"У нас еще многое впереди"
Сергей Зверев, президент «Компании развития общественных связей» (КРОС), рассказывает о рынке PR.
Считаете ли Вы, что PR рынок в России сформировался? Объясните свою точку зрения.
Истории российского PR лишь около двадцати лет, и это слишком маленький срок, чтобы говорить о сформировавшемся рынке. Пока только создаются культура и традиции российского PR, и в этом плане нам далеко еще до идеалов. Еще не выработалось четкое понимание, что такое PR. Это касается и некоторых наших коллег из PR агентств, и клиентов. Собственно говоря, появилось лишь второе поколение людей, которые профессионально занимаются этим бизнесом. Я думаю, что у нас еще многое впереди до того момента, когда можно будет говорить о сформировавшемся рынке.
Каким Вы видите будущее развития PR услуг в России?
Я думаю, что по мере взросления российского бизнеса будет происходить осознание того, что бизнес должен заботиться не только о финансовых потоках и, следовательно, думать о PR не только с точки зрения маркетинга, но и с точки зрения репутации, взаимоотношений с обществом. Сюда относятся взаимоотношения как с населением тех регионов, в которых бизнес находится и работает, так и с отдельными социальными группами. Именно в этом, с моей точки зрения, залог интересного будущего российского пиара.
Лет пятнадцать назад это понимали главным образом иностранные компании, приходящие работать в Россию, - отечественных компаний в PR бизнесе тогда были единицы. Лет десять назад таких компаний было уже значительно больше, но они работали только с крупным бизнесом. Сегодня уже весь бизнес начинает понимать важность пиара. И это весьма позитивно.
Какие тенденции сегодня Вы могли бы отметить в коммуникационной сфере?
Последняя, всеми отмечаемая тенденция - это резкое усиление значения уже не просто диджитал-составляющей пиара, а социальных сетей как сферы и места общения людей. Пространство социальных сетей - это пространство PR, потому что это сфера отношений. В социальных сетях люди всегда вступают друг с другом в отношения, а это уже очень близко к тому, чем мы занимаемся.
Какие инструменты, на Ваш взгляд, сегодня наиболее эффективны?
Это очень сложный вопрос. Я не возьмусь перечислять набор инструментов, которые эффективны или неэффективны. Во-первых, мы пока не можем полностью осмыслить, что несет с собой появление самих социальных сетей и связанных с ними технологий, которые возникают в течение последних лет. Это все еще предстоит осмыслить и обдумать, а пока мы во многом движемся методом «научного тыка».
Говорить о том, что мы или кто-то другой может дать рецепты работы, будет очень сильным преувеличением, как мне кажется. Это с одной стороны. С другой стороны - и это очень хороший признак, - те принципы настоящего PR, которые всегда декларировались: честность, открытость, искренность, активность, - все это стало абсолютно необходимой составляющей тех отношений и того инструментария, который сегодня адекватен в социальных сетях. Социальные сети - это очень требовательный инструмент. Он не прощает лжи. В социальной сети всегда можно легко понять, кто и в чем пытается вас обмануть. Там очень быстро можно потерять доверие.
С какими трудностями сегодня сталкиваются PR специалисты?
Трудности являются оборотной стороной всего процесса, о котором мы говорим. Мы просто иначе воспитаны и привыкли жить в несколько другой парадигме, чем страны с развитыми традициями PR. Лет десять назад многие клиенты говорили: «Я хотел бы сделать так, чтобы обо мне не говорили вообще ничего». Сегодня такой подход стал бессмысленным.
Сегодня нужно не просто уметь грамотно писать, но и понимать, как и где это делать. Изменился язык, изменились технологии. Скоро будет меняться и культура тоже. Она уже меняется.
В чем залог профессионализма, с Вашей точки зрения?
В постоянном ощущении, что ты не дотягиваешь до звания настоящего профессионала и постоянной попытке его добиться. Во-первых, нужно все время стараться искать и придумывать что-то новое. Во-вторых, настоящий профессионал в нашем деле должен прежде всего работать на клиента, а только потом на себя. Впрочем, эту мысль можно развивать очень долго.
Почему Вы выбрали профессию PR специалиста?
Я ее не выбирал. Так сложились жизненные обстоятельства.
Что для Вас самое интересное в профессии?
Самое интересное в профессии - это постоянно возникающие оригинальные задачи, нестандартные проблемы. В этой профессии не бывает ни одного дня, который был бы похож на предыдущий. И никогда не бывает ни одной повторяющейся задачи, которую можно было бы решить теми же методами, способами и идеями, что и предыдущую, даже если эти задачи похожи.
Что Вы посоветуете начинающим в профессии студентам, выпускникам, молодым специалистам, чтобы построить успешную карьеру в PR?
Главное - терпение. Для того чтобы стать успешным в этой профессии, нужно очень много работать. И, может быть, сначала работать не так, как хочется, и не там, где хочется, и не за те деньги, которые хочется. Самое главное - это те связи, отношения, контакты, которые возникают у человека. Именно о них нужно думать и заботиться в первую очередь. Я своим студентам всегда говорил: главное богатство, которое есть у пиар-специалиста, - это его записная книжка. На сегодняшний день можно добавить: записная книжка и его френдлента в какой-нибудь социальной сети. Повторяю, самое главное - это отношения, которые есть у человека.
Следите ли Вы за новостями отрасли, какими источниками пользуетесь?
Я стараюсь следить, но не могу сказать, что очень регулярно это делаю. Конечно, я состою в различных группах в социальных сетях, и мы обмениваемся новостями. Поскольку мы, наша компания, являемся членами нескольких ассоциаций, мне регулярно приходят от них различные информационные материалы.
Какое событие за текущий месяц стало самым актуальным в общественной жизни?
За текущий месяц? Новый год! Новогодние каникулы с семьей.
Advertology.Ru
01.02.2012
Комментарии
Написать комментарий