверхностью глубоких цветов: красного - для Олимпийской Эстафеты, небесно-голубого - для Паралимпийской. Факел весит около 1,8 кг, его высота - 0,95 м, ширина - 0,145 м (в самом широком месте), толщина - 0,54 м.»
Спрашивается, где же тут имперский подход? - Отвечаем: в синтезе и производителе. Евразийская многополярность «лоскутного одеяла» отливается в нерушимый союз дизайна и материала, взаимодействие самых различных технических и эстетических характеристик. Так судят о спортсмене-победителе, размышляя о результирующем векторе успеха. Важно еще и то, что победившая в мае 2011г. в конкурсе на лучший дизайн факелов креативная команда Центра промышленного дизайна и инноваций «АстраРосса Дизайн» работала под руководством Владимира Пирожкова и Андрея Водяника - мастеров автомобильного дизайна.
Производство 14-тысячного тиража сочинского факела поручено Красноярскому машиностроительному заводу («Красмаш»), а факел Олимпиады-80 произвел на свет ленинградский завод «Кировские моторы». Доверие автомобильной промышленности не случайно: высокотехнологичную малотиражку может произвести лишь серьезное индустриальное предприятие. Как правило, это национальные машиностроительные заводы. И более того, читаем в релизе: «Сегодня «Красмаш» выпускает уникальную космическую технику - базовые модули разгонных блоков для ракет-носителей среднего и тяжелого классов типа «Зенит» и «Протон». Разгонные блоки предназначены для выведения навигационных спутников типа «Глонасс» и спутников связи типа «Галс», «Астра», «Телстар», «Иридиум», «Панамсат», «Гаруда» на высокоэллиптические и геостационарные орбиты».
Владимир подтверждает: несмотря на технический прогресс, каждый год страна - хозяйка очередных Олимпийских игр решает головоломку факела заново, учитывая множество местных нюансов. Впору сделать факельную эргономику и коммуникацию сюжетом отдельного рекламного ролика, - предлагаю я. «Ну, это уже - по требованию Оргкомитета, - отвечает дизайнер. - Пусть снимают режиссеры. Каждый должен заниматься своим делом».
Advertology.Ru
14.01.2013
Комментарии
Написать комментарий