Торговая площадь
Стремление производителей проникнуть на полки известных магазинов Санкт-Петербурга вполне обоснованно, поскольку это позволяет значительно увеличить диапазон потребительской аудитории, но далеко не всегда гарантирует успех. Есть более выгодные решения...
Для многих производителей продовольственных товаров рынок Санкт-Петербурга выглядит привлекательно. Но что же он собой представляет в действительности и за каким способом продвижения окажется будущее?
ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕТИ
С точки зрения насыщенности торговыми сетями, Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в России. На долю таких магазинов приходится до 80 % всего розничного оборота. Однако, как показывает практика, попасть на полки гипермаркетов не так просто, потому что большинство сетевых операторов заключает договоры с поставщиками на год вперед и не стремится идти навстречу мелким производителям. Да и никто не может дать гарантии того, что «счастливый билет» окажется прибыльным вложением. А попытки оправдать расходы за счет увеличения торговых надбавок могут стать губительными, ведь, как свидетельствуют данные маркетинговых исследований, по уровню доходов населения Санкт-Петербург сильно отстает от других крупных городов, демонстрируя худшие показатели.
Кроме того, налицо неравномерное распределение сетевых магазинов на его территории. Так, в Приморском районе пять из десяти гипермаркетов приходится на долю сети «О'Кей», в то время как в Кировском из трех магазинов суперформата две «Карусели». Близость друг к другу торговых объектов с практически одинаковым ассортиментом, по мнению экспертов, может привести к ситуации рыночного «каннибализма». Таким образом, продажа товаров через торговые сети - не всегда выгодное и оправданное решение. Альтернативные форматы торговли могут оказаться более удачным выбором.
МАГАЗИНЫ «У ДОМА»
Очевидно, что когда заканчивается один из продуктов повседневного спроса, покупатель ради него не поедет в гипермаркет. Ему гораздо проще дойти до ближайшего магазина. При этом цена как определяющий фактор выбора повлияет на решение о приобретении товара только в том случае, если на небольшой по площади территории (до 500 кв. м) находятся два торговых объекта с разным уровнем цен на нужный продукт. Основная масса покупок жителями Санкт-Петербурга совершается в сетевых супермаркетах и гипермаркетах, поэтому магазинам шаговой доступности достаются вторые роли.
Кстати, их здесь, по сравнению с другими городами, очень мало, особенно в южных районах. В большинстве случаев это торговые точки с сильно ограниченным выбором товаров повседневного спроса. Часть из них принадлежит выходцам из ближнего зарубежья и не отвечает требованиям СЭС по хранению продукции, подготовке ее к продаже и обслуживанию потребителей. Иногда даже отсутствуют необходимые документы, разрешающие ведение данной деятельности.
Дальнейшее развитие магазинов «у дома» может произойти по одному из двух направлений: активное развитие в будущем или, напротив, сильное сокращение и исчезновение. Состояние розничной торговли - вопрос, который часто обсуждается в правительственных кругах Санкт-Петербурга. И мнение губернатора может стать причиной выхода очередного регламентирующего закона, как это уже однажды случилось с павильонами и киосками. Однако несчастный случай с обрушением крыши, произошедший в начале 2011 года в одном из гипермаркетов «О'Кей» и повлекший человеческие жертвы, позволил властям задуматься над глобальными проблемами торговых сетей. Поэтому развитию и концентрации ретейла в целом по городу и его окрестностям в ближайшие пару лет будет уделяться особое внимание со стороны правительства.
УЗКИЙ ПРОФИЛЬ
Основная часть узкоспециализированных магазинов находится в центре. Сюда за продукцией съезжаются жители отдаленных районов Санкт-Петербурга. На центральных улицах в одном доме можно встретить сразу несколько торговых объектов одного сегмента, в то время как на других территориях их может не быть вовсе. Столь неравномерное распределение лавок оказывает неблагоприятное воздействие на развитие торговли товарами узкой направленности.
С одной стороны, центральное положение оправданно, так как оно усредняет расстояние между покупателями из разных районов города, но с другой - влечет за собой высокий уровень конкуренции из-за большой концентрации магазинов. Положение узкоспециализированных торговых объектов, в отличие от остальных форматов, является наиболее выгодным по отношению к сетям, поскольку предлагаемую ими продукцию чаще всего не встретить на прилавках гипермаркетов «О'Кей», «Лента», «Карусель», «Пятерочка» и других.
Однако успех в будущем может быть гарантирован только после пересмотра их размещения. И здесь без геомаркетингового анализа не обойтись. Конечно, в Санкт-Петербурге есть исторически сложившиеся, а поэтому и более прибыльные, районы продаж, однако это относится только к непродовольственному ряду и товарам избирательного спроса.
ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ
На улицах Санкт-Петербурга часто можно встретить магазины «на колесах». Как правило, с их прилавков продаются продукты питания: колбаса, копчености, выпечка. Так, основная часть продукции фирмы «Месье Патиссье» реализуется с фургонов. В них же установлено оборудование для ее выпекания. Небольшую сеть передвижных киосков содержит известный на петербургском рынке производитель мясных деликатесов «Великолукский мясокомбинат». Впрочем, в дальнейшем данное направление реализации продукции компания развивать не собирается, делая ставку на фирменные магазины.
Еще один известный производитель мясной продукции «Парнас-М» также располагает парком торговых фургонов. Большинство «ларьков на колесах» располагается в непосредственной близости от метро, и их практически нет в отдаленных районах. Основные угрозы дальнейшего развития для такого способа реализации заключаются в ограниченности пространства и увеличении конкуренции. Передвижная торговля позволяет экономить на арендной плате и быстро подстраиваться под нужды потребителей.
Однако в перспективе от этого варианта продажи продовольственных товаров, возможно, придется отказаться: очень часто продавцы нарушают условия хранения и реализации продукции, особенно скоропортящейся, и в планах по улучшению качества жизни горожан на правительственном уровне стоят задачи по максимальному сокращению вагончиков с последующим их выводом с улиц.
ПОЙТИ В РАЗНОС?
Деятельность разносчиков продуктов питания в Санкт-Петербурге развита слабо, если не считать вещевые рынки и привокзальную торговлю с рук. Такой способ реализации товаров, чаще всего, выбирают дистрибьюторские фирмы и посреднические организации. В прямом смысле донесенная до покупателя продукция может его настораживать относительно условий хранения и реализации.
Информационная война, вспыхнувшая между телевизионщиками и продавцами и повлекшая за собой ряд журналистских расследований, не лучшим образом сказалась на объемах прибыли разносчиков. Около половины бывших клиентов уже переключились на сетевых торговцев и магазины шаговой доступности. Поэтому будущее разносной торговли - в руках крупных торговых марок.
СЕТЬ СЕТЯМ РОЗНЬ
Перспективным направлением является продажа продукции через сеть Интернет. Этот сервис активно развивается, но на сегодняшний день им пользуется незначительная доля потребителей - менее 1 %. В условиях мегаполиса основная угроза для данного вида сбыта усматривается в повышении расходов на доставку и большой загруженности дорог. Несмотря на то, что покупки через Интернет позволяют сэкономить время, полностью заменить традиционные магазины они не смогут.
Гипермаркеты и супермаркеты давно перестали быть просто местом совершения покупок - их посещение является одновременно и отдыхом, развлечением для более чем половины покупателей. Обороты торговых сетей, по мнению экспертов, в 2011 году снизятся, несмотря на появление новых магазинов. Следовательно, возрастет доля альтернативных форматов торговли вслед за ростом благосостояния жителей Санкт-Петербурга. В конечном счете, успех будет на стороне тех производителей и продавцов, которые поставят в центр своего внимания потребителя.
Advertology.Ru
20.09.2011
Комментарии
Написать комментарий