Статьи

Чье Ё

Чье Ё

Истинной душой проекта "ё-мобиль" является Андрей Бирюков, предприниматель белорусского происхождения, поставлявший в Россию "МАЗы" и выпускавший грузовики "Яровит". Его проект с Прохоровым принес шумную славу, но может оказаться и громкой неудачей.

Мало кто знает, но "ё-мобиль", выпуск коего связывают с именем миллиардера Михаила Прохорова, мог бы быть белорусским проектом. Белорусское происхождение имеет фирма "Яровит моторс", на базе которой реализуется проект. Кроме инвестиций Михаила Прохорова, все остальное здесь - белорусское, от идеолога проекта и гендиректора компании "Ё-авто" Андрея Бирюкова до инженеров и дизайнеров. Вместе с Бирюковым в Россию из Белоруссии приехали и другие авторы "ё-мобиля" - главный конструктор Андрей Гинзбург и шеф-дизайнер Андрей Трофимчук. Название Yarovit, логотип и двухцветную окраску для нового автомобиля придумал известный белорусский художник Владимир Цеслер.

Андрей Бирюков хорошо известен в Белоруссии. Собственно, свой бизнес он начал строить именно в этой стране с поставок техники МАЗа потребителям из России и других государств СНГ. Он стал основателем и спонсором известной в конце 1990-х годов спортивной команды по трак-триалу "МАЗ-Яровит". Именно из увлечения автомобильным спортом, а в нем господин Бирюков добился определенных успехов, став чемпионом Кубка НОК Республики Беларусь по джип-триалу, вырос один из самых спорных проектов российского автопрома.

Передислокация

Доверяете ли вы российскому автопрому?

Нет

50,10%

Да

30,50%

Затрудняюсь ответить

19,40%

Купите ли вы "ё-мобиль"?

Нет

9,10%

Возможно, но только после нескольких лет обкатки

63,50%

Да, уже подал заявку

8,10%

Затрудняюсь ответить

9,40%

Может ли быть в России качественный автопром?

Нет

17,50%

Да

62,90%

Затрудняюсь ответить

19,60%

Источник: Online Market Intelligence специально для журнала "Компания" (OMI). Исследование проводилось методом онлайн-опроса по собственной панели OMI. В нем приняли участие 509 респондентов, живущих в российских городах с населением более миллиона жителей. Всего опрошено 509 респондентов, из них 304 мужчины и 205 женщин.

Андрей Бирюков родился в 1969 г. в селе Савостьяны Погарского района Брянской области. Его карьера началась с того, что в 1988 г. он закончил радиотехнический техникум и работал наладчиком на одном из минских заводов. В 1991 г. молодой человек занялся бизнесом, создав малое предприятие, а к 1993 г. он уже возглавил компанию "Яровит". Начинал Бирюков с поставок МАЗов в Россиию, затем смог наладить производство экскаваторов на дочернем СП "Святовит". Следующим этапом был автоспорт: в 1997 г. компания стала техническим партнером МАЗа в рамках участия заводской команды в ралли-рейдах. Та группа, что занималась доводкой автомобилей для участия в ралли, начала трансформироваться в инжиниринговую группу.

Немаловажно, что белорусский бизнесмен успел оставить свой след и в банковской сфере. С 1997-го по 2000 г. Андрей Бирюков был акционером и членом совета директоров Минсккомплексбанка, "дочки" прохоровского Онэксимбанка. Так он познакомился со своим будущим партнером по "ё-бизнесу" Михаилом Прохоровым. 
К XXI веку бизнес "Яровита" фактически передислоцировался в Россию, а головная структура - производственный и инвестиционный холдинг "Яровит эн.ви." - зарегистрирована в Амстердаме.

Сегодня в сферу интересов "Яровита" входит машиностроение (производство грузовых автомобилей), энергетика, строительство, девелопмент и даже сельское хозяйство. Кроме того, с 2009 г. Андрей Бирюков избран председателем Российского делового совета по сотрудничеству с Белоруссией.
"Решение развивать бизнес в России связано только с тем, что рынок Белоруссии значительно меньше, - комментирует свое присутствие на нашем рынке Андрей Бирюков. - Любая белорусская компания, вырастая, стремится выйти на внешние рынки. Российский в этом отношении - один из приоритетных".

В Белоруссии сейчас работает представительство холдинга "Яровит" и там же есть проекты, связанные с энергетикой и инжинирингом. "Теоретически нельзя исключать возможность возврата основного бизнеса в Белоруссию, - отмечает Андрей Бирюков. - Но вести его там в российских масштабах не получится - емкость рынков значительно меньше".

"Бизнес в Белоруссии должен быть подкреплен серьезным административным ресурсом, - поясняет заведующий отделением Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. - На белорусском рынке могут работать только те компании, которые так или иначе относятся к властвующему клану. В противном случае любой успешный бизнес неизбежно становится государственным".

Грузовики кончились

Основная специализация Бирюкова - грузовики. "Идея создания качественно новой специализированной грузовой техники возникла, когда в 2000-м и 2001-м команда "Яровит" стала двухкратным чемпионом Европы со своими спортивными грузовиками, построенными на базе "МАЗов", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. - И уже в 2005 г. в Санкт-Петербурге был построен завод по производству тяжелой грузовой техники. Вся продукция разрабатывалась силами "Яровита" с нуля. Компания активно интересовалась новейшими разработками, уделяя наибольшее внимание гибридным технологиям и их применению в сегменте тяжелой грузовой техники".

Возможно, "Яровит" взялся за производство новаторского гибрида именно потому, что до этого потерпел сокрушительное поражение на рынке обычных грузовиков. До кризиса "Яровит" хотя и нельзя было назвать ведущим российским производителем, но все же он имел свою нишу. "Доминирующую долю на рынке занимают отечественные производители грузовых автомобилей, - рассказывает руководитель отдела продаж Intesco Research Group Кирилл Зайцев. - Ими являются ГАЗ, КамАЗ, Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), автомобильный завод "Урал". На долю ГАЗа приходится 40-45% всех продаж на рынке, КамАЗа - 15-25%, УАЗа - 8-10%, "Урала" - 5-7%. На эти четыре завода - около 75-80% всех грузовых автомобилей, ежегодно продаваемых в России. Компания "Яровит" могла занимать 4-5% российского рынка грузовых автомобилей".

Однако во время кризиса все резко изменилось.

Экономический коллапс 2008 г., когда при мощности 200 грузовиков в год "Яровит моторс" выпустил за этот период только 17, чуть было не привел к банкротству предприятия. Тогда руководству удалось договориться с Русской лизинговой компанией, подавшей иск о банкротстве "Яровита". Пострадали, как всегда, сотрудники. В конце 2010-го в СМИ ими было опубликовано открытое письмо: люди просили погасить задолженности по зарплате за четыре месяца. "По нашим данным, сегодня грузовики компании "Яровит моторс" в продаже отсутствуют, - говорит аналитик агентства "Автостат" Дмитрий Ярыгин. - Предположительно, в последние годы компания собирала не более 10 грузовиков в год". "Яровит" смог избежать банкротства, но возвращаться на привычный рынок не стал. Между тем, согласно маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией "Амико", российское производство грузовых автомобилей восстанавливается после спада 2009 г. За первые 6 месяцев 2011 г. рост производства составил 55%. На фоне столь благоприятных показателей, казалось бы, логичнее вернуться к выпуску грузовиков. Но в "Яровите" легких путей не ищут, поэтому делают ставку на инновационные решения во всем. "Кризис 2008 г. отчетливо показал перспективы развития, - подчкркивают в компании. - Политика холдинга ориентирована на разработку принципиально новых инжиниринговых решений".

Господин Бирюков признает, что доля грузовиков "Яровит" на рынке незначительна. "Мы не видим смысла наращивать производство, не имея достаточного рынка сбыта, - сообщил "Ко" Андрей Бирюков. - К следующему году планируем показать первый гибридный грузовик. Пройти необходимые испытания и сертификацию он должен к 2013 г.".

Итак, фактически распиаренный "ё-мобиль" является лишь одной половиной программы "Яровита" по выпуску гибридной техники: наряду с легковым "народным" автомобилем в продажу должен поступить еще и гибридный грузовик, который, по неподтвержденным слухам, возможно, будут делать совместно с нидерландской компанией DAF. "Получив поддержку технологии со стороны Прохорова, на свет появился проект "ё-мобиля", поскольку гибридная схема легко эволюционировала для применения в легковых автомобилях", - констатирует Кирилл Маркин.

О гибридном грузовике от "Яровита" эксперты рынка слышали еще в 2010 г., тогда речь шла об автомобиле, использующем природный газ метан в качестве альтернативного топлива. "Идея не нова, парк аналогичного транспорта уже существует, - комментирует Дмитрий Ярыгин. - Основной проблемой для дальнейшего развития данной технологии является неразвитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Перспективы для транспорта, использующего метан, напрямую зависят от дальнейшего развития АГНКС, но на сегодняшний день информация о глобальном увеличении числа АГНКС отсутствует".

Эксперты полагают, что для того, чтобы программы создания новых гибридных автомобилей успешно реализовались, требуется комплексная государственная поддержка, которой сейчас нет.

"Перспективы у этого сегмента есть, - говорят в пресс-службе Toyota. - Существует стабильный растущий спрос на гибридные автомобили, однако в России наибольший спрос на гибридные автомобили мы наблюдаем в премиум-сегменте".

Точка над ё

Но до того как заняться вплотную гибридным грузовиком, "Яровит моторс", пользуясь инвестициями Михаила Прохорова, пытается раскрутить производство легкового гибрида. "Андрей Михайлович - наш мотор, - поделился с "Ко" впечатлениями о совместной работе ведущий дизайнер "ё-мобиля" Андрей Трофимчук. - В России проекты вроде "ё" могут осуществлять только такие люди, как Бирюков, потому что необходимо совершить переворот в сознании и психологии. Нужно заставить людей поверить в свои силы. Андрей Михайлович очень целеустремленный, бескомпромиссный. Работать с ним бывает тяжело, но все понимают, что только так и можно получить результат. Задачи у нас далеко не тривиальные, но мы полны оптимизма".

В июне этого года "Яровит" объявил о постройке нового завода под Санкт-Петербургом, где предполагается производить "ё-мобили". Строительство будет осуществлено двумя очередями с запуском первой очереди в конце 2012 г. Планируемый объем производства - 6000 грузовых автомобилей в год. Объем вложений составит 2,3 млрд руб., из которых 35% - собственные средства холдинга, а остальные 65% - заемные. В компании не исключают возможности привлечения в проект зарубежных инвестиций.

Инновационные технологии, на которые делают ставку в компании, должны перевернуть не только рынок легковых автомобилей, но и сегмент грузового автотранспорта.

Правда, амбициозные планы Андрея Бирюкова и Михаила Прохорова под угрозой срыва. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила прокладку дороги к заводу "Ё-авто", придравшись к нарушениям при проведении тендера на ее строительство. От "Ё-авто" никаких официальных комментариев о действиях ФАС не поступило, зато на заявление антимонопольщиков откликнулся городской Комитет экономического развития промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). В официальном пресс-релизе сказано, что "город выполнил предписание управления ФАС, и конкурсные процедуры были прекращены. Все замечания носят технический характер и будут устранены в обязательном порядке, а также объявят новый тендер. Дорога, аукцион на строительство которой отменен, - проезд №2, не имеет решающего значения при организации доступа к заводу".

Независимый политолог Дмитрий Орешкин отметил, что произошедшее с Михаилом Прохоровым - его скандальный выход из партии "Правое дело" в очередной раз подтверждает, что в нашей стране бизнесом могут заниматься только люди, абсолютно послушные системе, поэтому "ё-мобиля" у России не будет.

Однако Андрей Бирюков не считает, что околополитические скандалы, или, как их называют в "Яровите", "ситуации" господина Прохорова могут сказаться на успешности бизнеса.
Но решение ФАС демонстрирует обратное. На российский рынок может не выйти не только "ё-мобиль", но и гибридный грузовик, обещанный "Яровитом" к 2013 г.

К тому же, заявив о низкой стоимости "ё-мобиля" как об одном из конкурентных преимуществ, уже к осени этого года руководство "Ё-авто" сообщило о повышении цены, что вызвало шквал возмущений у потенциальных потребителей. Правда, в компании это оправдывают изменением маркетинговой стратегии. "Мы, скорее всего, примем решение, что все опции будут включены в базу. Это может серьезно повлиять на ситуацию, ведь мы, в отличие от других, не будем продавать пустышку, в которой декларируется минимальная цена, а затем к каждой опции добавляются безумные деньги", - заявил Андрей Бирюков.

Впрочем, на фоне запрета строительства дороги, без которой деятельность завода под Санкт-Петербургом невозможна, неприятности вроде повышения стоимости "ё-мобиля" и провал нового дизайна "ё-кроссовера" кажутся незначительными мелочами. 
Есть и технические проблемы. Максимум во II квартале 2012 г. компания должна представить автомобили на сертификацию, но инновационный роторно-лопастной двигатель к этому времени готов не будет. Об этом рассказал сотрудник "Ё-авто", близкий к разработчикам. По его словам, на разработку чуда инженерной мысли тратятся огромные деньги, однако на сегодняшний момент "образцы моторов работают недолго".

Сейчас по городам России проходит движение "Ё-вперед!", которое должно привлечь к "ё-мобилю" очередную порцию внимания и, возможно, сгладить негативные впечатления потенциальных потребителей от безрадостных новостей, с завидной регулярностью попадающих в прессу.
"Прохоров и Бирюков - бизнесмены, которые всегда любили и умели рисковать", - сказал в одном интервью Андрей Бирюков.

Риска в проекте действительно достаточно. С каждым днем "ё-мобиль" делается все меньше похожим на "народный" автомобиль, зато все больше напоминает мыльный пузырь, раздутый во имя никому уже не нужного пиара Михаила Прохорова.

Журнал "Компания"
Advertology.Ru

10.11.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.11.2024 - 19:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация