Статьи

Звезда на подработке

Звезда на подработке

Певица руководит продажами БАДов, а кинорежиссер входит в совет директоров банка. Звезды в штате российских компаний работают спустя рукава, зато для имиджа. И хотя финансовая отдача от такого сотрудничества не всегда очевидна, она, видимо, есть.

Диета от Лолиты

В начале 2000-х Вахтанг Кикабидзе и Леонид Куравлев рекламировали циркониевые браслеты: "Таблетки мне больше не нужны! Давление в норме!" И хотя медики опровергали миф о чудодейственных браслетах как о надежном средстве от гипертонии, тысячи россиян покупали бижутерию, веря всенародным любимцам. 

Разумеется, народные артисты могли и не знать, что участвуют в сбыте сомнительных товаров. Как и Наталья Крачковская, например. В 2002-м ее привлекли к созданию АНО "Школа актерского мастерства Натальи Крачковской" в качестве номинального главы, а по сути, ее имя обеспечивало звездное прикрытие аферистам, которые обещали родителям, что их детей после платного обучения будут снимать в сериалах и телевизионных программах. Можно еще вспомнить о Наталье Фатеевой, которая снялась в рекламном ролике "Храма судьбы" (оккультные услуги: гадание, приворот, снятие порчи), и Галине Польских, продвигавшей средство для похудения, которое, как выяснилось, плохо влияет на сердце. 

Ясно, что звезды кино и шоу-бизнеса - отличная приманка. Сегодня мошенники ловят на имя уже в интернете. 

Один из трендов сезона - использование известных имен в мошенничестве на платных SMS. Сами схемы хорошо известны, однако если раньше аферисты просто предлагали "узнать тайну фамилии", то теперь рекламные баннеры выглядят значительно зазывнее: "Гороскопы от Павла Глобы" или "Диета от Лолиты Милявской". И новые простаки шлют SMS стоимостью 200-300 руб. При этом, как всегда, соглашаясь с условиями, изложенными микроскопическим шрифтом, так что и претензии предъявить подчас невозможно: стоимость услуги пусть и закамуфлирована, но обозначена. 

Претензии аферистам могли бы предъявить люди, имена которых мошенники используют в своих целях. Как рассказывала Лолита в недавнем интервью программе "Вести", узнав о мошенничестве на ее имени, она написала заявление в управление полиции "К". "Каково же было мое удивление, когда ответ я получила не из подразделения "К", а от участкового,- рассказывает Милявская.- Он мне позвонил и сказал: "Мне тут спустили из подразделения, я должен найти пострадавших". Я говорю: "Честно - у меня пострадавших нет"". 

Иногда на интернет-форумах пишут, что звезды не поднимают шума, потому что сами в доле. Но, по мнению опрошенных экспертов, это не так. "Это полный бред, ни о каком сговоре с аферистами не может быть и речи,- говорит Илья Сачков, гендиректор компании Group-IB (расследование и предотвращение преступлений в сфере информационной безопасности).- Связываться с такой мелочовкой никто из знаменитостей просто не стал бы. Аферисты же, создавая подобные ресурсы, вообще ничем не рискуют, и как-то договариваться со знаменитостями им нет никакой необходимости". 

О сложностях борьбы с SMS-мошенниками мы уже не раз рассказывали: трудно выявить, доказать, наказать и предотвратить. Мошеннику проще закрыть сайт и прийти уже в новом обличье, и то, что в деле замешаны имена звезд, ситуацию не меняет. По словам Ильи Сачкова, ежемесячно органами правопорядка регистрируется около 30 тыс. случаев SMS-мошенничества. Кто хочет быть обманутым, будет обманут, а звездам остается воспринимать такие случаи лишь как побочный эффект известности. Ведь шансы привлечь к ответственности мошенников, которые посягают на охраняемые законом честь, достоинство и репутацию, как говорит Сачков, близки к нулю, потому что аферисты - анонимы. 

Лицо на обложке

Популярность знаменитостей манит не только аферистов, но и добропорядочных предпринимателей. Нередко бизнес получает согласие звезды на вхождение в совет директоров, в состав правления или наблюдательного совета, на должность советника и т. д. за вознаграждение, обеспечивая себе отличный промоушен. По сути, это обычный элемент повышения паблисити. Например, с 2007 года в составе совета директоров банка "Возрождение" числится кинорежиссер Никита Михалков. Председатель правления "Возрождения" Дмитрий Орлов - давний друг Михалкова, о чем сам Орлов говорил в интервью газете "Коммерсантъ": "Он мой личный друг, бизнесмен и общественный деятель, публичное лицо. Не всегда же в совет директоров входят одни банкиры... Что Михалков привнес в бизнес банка? Нейтральное видение, свежий взгляд человека, который имеет большое информационное поле". На сайте банка указано, что "в настоящее время Никита Сергеевич является членом комитета по кадрам и вознаграждениям совета директоров". Там же фигурирует сумма 600 тыс. руб.- годовое вознаграждение согласно решению июньского собрания акционеров. 

Разумеется, поторговать лицом приглашают звезд и СМИ. К примеру, еще с 2008 года шоумен Андрей Малахов является главным редактором глянцевого журнала Starhit, а Дмитрий Дибров - креативный директор журнала "Эстет", принадлежащего одноименному ювелирному дому. В конце мая на сайте Анны Чапман появилась информация о том, что экс-шпионку (и к тому же советника президента Фондсервисбанка по инвестициям и инновациям со свободным графиком посещения) пригласили на пост главного редактора издания о венчурных инвестициях Venture Business News (издается российской компанией "Барган Ньюс" совместно с Dow Jones & Company, дочерней компанией News Corporation). Сама Чапман в интервью "Комсомольской правде" на вопрос, как называется газета об инновационном бизнесе, которую она возглавила, ответила: "Да сама не помню. Но что-то венчурное..." 

По оценкам Вадима Кормилицына, управляющего партнера агентства "Звезды и бренды", годовой контракт с Дибровым может стоить $50-80 тыс., с Малаховым - $100-200 тыс. У Чапман уровень, очевидно, не ниже: в апреле журналистка Катя Гордон в своем блоге опубликовала запись с фото годового контракта Чапман с РЕН ТВ на производство телепрограмм (бывшая шпионка ведет программу "Тайны мира"), где указана сумма 6 349 524 руб. 

Назначение Ксении Собчак на пост главного редактора глянцевого журнала Max в январе (ИД Global Media Group) - это тоже маркетинговый ход, сходятся во мнении эксперты. Равно как и приглашение на пост главреда журнала "Жара" (ИД "Ньюс Медиа-Рус") Филиппа Киркорова. Правда, в результате переговоров Киркоров "Жару" не возглавил, а стал лишь лицом первого номера. 

"Все, что связано с медийными делами, когда селебрити становится главным редактором какого-то журнала или газеты,- это обычный рекламный контракт,- говорит Василий Гатов, вице-президент Российской гильдии издателей периодической печати, руководитель центра медиаисследований RIA Media Lab.- Он точно такой же, как если бы эта знаменитость продавала лицо для рекламы на щитах или съемок в видеоролике. Таким образом, звезда продает на определенное время право использования своего образа для коммуникации чужого бренда". 

"В учебниках по PR такой прием имеет название "эффект присоединения", когда раскручиваемый бренд присоединяют к уже хорошо раскрученному,- говорит Константин Чернов, член совета директоров Deluxe Television GmbH.- Любая звезда в медийном поле - это просто известный бренд. Остальное зависит от задач компании, позиционирования раскручиваемого бренда, его целевой аудитории. Риски в случае с таким брендированием очевидны. Звезда - это живой человек, и завтра она может повести себя не в соответствии с концепцией бренда, а ее поведение - это уже часть имиджа компании". 

Бизнес при свете звезд

Иногда покупается близость к звезде. "Представим себе гендиректора сталеплавильного комбината,- рассуждает Григорий Крамской, директор проектов консалтинговой компании "ЭКОПСИ Консалтинг".- За плечами годы тяжелой работы. Перепахано многое в самом себе - от матюков до MBA, сменил семью, поменял друзей, но в его загашниках есть воспоминания о детских радостях. КВН или увлечение кинофильмами уже в прошлом, но вдруг у него идея - пригласить в свои друзья-коллеги звезду, кумира юности. А найти правильные подтверждения этого выбора - дело сотрудников, и они справятся". 

Однако не всегда приглашенные звезды только торгуют лицом. Некоторые из них по-настоящему отдаются новому делу и приносят пользу компании. К примеру, о том, что певице Аните Цой три года назад предложили стать лицом компании по производству пищевых добавок, злые языки поговаривали уже давно. Однако сама Цой опровергает эти домыслы, говоря, что сама пришла в компанию и начала с обычного супервайзера: "Познать бизнес с нуля - залог успеха. Мне близка идея здорового питания, пропагандируемая компанией Agel, я сама убедилась в качестве продукции. А статус знаменитости влияет прежде всего на доверие потребителей к хорошему и качественному продукту". За два года Анита Цой стала региональным директором Agel, сейчас готовится к защите сертификата на пост старшего директора. 

Но основная масса полезных контактов бизнеса со звездами происходит в финансовом секторе. "Эта практика корнями уходит в историю, и ничего в ней специально русского нет,- говорит Василий Гатов. - Бизнес, управляющий деньгами, нуждается в легитимации своей довольно циничной задачи, поэтому он часто привлекает медийных персон, обладающих публичной репутацией порядочных людей". 

"Часто финансисты приглашают лидера какой-нибудь тусовки, предлагают ему определенные условия, и он рассказывает своим, что "в нашем банке отличные условия для артистов",- говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.- Банк вешает в своем фойе фотографии вкладчиков-медиаперсон, что повышает степень доверия к нему". Так было с Валерием Меладзе, которого в 2001 году пригласили на должность независимого директора в Инвестторгбанк. Глава совета директоров Александр Берлин тогда рассказывал СМИ, что артист отвечал за вклады в банк представителей шоу-бизнеса, "в чем был настоящим профессионалом". Правда, в 2007-м банк сотрудничество с Меладзе, получавшим фиксированную оплату, прекратил. По словам Берлина, активная эстрадная деятельность мешала певцу активно трудиться на банковском поприще. Сейчас на посту председателя совета директоров Инвестторгбанка работает экс-министр иностранных дел Андрей Козырев, тоже в своем роде звезда. 

Летчики-космонавты Алексей Леонов и Георгий Гречко уже давно сотрудничают с банками. Леонов работает в Альфа-банке с начала 1990-х, сейчас он советник первого зампреда совета директоров. Гречко - вице-президент ОТП-банка с 2008 года. Но назвать прославленных космонавтов свадебными генералами язык не поворачивается, оба активно участвуют в благотворительных проектах кредитных организаций, и одно это уже оправдывает их нахождение на руководящих должностях. 

По оценкам Андрея Захарова, директора департамента "Подбор персонала для рынка финансовых услуг" в агентстве "Контакт", гонорары знаменитостей в крупных столичных банках могут достигать 250-300 тыс. руб. в месяц, в средних или региональных - 100-180 тыс. руб. 

Правда, зачастую трудно понять, какова роль звезды в банке - имиджевая или деловая. Так, в конце апреля членом совета директоров Вятка-банка стала телеведущая Тина Канделаки. Как тогда писали СМИ, Канделаки будет отвечать за управление имиджем и разработку креативной стратегии развития банка. Более того, сама телеведущая сообщила, что до конца года собирается приобрести до 1% акций Вятка-банка. Вдобавок на нее возложена задача продвижения нового проекта для состоятельных клиентов Single Card (премиумные пластиковые карты, которые будут распространяться по персональным приглашениям). По данным "Интерфакс-ЦЭА" 2010 года, по размеру активов (11,74 млрд руб.) Вятка-банк занимал лишь 184-е место в российском рейтинге. "Зато, по крайней мере, теперь о нем говорят,- рассуждает Алексей Захаров.- Возможно, такая задача и ставилась. Можно было развесить по Москве билборды Вятка-банка, но в данном случае дешевле, наверное, было позвать Канделаки". 

В декабре прошлого года креативным директором компании "Евросеть" стал Иван Охлобыстин, при участии которого, в частности, компания впервые проводит корпоративный рестайлинг. По словам президента "Евросети" Александра Малиса, компания не акцентировала внимание на известности Охлобыстина: "Для нас важно то, что, как сценарист и режиссер, он получил множество наград". Вспомним, однако, что Ксения Собчак, кроме того, что активно занимается продвижением "Евросети", является и ее миноритарным акционером: в феврале 2010-го она приобрела за $1 млн 0,1% акций компании. Однако аналитики тогда сошлись во мнении, что для ритейлера это просто пиар-акция, а для самой Собчак не более чем рекламный контракт. 

Кстати, именно на креативные роли часто приглашают звезд и западные компании. В январе 2010 года певицу Леди Гага пригласили в Polaroid на должность креативного директора, а спустя год солист Black Eyed Peas Will.i.am принял предложение Intel стать ее директором по креативным инновациям. 

Но оценить прямую отдачу от сотрудничества компаний со звездами непросто. 

И разумеется, привлечение в проект звезды не страхует от неудач. Руководитель агентства интернет-рекрутинга Pruffi Алена Владимирская вспоминает знаменитый пример с "порталом для интеллектуалов" Top4Top. На проект был выделен внушительный бюджет (фонд Russian Media Ventures вложил в него около $15 млн), организаторы провели мощную рекламную кампанию ($4,5 млн) и привлекли тяжелую артиллерию, пригласив звезд первой величины, среди которых выделялись Дмитрий Дибров (как вспоминает Владимирская, он должен был привести с собой множество селебрити) и Лев Новоженов, которого позвали на пост главного редактора. В декабре 2007 года в клубе "Rай" состоялась шумная презентация Top4Top. Но, несмотря на проведенную артподготовку, проект, увы, провалился: к лету 2008 года после всплеска интереса к порталу благодаря агрессивной рекламе трафик практически сошел на нет. Эксперты говорили о множестве причин, одной из основных стало то, что технология flash, на базе которой был создан Top4Top, сделала его недоступным для многих пользователей рунета. Говорилось также о том, что контент был сомнительного качества, а концепция развития - размытой. В итоге портал не сумел заинтересовать юзеров. И звезды не помогли. 

Или вспомним негативный опыт Анатолия Карпова. В 1998-2004 годах он попеременно числился председателем советов директоров Федерального промышленного банка (ФПБ), банков "Актив" и "Арбат". И у всех были отозваны лицензии за неисполнение нормативов ЦБ и участие в обналичке. 

Леонид Тягачев в бытность президентом Олимпийского комитета России (ОКР) в 2003 году был избран председателем совета директоров банка "Кредиттраст". Президент банка Алла Низовцева тогда сообщила, что эта должность - общественная, она позволит Тягачеву активно участвовать в решении социальных проблем. В частности, планировалось оборудовать центры для олимпийцев, а также построить спортплощадки в Москве и области. Через год кризис ликвидности заставил акционеров "Кредиттраста" принять решение о добровольной ликвидации банка. Руководитель пресс-службы ОКР Геннадий Швец тогда заявил "Коммерсанту", что "Леонид Тягачев, по существу, и не был председателем совета директоров банка "Кредиттраст"". 

КоммерсантЪ
Advertology.Ru

29.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"

Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"
Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015". Каталог «Жар-книги 2015» прекрасен по всем статьям: - дизайнер Мила Ершова превзошла саму себя и сделала потрясающий по своей привлекательности макет (за что ей несомненное спасибо!); - типография УП ПРИНТ превзошла саму себя и напечатала этот каталог так, как не печатала, наверное, еще никогда (за что УП ПРИНТУ и отдельно Татьяне Альтаповой огромное спасибо!); - компания «Анталис» не превосходила никого, а просто предоставила для каталога бумагу, великолепнее которой и на всём земном шаре не сыскать - многие о такой мечтают, но не всем везет (за что ей спасибо не менее огромное, чем предыдущие!). Прилагаемые картинки - лишь слабая тень его великолепия (рассказывают очевидцы, что он даже пахнет прекрасно). ТЕПЕРЬ ОН ДОСТУПЕН ВСЕМ!!!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.03.2025 - 10:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация