Статьи

Торговая площадь

Торговая площадь

Стремление производителей проникнуть на полки известных магазинов Санкт-Петербурга вполне обоснованно, поскольку это позволяет значительно увеличить диапазон потребительской аудитории, но далеко не всегда гарантирует успех. Есть более выгодные решения...

Для многих производителей продовольственных товаров рынок Санкт-Петербурга выглядит привлекательно. Но что же он собой представляет в действительности и за каким способом продвижения окажется будущее?  

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕТИ 

С точки зрения насыщенности торговыми сетями, Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в России. На долю таких магазинов приходится до 80 % всего розничного оборота. Однако, как показывает практика, попасть на полки гипермаркетов не так просто, потому что большинство сетевых операторов заключает договоры с поставщиками на год вперед и не стремится идти навстречу мелким производителям. Да и никто не может дать гарантии того, что «счастливый билет» окажется прибыльным вложением. А попытки оправдать расходы за счет увеличения торговых надбавок могут стать губительными, ведь, как свидетельствуют данные маркетинговых исследований, по уровню доходов населения Санкт-Петербург сильно отстает от других крупных городов, демонстрируя худшие показатели.

Кроме того, налицо неравномерное распределение сетевых магазинов на его территории. Так, в Приморском районе пять из десяти гипермаркетов приходится на долю сети «О'Кей», в то время как в Кировском из трех магазинов суперформата две «Карусели». Близость друг к другу торговых объектов с практически одинаковым ассортиментом, по мнению экспертов, может привести к ситуации рыночного «каннибализма». Таким образом, продажа товаров через торговые сети - не всегда выгодное и оправданное решение. Альтернативные форматы торговли могут оказаться более удачным выбором.  

МАГАЗИНЫ «У ДОМА»

Очевидно, что когда заканчивается один из продуктов повседневного спроса, покупатель ради него не поедет в гипермаркет. Ему гораздо проще дойти до ближайшего магазина. При этом цена как определяющий фактор выбора повлияет на решение о приобретении товара только в том случае, если на небольшой по площади территории (до 500 кв. м) находятся два торговых объекта с разным уровнем цен на нужный продукт. Основная масса покупок жителями Санкт-Петербурга совершается в сетевых супермаркетах и гипермаркетах, поэтому магазинам шаговой доступности достаются вторые роли.

Кстати, их здесь, по сравнению с другими городами, очень мало, особенно в южных районах. В большинстве случаев это торговые точки с сильно ограниченным выбором товаров повседневного спроса. Часть из них принадлежит выходцам из ближнего зарубежья и не отвечает требованиям СЭС по хранению продукции, подготовке ее к продаже и обслуживанию потребителей. Иногда даже отсутствуют необходимые документы, разрешающие ведение данной деятельности.

Дальнейшее развитие магазинов «у дома» может произойти по одному из двух направлений: активное развитие в будущем или, напротив, сильное сокращение и исчезновение. Состояние розничной торговли - вопрос, который часто обсуждается в правительственных кругах Санкт-Петербурга. И мнение губернатора может стать причиной выхода очередного регламентирующего закона, как это уже однажды случилось с павильонами и киосками. Однако несчастный случай с обрушением крыши, произошедший в начале 2011 года в одном из гипермаркетов «О'Кей» и повлекший человеческие жертвы, позволил властям задуматься над глобальными проблемами торговых сетей. Поэтому развитию и концентрации ретейла в целом по городу и его окрестностям в ближайшие пару лет будет уделяться особое внимание со стороны правительства.  

УЗКИЙ ПРОФИЛЬ

 Основная часть узкоспециализированных магазинов находится в центре. Сюда за продукцией съезжаются жители отдаленных районов Санкт-Петербурга. На центральных улицах в одном доме можно встретить сразу несколько торговых объектов одного сегмента, в то время как на других территориях их может не быть вовсе. Столь неравномерное распределение лавок оказывает неблагоприятное воздействие на развитие торговли товарами узкой направленности.

С одной стороны, центральное положение оправданно, так как оно усредняет расстояние между покупателями из разных районов города, но с другой - влечет за собой высокий уровень конкуренции из-за большой концентрации магазинов. Положение узкоспециализированных торговых объектов, в отличие от остальных форматов, является наиболее выгодным по отношению к сетям, поскольку предлагаемую ими продукцию чаще всего не встретить на прилавках гипермаркетов «О'Кей», «Лента», «Карусель», «Пятерочка» и других.

Однако успех в будущем может быть гарантирован только после пересмотра их размещения. И здесь без геомаркетингового анализа не обойтись. Конечно, в Санкт-Петербурге есть исторически сложившиеся, а поэтому и более прибыльные, районы продаж, однако это относится только к непродовольственному ряду и товарам избирательного спроса.  

ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ

На улицах Санкт-Петербурга часто можно встретить магазины «на колесах». Как правило, с их прилавков продаются продукты питания: колбаса, копчености, выпечка. Так, основная часть продукции фирмы «Месье Патиссье» реализуется с фургонов. В них же установлено оборудование для ее выпекания. Небольшую сеть передвижных киосков содержит известный на петербургском рынке производитель мясных деликатесов «Великолукский мясокомбинат». Впрочем, в дальнейшем данное направление реализации продукции компания развивать не собирается, делая ставку на фирменные магазины.

Еще один известный производитель мясной продукции «Парнас-М» также располагает парком торговых фургонов. Большинство «ларьков на колесах» располагается в непосредственной близости от метро, и их практически нет в отдаленных районах. Основные угрозы дальнейшего развития для такого способа реализации заключаются в ограниченности пространства и увеличении конкуренции. Передвижная торговля позволяет экономить на арендной плате и быстро подстраиваться под нужды потребителей.

Однако в перспективе от этого варианта продажи продовольственных товаров, возможно, придется отказаться: очень часто продавцы нарушают условия хранения и реализации продукции, особенно скоропортящейся, и в планах по улучшению качества жизни горожан на правительственном уровне стоят задачи по максимальному сокращению вагончиков с последующим их выводом с улиц.  

ПОЙТИ В РАЗНОС?

Деятельность разносчиков продуктов питания в Санкт-Петербурге развита слабо, если не считать вещевые рынки и привокзальную торговлю с рук. Такой способ реализации товаров, чаще всего, выбирают дистрибьюторские фирмы и посреднические организации. В прямом смысле донесенная до покупателя продукция может его настораживать относительно условий хранения и реализации.

Информационная война, вспыхнувшая между телевизионщиками и продавцами и повлекшая за собой ряд журналистских расследований, не лучшим образом сказалась на объемах прибыли разносчиков. Около половины бывших клиентов уже переключились на сетевых торговцев и магазины шаговой доступности. Поэтому будущее разносной торговли - в руках крупных торговых марок.  

СЕТЬ СЕТЯМ РОЗНЬ

Перспективным направлением является продажа продукции через сеть Интернет. Этот сервис активно развивается, но на сегодняшний день им пользуется незначительная доля потребителей - менее 1 %. В условиях мегаполиса основная угроза для данного вида сбыта усматривается в повышении расходов на доставку и большой загруженности дорог. Несмотря на то, что покупки через Интернет позволяют сэкономить время, полностью заменить традиционные магазины они не смогут.

Гипермаркеты и супермаркеты давно перестали быть просто местом совершения покупок - их посещение является одновременно и отдыхом, развлечением для более чем половины покупателей.  Обороты торговых сетей, по мнению экспертов, в 2011 году снизятся, несмотря на появление новых магазинов. Следовательно, возрастет доля альтернативных форматов торговли вслед за ростом благосостояния жителей Санкт-Петербурга. В конечном счете, успех будет на стороне тех производителей и продавцов, которые поставят в центр своего внимания потребителя. 

Елена Егорова, журнал "Продвижение Продовольствия"
Advertology.Ru

20.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.12.2024 - 04:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация