Оружие массового развлечения

Генеральный директор и основатель компании "ВайТ медиа" Тимур Вайнштейн сочиняет сказки, выбрасывает в трубу миллионы рублей и зарабатывает на этом хорошие деньги.
Увидев сладкие кукурузные палочки, Тимур Вайнштейн меньше всего думал о еде. Он думал о шутке. "Сладкими палочками надо топить печь, тогда дым отечества вам будет сладок и приятен",- выдал Тимур, и его команда получила за конкурс пять баллов.
В 1990-х годах Тимур Вайнштейн был художественным руководителем команды КВН "Парни из Баку". В жизни он тоже любит импровизировать. Летом кризисного 2009 года Тимур ушел из продюсерской компании "Леан-М" и на свой страх и риск создал "ВайТ медиа", вложив в нее $5 млн собственных сбережений. "Настал момент (фраза Тимура) когда каждый из нас стал брэндом и мы можем существовать не только вместе, ансамблем, но и в сольных проектах",- говорит главный продюсер "Леан-М" Олег Осипов.
Брэнд Вайнштейна подчеркивает каждая мелочь в его кабинете, расположенном в мансарде небольшого особняка в центре Москвы. Старенький коврик с надписью "Тема с Тимуром Вайнштейном" или фотография, где он стоит в окружении команды ситкома "Счастливы вместе", напоминают о прошлых успехах. Красная футболка с надписью "Тима" - о спортивных достижениях. И даже два изображения тигров неспроста: Вайнштейн родился в год Тигра. Покровительственная табличка на столе "Улыбайтесь - шеф вами доволен", пожалуй, смотрится двусмысленно, учитывая, что к Тимуру Вайнштейну часто приезжают важные гости с телеканалов. Но он действительно доволен. Тимур Вайнштейн - единственный российский продюсер, сумевший дважды продать свой бизнес иностранным стратегам: "Леан-М" - компании Sony Pictures Television в 2006 году и "ВайТ медиа" - голландскому продюсерскому гиганту Endemol Entertainment Holding в 2010-м. Недавно он также стал первым отечественным продюсером, снявшим западное шоу WipeOut по заказу европейских телеканалов.
Тимур и его команда
В комнату участников "Шоу сорок миллионов тенге" на Киностудии имени Горького вбегает ассистент, разыскивая очередную пару:
- Как нет? Скоро их выход!
Те, кто есть, изучают договор, который надо подписать перед выходом в студию.
- О, тут написано, что мы за собой убирать должны. Я так вообще откажусь от участия,- острит пожилой мужчина. Вряд ли кто-то откажется от шанса выиграть 40 млн тенге (8,4 млн руб.). Шанс, правда, небольшой.
В России "Шоу десять миллионов", которое "ВайТ медиа" делает по заказу телеканала "Россия 1", выходит с сентября 2010-го. Пока максимальный выигрыш составил 1 млн руб., а в общей сложности участники унесли с собой 2,25 млн руб. "Шоу сорок миллионов тенге" - аналог для Казахстана. Позади 12 отснятых программ и ни одного выигрыша.
Тимур Вайнштейн наблюдает за съемками то из редакторской, то из режиссерской, где все на "ты" и явно переживают за участников: нужно же, чтобы кто-то, наконец, размочил счет. Играющая семейная пара выбирает из четырех вариантов, какой музыкальный темп самый медленный. Постепенно супруги склоняются к правильному ответу. Главное, не передумать и успеть поставить деньги на нужный люк, иначе пачки банкнот ухнут в трубу.
- Так ставьте скорее! - азартно восклицает Тимур, будто люди в студии способны его услышать.
За несколько дней до съемок он объяснял, что успех любого шоу - в психологии. Психология "Шоу десяти миллионов" такова, что у людей, которые в начале программы получают на руки огромную сумму и должны сохранить ее до финала, сносит крышу. Идея принадлежит компании Endemol. Оригинальное шоу The Million Pound Drop стартовало на британском телевидении в мае 2010-го. Россия - первая страна в мире, получившая право на адаптацию, хотя обычно новые форматы доходят до нас с опозданием в несколько лет. Вайнштейну помогла сила брэнда.
Осенью 2009 года, спустя всего три месяца после основания "ВайТ медиа", ему неожиданно позвонили из Endemol и предложили встретиться. Голландцы хотели расширить свое присутствие на рынке России и СНГ и присматривались к местным продюсерским компаниям. В тот момент в активе "ВайТ медиа" имелся договор с телеканалом "Россия 1" на производство четырех телевизионных художественных фильмов ("Я подарю себе чудо", "Метель", "Белый налив" и "Услышь мое сердце") и около десяти проектов в стадии сценарной разработки. Однако голландцы покупали не стартап, а в первую очередь Тимура и его команду.
Переговоры были стремительными. На заключительной стадии глава Endemol Айнон Крейз лично прилетел в Россию. За восемь часов стороны сняли оставшиеся вопросы. По экспертным оценкам, голландцы могли заплатить за 51% "ВайТ медиа" до $30 млн. Деньги будут инвестированы в производство. Кроме того, "ВайТ медиа" получила эксклюзивные права на библиотеку Endemol на территории России и СНГ - свыше 2 тыс. различных форматов и 22 тыс. часов контента. "Собственная библиотека прав делает из компании не просто подрядчика, производящего телесериалы за маржу, а продакшн-компанию, которая работает на перспективу",- объясняет Вайнштейн.
Сделку закрыли 1 марта 2010 года, в его день рождения, и это, шутит он, было ужасно. Телефон разрывался, а он не мог понять, с чем его поздравляют - со сделкой или с личным праздником. В тот день Тимур мог сказать, что в свои 36 лет сделал завидную карьеру.
Психиатр-режиссер
Шахматная партия Тимура Вайнштейна с двоюродным братом длилась недолго. Тимур сдался через 20 с небольшим ходов. Впрочем, проиграл он чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. Каспаров поменял отцовскую фамилию Вайнштейн в 12 лет, когда уже обыгрывал гроссмейстеров: его мать решила, что так мальчику будет проще жить в СССР. Тимур определился с профессией значительно позже кузена.
Впервые он попал на телевидение, будучи студентом Азербайджанского медицинского университета. Тогда в Баку стихийно формировались студенческие команды КВН, и Тимур, чей отец, Леонид Вайнштейн, был одним из легендарных "Парней из Баку", выигравших чемпионаты 1967/68 и 1969/70 годов (в той же команде начинал Юлий Гусман), не мог остаться в стороне. КВН был источником хорошего настроения, но не денег. После университета Тимур Вайнштейн устроился врачом в психиатрическую лечебницу.
- И где больше ненормальных - там или в жизни?
- Я могу сейчас красиво ответить, что одинаково, но не буду,- отвечает Тимур Вайнштейн.- Не хочу огорчать тех, кто в сумасшедшем доме. В жизни больше.
Психиатром он проработал около года. Развал системы здравоохранения заставил Вайнштейна искать новое место в сумасшедшей жизни. В середине 1990-х он перебрался в Москву, где выучился на телережиссера в Российском институте работников телевидения. Первую работу в телекомпании ВИД ему помог получить Юлий Гусман. Дальше Тимур Вайнштейн пробивался сам. "Я всем занимался,- вспоминает он.- Пришел корреспондентом, потом ассистентом режиссера, потом редактором, режиссером". "Потом" было много: руководитель программы "Тема", автор передачи "Час пик". Затем Тимур встретил главного продюсера МТРК "Мир" Олега Осипова.
"Мы оба к этому моменту дошли до точки",- вспоминает тот. Молодым телевизионщикам (Осипову был 31 год, Вайнштейну - 26) хотелось создать свой проект. Первый занял немного денег у родственника, второй выбил маленькую комнату в телецентре "Останкино". Так в 2000 году появилась компания "Леан-ТВ", названная в честь отцов ее основателей - Леонида и Анатолия. Впоследствии с приходом третьего партнера Вячеслава Муругова вместо "ТВ" появилась буква "М" - "Леан-М".
Попали бы на деньги
Книгу Александра Бушкова "Тайга и зона" Тимур Вайнштейн купил в аэропорту. Пока летел, прочитал, а как только вышел из самолета, позвонил в издательство и спросил, на каких условиях можно приобрести права на экранизацию. 16-серийный сериал "Платина", вышедший в 2007 году, оказался удачным, и вскоре "Леан-М" приступила к съемкам 12-серийного продолжения.
"Можно минимизировать риски, чтобы не допустить провала. Но если кто-то скажет, что знает, как добиться успеха,- бросьте в него камень",- разрешает Вайнштейн. По его словам, у хорошей продюсерской компании на 25% удачных проектов приходится 50% средних и 25% балансирующих на грани рентабельности. "Леан-М" не исключение. Компания начала с производства телепередач ("Зарядка для страны", ток-шоу "Абсолютный слух" и т. п.), а в 2003 году потеряла несколько сотен тысяч долларов из-за финансовых неурядиц своего основного партнера - канала 7ТВ. Тогда владельцы "Леан-М" обратили внимание на сериалы. Телеканалы устали от зарубежных "мыльных опер" и искали отечественный продукт (см. инфографику на стр. 30). Цены за серию драмеди или ситкома колебались от $50 тыс. до $100 тыс. Большинство телепрограмм стоили в пределах $50 тыс. У Тимура и его партнеров был и достойный пример - кинокомпания "Амедиа".
Основанная в 2002 году, кстати, тоже бывшим игроком КВН Александром Акоповым, в 2003-м "Амедиа" выпустила сериал "Бедная Настя", который тут же ворвался в топ-5 сериалов российского телевидения (по данным TNS Gallup Media, рейтинг "Бедной Насти" в январе 2004 года составлял 5,7%). Идея принадлежала "Амедиа", финансировала проект компания Sony Pictures. Затем последовали еще более успешные "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой", сделанные уже по лицензиям Sony.
"Леан-М" начинала без финансового донора и с самобытным контентом. Первый блин - юмористический сериал "Капитан Правда" - вышел комом (было снято всего 12 серий). Второй - "Солдаты", по выражению Тимура Вайнштейна, "выстрелил из пушки". После показа первых 16 серий его рейтинг, по данным TNS Gallup Media, достиг 5,4% и только увеличивался. Последующие проекты - "Туристы", "Студенты", "Золотая теща" и прочие - "стреляли" слабее. Тогда "Леан-М" прибегла к помощи извне и купила у Sony Pictures лицензию на американский ситком Married... with Children. В России его аналог вышел в 2006 году под названием "Счастливы вместе". Из основателей "Леан-М" занимался этим проектом именно Вайнштейн.
Благодаря "Счастливы вместе" Тимур многому научился. Например, узнал, что строить декорации и заключать договоры с актерами лучше, когда утверждены все исполнители главных ролей. Виктора Логинова, сыгравшего Гену Букина, искали девять месяцев и нашли совершенно случайно в Екатеринбурге. Все это время съемок не было. "Если бы проект был неудачный, мы бы попали на большие деньги",- говорит Тимур Вайнштейн.
Поначалу, несмотря на консультации специалистов Sony Pictures, процесс продвигался очень тяжело, первые серии были выброшены в корзину. Однако "Счастливы вместе" стал самым популярным молодежным ситкомом в России. Его доля у аудитории 18-30 лет, по данным TNS Gallup, стабильно находится у отметки 20%.
В общей сложности в 2006 году "Леан-М" произвела около 500 премьерных часов телесериалов, или почти 25% рынка российского рынка в натуральном выражении. Таким образом, по объемам производства она догнала "Амедиа". Правда, по выручке уступала: $40 млн против $70 млн. Цена продукта у "Амедиа" была существенно выше.
В том же году Sony Pictures купила 51% акций "Леан-М" в равных долях у Вайнштейна, Осипова и Муругова. "Именно потому, что покупали нас троих, во всех переговорах мы участвовали вместе,- говорит Олег Осипов.- Главную скрипку играл Тимур, а мы ему помогали". Почему именно Вайнштейн? "У него есть ум, талант и характер,- перечисляет Осипов.- Ну и хорошее знание английского".
Бешеных собак убрали
Прошло четыре года, но Олег Осипов хорошо помнит, как обсуждал с Тимуром Вайнштейном сценарий своего полнометражного фильма "Если бы да кабы". Тогда они прошли вокруг Чистых прудов километров десять.
- Тимур относится к категории продюсеров, которых обожают режиссеры, потому что он очень с ними нежен. При этом у него есть очевидная творческая позиция. Обсуждение было достаточно жестким,- говорит Олег Осипов.
- Блох в сценарии убрали?
- Да не просто блох. Бешеных собак убрали.
Производство полнометражных фильмов для "Леан-М" было скорее исключением: Sony Pictures интересовали сериалы. Тимур Вайнштейн хотел большей творческой свободы. Он любит подчеркивать еще одно качество брэнда Вайнштейн - многожанровый. Тимур сохранил 16% акций "Леан-М", но едва истекли три года, которые он должен был отработать в "Леан-М" по условиям сделки, покинул компанию ради сольной карьеры. На первый взгляд момент для создания "ВайТ медиа" был неподходящий. Объем российского бокс-офиса в 2009 году, по данным журнала "Бюллетень кинопрокатчика", снизился на 8,7%, до $738,7 млн. Телеканалы урезали закупки новых сериалов в разы. Хуже всего пришлось мелким продюсерским компаниям и тем, кто до кризиса заморозил много денег в производстве. Осенью 2008 года "Амедиа" остановила 70 проектов, на которые к тому моменту потратила около $14 млн.
Тимур Вайнштейн начинал с чистого листа, и это сыграло ему на руку. "Если раньше был дефицит творческих людей, то в кризис образовался профицит,- рассуждает генеральный директор "Всемирных русских студий" (RWS) Юрий Сапронов.- На подготовку проекта перед съемками уходит от полугода до года. Кризис - хорошее время, чтобы набрать сценарный портфель". Пока "ВайТ медиа" набирала портфель, рынок стал оживать. Хотя, как отмечает Сапронов, закупочные цены не вернулись на докризисный уровень. По словам Тимура Вайнштейна, сейчас у "ВайТ медиа" 27 проектов в той или иной стадии разработки. Они разделены между тремя подразделениями: "ВайТ шип филмз" (производство полнометражных художественных фильмов), "ВайТ фалкон контент" (new media - интернет, мобильные телефоны и т. п.) и "ВайТ айленд продакшн" (контент для телеканалов). Endemol не ограничивает свободу Вайнштейна. Многожанровый подход соблюден. Правда, не все жанры одинаково успешны.
Нью-Васюки
Фильм "Кто я?" - первая кинопроба "ВайТ шип филмз" - вышел на большой экран в ноябре прошлого года. При бюджете $1 млн трагический детектив, как определили жанр сами создатели, собрал за первый уик-энд $223 тыс. "Цифры говорят сами за себя. Это очень мало,- считает генеральный директор сети кинотеатров "Формула кино" Андрей Терешок.- Производственный бюджет фильма, как правило, окупается за первый уик-энд".
Сейчас Вайнштейн горит идеей сделать первый полноценный российский анимационный 3D-фильм. Мультфильм "Белка и Стрелка. Звездные собаки" киностудий "Центр национального фильма" и "ЦНФ-анима" Тимур таковым не считает: его рисовали в двухмерной графике и только потом перевели в объемное изображение. Свой проект Тимур Вайнштейн назвал "Московская сказка" отчасти из-за места действия (центр столицы, Рублевка, Останкино), отчасти из-за чудесных ситуаций, в которые попадают главные герои - люди и животные. За помощью он обратился к бывшим соперникам по КВН, а ныне владельцам продюсерской компании Comedy Club Production Артуру Джанибекяну и Гарику Мартиросяну. Те забраковали первоначальный сценарий, но согласились войти в проект. Сколько стоит "Московская сказка", продюсеры не раскрывают. "Проект ощутим для бюджетов обеих компаний, но финансирование происходит в течение всего периода производства, что облегчает расставание с деньгами",- говорит Саадат Бурханова, заместитель гендиректора Comedy Club Production. Партнеры рассчитывают на универсальный юмор мультфильма и международный прокат.
Релиз "Московской сказки" намечен на 2013 год. Проекты new media тоже пока в стадии разработки. Сейчас до 90% выручки "ВайТ медиа" приносит телевидение. Импровизации здесь меньше, зато бизнеса больше. Телеканалы покупают контент по фиксированной цене. Часто продукт создается на деньги каналов - продюсер ничем не рискует. Другое дело, что иногда ему невыгодно расставаться с правами навсегда. Например, права на "Шоу десять миллионов" Endemol и "ВайТ медиа" сохранили за собой. Декорации стоили около $300 тыс., техническое оснащение - еще $200 тыс. Окупился проект за один сезон, то есть за первые 18 программ. Все следующие выпуски приносят прибыль.
В конце прошлого года Тимур Вайнштейн адаптировал Wipeout - еще одно новейшее игровое шоу Endemol. В России оно выходит под названием "Жестокие игры", и права на него голландцы продали "Первому каналу" до сделки с "ВайТ медиа". Зато Вайнштейн нашел клиентов на международном телерынке MIPCOM в Каннах.
Польский телеканал TVN, чешский Nova TV, словацкий Markiza TV, украинский "Интер" и белорусский ОНТ никогда бы не потянули подобное шоу в одиночку. Съемки одной серии Wipeout в грандиозных декорациях под Буэнос-Айресом стоят 120-160 тыс. евро. Тимур Вайнштейн предложил устроить чемпионат Wipeout. Каждый телеканал формировал свою национальную сборную, а съемки велись в складчину. Всего было снято десять серий. "Звучит как Нью-Васюки: мы, "ВайТ медиа", российская компания, произвели в Аргентине эндемоловский формат Wipeout для Украины, Белоруссии, Польши, Чехии и Словакии",- говорит Вайнштейн. Послушать - так вся его компания похожа на Нью-Васюки. Однако в 2010 году она произвела около 300 премьерных часов, примерно столько же, сколько "Леан-М", чьи объемы снизились из-за кризиса.
Режиссеры и гении
Недавно Тимур Вайнштейн выступал перед студентами, будущими телережиссерами. Те рассказывали, что не включают телевизор и даже гордятся этим. Сам Вайнштейн мониторит эфир постоянно, если не успевает - записывает программы, чтобы посмотреть потом.
- Как можно снять что-то приличное, если не знаешь, что делают другие? - поражается он.- Ну разве только если ты гений. Но гениев мало.
Сам Ванштейн на гениальность не претендует, ему достаточно брэнда.
Advertology.Ru
01.02.2011
Комментарии
Написать комментарий