Политические консультанты Приморья уйдут в коммерческий PR
Текущая избирательная кампания в Госдуму и ЗС ПК может обернуться последним серьезным «распилом» для политических консультантов.
После «зимней посевной» основная масса игроков на рынке политзаказов, скорее всего, двинется в сторону коммерческого пиара.
Объем рынка политуслуг в этом году, по оценкам опрошенных экспертов, по сравнению с последними кампаниями сократится примерно в два раза. Если в 2007 г. за счет федеральных и региональных выборов один боеспособный политтехнолог, по скромным подсчетам, зарабатывал в месяц десятки тысяч долларов, то в нынешнем году его максимальная зарплата будет составлять $10 тыс.
«Причем такие деньги получают только те консультанты, кто реально может хоть что-то сделать. Заработок остальных варьируется в зависимости от их способностей, активности и стажа», - подчеркивает Виктор Бурлаков, политолог.
«Цена услуги упала в разы. Здесь сказались не столько политика „закручивания гаек" и выстраивания вертикали власти, монополизация рынка, сколько изменения правил игры. Раньше основу заработка политтехнологов составлял „черный нал". Никто ничего толком не учитывал: были деньги, говорили сколько, и кэш доставляли в дипломатах самолетом из Москвы. Сегодня такого нет. Видимо, политики подросли, научились вести дела и теперь сразу оговаривают сумму финансовых средств, которую получит тот или иной пиар-актив», - рассказал на анонимных условиях один из известных в прошлом приморских политтехнологов.
Евгений Хохольков, эксперт по PR и социальным технологиям: «Финансовый ресурс в избирательной кампании, безусловно, важен. Но есть и другие ресурсы, весомость которых может быть гораздо важнее для каждой конкретной территории. Например, реальная известность или имеющийся уровень доверия избирателей, поддержка лидеров общественного мнения.
К тому же финансовый ресурс теряет свою важность по мере приближения к дню голосования. Например, неконвертированный в известность и доверие, он становится неактуальным уже за месяц до дня голосования, т.к. общественное мнение обладает значительной инерционностью. Использование же финансового ресурса для незаконных методов привлечения избирателей в день голосования тоже будет малоэффективным, т.к. федеральная кампания всегда сопряжена с высокой явкой избирателей, а это уже залог снижения эффективности так называемых „неэлекторальных" методов».
По словам экспертов, основной массе участников рынка политтехнологических услуг рассчитывать на солидные проекты в обозримом будущем не приходится. Из нескольких команд политтехнологов «со стажем» лишь некоторые смогут претендовать на крупные заказы. Но после 4 декабря рынок политического консультирования может исчезнуть как таковой.
Если предположить, что политконсультанты уйдут с политического пространства, то куда они подадутся? В пиар коммерческий? Или превратятся в придатки региональных и муниципальных администраций?
«Политконсультант в должности заместителя руководителя субъекта или заместителя мэра крупного города тоже давно никого не удивляет. Банальны эти процессы или нет? Наверное, они адекватны изменениям политической системы. За эти годы серьезно изменились и бизнес, и система государственного управления. В конце концов, не бывает скучных профессий, если ими занимаются нескучные творческие люди, - считает Хохольков. - К тому же смена формата выборов губернаторов в стране и отмена выборов в Госдуму по одномандатным округам стали тем рубежом, когда резко упала финансовая емкость рынка политконсалтинга, и многие крупные игроки переориентировались на госзаказы в сфере рекламы и PR. Причем переход в пиар коммерческий и просто в бизнес для них прошел достаточно легко. Потому что в этих направлениях нет самого сложного - дэдлайна. Нет и адреналина, удовлетворения от быстрого и явного результата. Некоторых знакомых политтехнологов, ставших бизнесменами и рестораторами, долгое время удивляли предложения партнеров по бизнесу взять третий и четвертый отпуск за год. Все отлажено, все работает - поезжай, расслабься! А они не привыкли к такому режиму, привыкли к напряжению на грани. Пока есть в стране политическая жизнь - партии, выборы, массовые акции - будут и люди, которые занимаются политическим консалтингом».
Advertology.Ru
14.10.2011
Комментарии
Написать комментарий