Кто и для чего творит виртуальных идолов?

Звёзд и звёздочек на поп-сцене не перечесть, и каждый день масс-медиа зажигают новых. Смазливое личико, длинные ноги, заметный бюст (смените опции для прототипа, нацеленного на женскую аудиторию) - и с конвейера сходит очередная заготовка.
Заставить публику обратить на новый продукт внимание - задача сложней, но и здесь приёмы в общем стандартизованы. Можно прилюдно задрать подол, сбиться на нецензурщину, расцарапать чьё-нибудь лицо, переспать с продюсером - что ещё осталось неназванного из арсенала реалити-шоу? Смена пола?
Аими - спортсменка-легкоатлетка, красавица и с недавних пор участница известной в Стране восходящего солнца театральной группы AKB48. Это, вероятно, самый многочисленный поп-коллектив на планете, сейчас в нём числятся 62 девчонки чуть моложе 20. Сахарные голоса плюс яркая внешность и запоминающиеся мелодии почти стопроцентно гарантируют успех у юной публики. AKB48 даёт еженедельные представления в своём мюзик-холле в Токио, а попутно вот уже шесть лет записывает альбомы в стиле J-поп, занимающие не последние места в хит-парадах.
Фанаты, которых у AKB48 миллионы, периодически избирают самых-самых участниц. Им, в свою очередь, достаётся почётное право представлять группу в коммерческих проектах и, в частности, перепадают рекламные контракты. Обычно путь от новичка до идола публики в иерархии AKB48 занимает месяцы. Аими каким-то невероятным образом удалось сократить этот период до одной недели.
В июне она появилась в списке участниц, а через несколько дней уже блистала на телевидении, в ролике, снятом по заказу местного кондитерского гиганта. Немедленно организовались группы поклонников, но к моменту, когда фаны рвали и метали, требуя появления нового кумира на театральных подмостках, выяснилась неприятная деталь: Аими не существует.
Новую участницу нарисовали на компьютере, составив из частей, позаимствованных у подружек. Волосы и тело взяли у одной, овал лица у другой, глаза у третьей - и так далее, задействовав в общей сложности семь человек. Результат поражает техническим совершенством: посмотрите непредвзято тот самый ролик и попробуйте угадать, кто из присутствующих настоящий, а кто существует лишь в памяти машины.
Самым сложным было не добиться визуального сходства с живым человеком, а не дать публике слишком быстро заподозрить обман из-за нехватки сопутствующей информации. Для Аими написали социальный профиль, придумали биографию, опубликовали интервью, но даже этого хватило лишь на неделю. Сложив все нестыковки - от чрезмерной схожести с подругами до слишком быстрого продвижения по «служебной лестнице» - часть фанов пришла к выводу, что девушка нарисована. Вслед за этим и создатели признали мистификацию.
Аими не была первой или единственной в своём роде. Синтетические персонажи населяют современный кинематограф: вспомните хотя бы близнецов в «Социальной сети» и виртуальные реинкарнации героев в новом «Троне». Вспомните Ананову, читавшую новости, или один из множества экспериментов по созданию цифровых топ-моделей, о которых писала «Компьютерра» в нулевых. Однако если на Западе опыты с псевдочеловеком остаются по большому счёту опытами, в Японии на них построена целая индустрия.
Страну восходящего солнца считают форпостом цивилизации. Грубо говоря, то, чем японцы пользуются сегодня, мы получим через десять лет. Отсюда и особое японское отношение к рисованным антропоморфным созданиям: там, где публика знакома со своим кумиром в основном посредством телекоммуникаций, его органическая сущность или отсутствие таковой уже не имеют принципиального значения.
Неудивительно, что именно Япония стала родиной «цифрового франкештейна» и местом, где его заставили трудиться на благо отдельных индивидов. В 1996 году на весь мир прогремела Kyoko Date — первая компьютерная певица, созданная не просто забавы ради. По нынешним меркам тот эксперимент выглядит примитивным (записи до сих пор есть на YouTube), однако важней другое: её единственный сингл хорошо продавался.
Эстафету переняли другие виртуальные кумиры и сегодня японцы по праву гордятся настоящей цифровой поп-суперзвездой: Хатсуне Мику, являющаяся на сцене в виде голограммы, неизменно собирает многотысячную толпу.
Конечно, Япония — своеобразная страна с уникальной культурой. Аими, Хатсуне, Киоко, как и сотни живых кумиров молодёжи здесь играют несколько иную роль, нежели их аналоги на Западе. Здесь их называют идору (idoru) — идолами, и принадлежность к этой тончайшей социальной прослойке требует соблюдения определённых правил, определяющих личную жизнь и поведение.
К примеру распутство, допустимое для поп-звёздочек России или Штатов, с образом идору несовместимо. Однако, бизнес, который они помогают двигать, выглядит одинаково в любой стране мира. Идору пишут музыку, снимаются в рекламе, озвучивают мультфильмы, и служат объектом подражания для посетителей бесчисленных магазинов одежды и аксессуаров.
Виртуальные идору тянут индустрию наравне со всеми, но уникальность текущего момента, уникальность Аими - в её совершенстве. Целую неделю художники водили за нос миллионы человек, а если бы не торопились - без сомнений могли протянуть и дольше. Можно сказать, что в лице Аими ИТ прошли один из вариантов теста Тьюринга, притворившись человеком так хорошо, что сумели обмануть самый венец эволюции.
Больше того, её создатели дали убедительный ответ на вопрос о возможности творения синтетической красоты. Составные прелести Аими ненастоящи, но тысячам фанов до этого нет никакого дела - они умоляют не лишать их кумира жизни.
Advertology.Ru
28.06.2011
Комментарии
Написать комментарий