Статьи

Дуэль в майках

Дуэль в майках

Благодаря серии провокационных рекламных и PR-кампаний небольшой СКБ-банк за пять лет вошел в топ-50 российских банков. "Секрет фирмы" выяснил, как, сделав ставку на копейку, можно получить выигрыш на рубль.

В январе этого года на сайте екатеринбургского СКБ-банка появилось необычное объявление. Банк сообщил, что начинает скупку у населения одно-, двух- и пятирублевых монет Санкт-Петербургского монетного двора выпуска 2003 года. По цене 5 тыс. руб. за штуку. Новости об акции прошли по федеральным телеканалам, интернету и бумажным СМИ. Люди бросились перетряхивать свои копилки. Только в январе сайт банка посетили 495 тыс. человек - в шесть раз больше, чем до акции.

Но благотворительностью тут и не пахло. Мало кто знает, что подобные монеты были выпущены тиражом 15 тыс. штук и считаются раритетом. Нумизматы платят за них 6-18 тыс. руб.

Разумеется, банк затеял акцию не для того, чтобы заработать на перепродаже мелочи - пока ему "сдали" лишь 100 штук. "Монетки - роскошная PR-идея. Новость разлетелась по интернету, и при копеечных затратах банк получил всероссийскую известность",- говорит Валентина Гофенберг, бывший начальник службы рекламы и PR СКБ-банка, ныне директор рекламного агентства "Мания величия".

Пухов и капуста

У СКБ-банка, контролируемого группой "Синара", никогда не было большого рекламного бюджета, зато имелись амбициозные планы. Дмитрий Пумпянский (ему принадлежит группа "Синара") в 2006 году поставил перед правлением задачу, казавшуюся неосуществимой,- за год удвоить все показатели и вдвое расширить филиальную сеть за пределами УрФО. Недавно назначенный председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов понимал, что скучная реклама, где бизнесмены пожимают друг другу руки, не поможет - нужны нестандартные ходы.

Клиентская база СКБ-банка в 2005 году состояла из работников заводов и совхозов, которых банк обслуживал в рамках зарплатных проектов. Это люди с невысокими доходами, рассказывает Валентина Гофенберг, и говорить с ними нужно было на их языке. Она придумала рекламную кампанию "Круговорот капусты", в которой обыгрывалась ассоциация "деньги - капуста". Пумпянский хотел было пустить "капусту" под нож, но потом дал Пухову карт-бланш на три месяца. Кампания стартовала в январе 2006 года и за первый же месяц принесла банку 100 млн руб. вкладов (втрое больше, чем в январе 2005-го).

Банки

В 2007 году "овощная" тематика на билбордах СКБ-банка сменилась рисованными бабушками (в продолжение ряда "деньги - капуста - бабки"). "Бешеные бабки" рекламировали вклады, "быстрые бабки" - потребительские кредиты, "оборотистые бабки" - кредиты малому бизнесу.

В кризис СКБ-банк запустил эпатажную кампанию с лозунгом "Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!". Слоган Пухов сочинил сам. Клиенты восприняли идею на ура. "В разгар кризиса, когда банки валились один за другим, мы озвучили то, о чем думали все",- рассказывает Пухов. За последний квартал 2008 года банк привлек 2,7 млрд руб. вкладов (треть своего годового объема депозитов физических лиц). Правда, в УФАС Свердловской области посыпались жалобы от граждан на использование жаргона, и банк заплатил 40 тыс. руб. штрафа. "Вообще-то слово "очкуешь" по телевизору звучит через день",- пожимает плечами Пухов. История с ФАС вышла на федеральный уровень. "Это был апогей нашей рекламной концепции, мы здорово нашумели",- вспоминает банкир.

"Слоган "Очкуешь, товарищ?" - сильный ход,- говорит Александр Неруш, креативный директор Arena Magic Box (разрабатывает рекламу для Альфа-банка, Росбанка и Промсвязьбанка).- Банк сфокусировался на своей аудитории, которая любит крепкое словцо и хорошую шутку".

Двое в майках

Еще больше известности СКБ-банку принесла кампания 2009-2010 годов, лицом которой стал актер Сергей Гармаш. На билбордах в Екатеринбурге и в роликах по федеральному телевидению актер появлялся в гимнастерке, косоворотке, а самым ярким оказался образ работяги в майке-"алкоголичке". Рекламная серия принесла плоды: в городах, где банк открывал новые филиалы, о нем уже знали. Однако Гармаш был недоволен, что фотографии, на которых он снялся в майке, банк использовал без его согласия, и подал в суд. Проиграв процесс, актер заявил, что станет судиться дальше, а примирение возможно, если Пухов сам сфотографируется для рекламы в майке. "А я взял и снялся - решил выйти из образа чопорного банкира",- рассказывает финансист. Банк развесил билборды со слоганом "Первый национальный банк с чувством юмора", на которых Гармаш и Пухов сидят рядом в одинаковых майках.

 Банки

"Дуэт" прогремел на всю страну. В третьем квартале 2010 года на сайт банка заходили 5 тыс. человек в день, в четвертом, когда Пухов дебютировал в рекламе, число посетителей выросло в пять раз. Банкир в майке понравился и корпоративным клиентам. Так, размеры остатков на расчетных счетах за год удвоились (в начале 2010 года было 8 млрд руб., в конце - 16 млрд руб.). "Руководители компаний - не потомственные дворяне, они так же, как и "физики", смеялись и следили за развитием событий",- объясняет Гофенберг.

Мужской разговор

Со временем эмоциональную рекламу стали делать и более крупные банки. Так, в прошлом году банк "Траст" провел кампанию "Раздаем капусту, хватит на всех!". Пухов был возмущен: мол, это плагиат, СКБ-банк еще в 2006 году зарегистрировал изображение савойской капусты в качестве своего товарного знака применительно к рекламе финансовых услуг. И подал на "Траст" в суд, требуя возмещения 5 млн руб. ущерба.

Суд первой инстанции обязал ответчика выплатить СКБ-банку 300 тыс. руб., однако апелляционный суд это решение отменил и позволил "Трасту" размещать "овощ раздора" на своих плакатах. Как отметила представитель "Траста" Ольга Ходченкова, ничьи авторские права банк не нарушил. По заказу "Траста" был проведен соцопрос, и большинство респондентов сказали, что капуста у них не ассоциируется с каким-то определенным банком.

После "капустного конфликта" между двумя банками развернулась настоящая креативная война. Так, в конце 2010 года лицом рекламной кампании "Траста" стал актер Брюс Уиллис. Буквально через неделю после старта кампании в интернете появились сообщения, что новым рекламным лицом СКБ-банка станет другой "настоящий мужик" - Леонардо Ди Каприо, который якобы приезжал в Россию не только для участия в Международном тигрином форуме, но и для заключения контракта с банком.

Новости сопровождались рекламным макетом с логотипом СКБ-банка, фотографией Ди Каприо и слоганом "Настоящий мужик!". Валентина Гофенберг предполагает, что никакого контракта с актером банк не заключал, а просто запустил "утку" в информагентства Екатеринбурга. Впрочем, Пухов причастность банка к распространению плакатов категорически отрицает.

Нарубили капусты

С 2005 года объем депозитов СКБ-банка вырос почти в 7,7 раза, кредитный портфель - в 8,6 раза, филиальная сеть - в три раза, с 50 до 150 офисов. "Если бы мы шли традиционным путем, показывая мужчин в дорогих костюмах, мы не смогли бы развиваться с такой скоростью",- резюмирует Пухов. Этот результат был достигнут скромными средствами - в 2010 году рекламный бюджет банка составил 64,2 млн руб. "Яркую идею заметят и при небольшом бюджете",- говорит финансист. Однако с маркетинговой мощью более крупного "Траста" ему все-таки тягаться трудно. Бюджет последнего в шесть раз больше - 372,8 млн руб. И в прошлом году "Траст" опередил екатеринбургский банк по темпам роста портфеля кредитов, выданных физлицам,- 267% против 111% у СКБ-банка. Так что уральцам снова придется поднажать на креатив.

Юлиана Петрова, "Ъ-Секрет фирмы"
Advertology.Ru

01.03.2011

на печать


Комментарии

Евгений
02.03.2011 3:27 | сообщение #1
 

У Гармаша плохой юрист. Лицо актера, его товарный знак! Плохое исковое заявление от Гармаша. За банк стыдно!

Осведомленный
02.03.2011 17:15 | сообщение #2
 

Смешно говорить о роли рекламы в данном случае. в кризис скбшникам отдали на съедение свердловский губернский банк. за 2009 скб высосал из него что мог и всё. вот и весь рост

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.01.2025 - 04:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация