Статьи

Личное дело

Личное дело

Минкомсвязи подготовило поправки в закон «О СМИ», дающие четкое юридическое определение сетевых изданий и описывающие процедуру их регистрации. Эксперты предполагают, что это приведет к росту так называемого нового самиздата - любительских газет, радиостанций и телепередач. Тем более что такая «подпольная» деятельность с каждым годом становится все прибыльнее.

Перепечатанные через копирку, запрещенные официальной властью тексты канули в Лету вместе с советским режимом. Сейчас процесс выпуска самиздатовской газеты или журнала занимает минимум времени и сил: достаточно освоить несколько компьютерных программ, а то и просто вспомнить опыт создания стенгазеты и наклеить листы со статьями на подложку в произвольной последовательности. Желающие сэкономить на типографии или чернилах в принтере все чаще размещают уже сверстанный макет в Интернете, так что читатели могут ознакомиться с текстами, а при желании - распечатать их. По сравнению с советскими временами изменилась и идеологическая составляющая. Нынешний печатный самиздат можно разделить на две категории. Это достаточно радикальные альманахи, которые выпускают партии, не имеющие официально зарегистрированного «рупора», и фанзины (от англ. fan - фанат и magazine - журнал) - издания на музыкальную, литературную или спортивную тематику. Стоимость одного номера, как правило, не превышает 80 рублей.

Фанзин «Имхопанг», посвященный панк-рок- культуре, выходит с 2006 года. Это одно из немногих самодеятельных изданий, обладающее солидным тиражом и пользующееся стабильным спросом. «Писать в журнал может любой желающий, - рассказал «НИ» координатор и создатель «Имхопанга» Денис Александров. - Скажем, кто-то отправился путешествовать автостопом, и он хочет поделиться своими впечатлениями с окружающими, подсказать какие-то хитрости новичкам. В издании журнала мне помогают друзья, среди которых есть художник и верстальщик. Печатаемся мы в типографии тиражом в 999 экземпляров - не хотим связываться с регистрацией СМИ». Впрочем, это требование незарегистрированные издания чаще всего обходят, говорят эксперты. «Люди печатают свои 999 номеров, потом вносят небольшое изменение в макет - делают другой цвет или меняют тексты местами, - и можно печатать еще столько же экземпляров, формально это считается иным изданием», - пояснил «НИ» заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Создатели фанзинов упоминают, что их работа дает им и моральное, и материальное удовлетворение. Строго говоря, коммерция в самиздат пришла еще в конце 1980-х годов, когда подборки политических анекдотов распространялись по почте наложенным платежом. Сейчас экземпляры незарегистрированных СМИ продаются на концертах, традиционных местах городских тусовок, в кафе и барах, в тематических магазинах - книжных или музыкальных, а также распространяются через социальные сети и блоги. Доходы от рекламы близки к нулю: рекламодатель не заинтересован в такой площадке, да и размещение проплаченных объявлений противоречит самой идее самиздата. Однако скрытая реклама, а также анонсы культурных мероприятий в материалах все же присутствуют, не за деньги - так хоть за бесплатный билет на концерт. Кроме того, публикация в самиздатовских газетах - неплохой способ пробиться для молодых авторов. Существуют специальные конкурсы для таких газет и журналов, в которых призом выступает контракт с издательством, а также небольшая, но греющая душу и карман сумма. Нередко самиздатовские газеты используются как недорогой способ провести маркетинговое исследование рынка. Например, газета «Акция» выпускалась тиражом 999 экземпляров фактически силами энтузиастов, а сейчас распространяется в объеме 200 тысяч номеров.

Впрочем, до коммерческих возможностей интернет-СМИ печатный самиздат все равно не дотягивает. Сейчас Рунет переживает рост числа интернет-радиостанций: на сайте с определенной периодичностью выкладываются MP3-файлы с записанными любительскими ток-шоу или подборками песен. В отличие от FM и УКВ-диапазона в Интернете всегда чистый звук, к тому же для создания собственной радиостанции нужен всего лишь компьютер, пара микрофонов и выход в Сеть. «Во время нашего прямого эфира слушатели могут заказать песню, передать привет или поздравления через форум сайта, «аську» или «скайп», - рассказывает «НИ» основатель и руководитель онлайн-радио Biker-FM Юрий Грешник. - Также проводится трансляция через веб-камеру из арендованной базы или квартиры, откуда мы выходим в эфир. У нас звучит не только рок-музыка, но и новости из мира байкеров, мы освещаем все события, которые могут быть интересны нашей аудитории».

По словам руководителя радиостанции, их слушают в 23 странах. Коллектив готовится переехать в студию в подмосковной Лобне и перейти на полупрофессиональные рельсы. «В помещении будет вся нужная аппаратура для нас и репетиционная база для музыкантов, - рассказывает «НИ» администратор Biker-FM Марина. - Мы сотрудничаем со многими начинающими рок-группами, стараемся их раскручивать. Пока композиции музыкантов звучат в записи, но мы хотим добиться того, чтобы выступления групп шли вживую». Становиться официально зарегистрированной станцией команда интернет-радио не хочет: это будет ограничивать свободу творчества и, что немаловажно, фактически загонит работников в кабалу, поскольку стоимость радиочастоты на аукционе начинается от полумиллиона долларов.

Переход радиостанции из интернет-подполья на волновое вещание означает не только возросшие затраты, но и иное отношение отечественного законодательства. С этим вплотную столкнулись создатели онлайн-радио «Порно», всерьез намеренные перейти на FM-диапазон уже в апреле. Однако по закону «О СМИ» круглосуточное вещание в эротическом формате без кодирования сигнала запрещено, если только речь не идет об электронных СМИ. «Нам придется поменять название, например, на радио «Секс», и акцент нужно будет делать не на эротику, которая занимает львиную долю эфира сейчас, а на психологию, - рассуждает директор радиостанции Алексей Кожевников. - С Роскомнадзором и прокуратурой мы обсудили ситуацию, проблем возникнуть не должно. Программы носят познавательный характер: свои истории рассказывают представители сексуальных меньшинств, советы дают венерологи, сексологи и психиатры».

Сейчас радио с пикантным названием занимает стандартную студию со всем необходимым оборудованием. Ведут передачи только девушки, требований к ним всего два: голос должен быть хорошо поставлен, а говорить надо с придыханием. Хотя в прибыльности интернет-радио уступает обычным станциям, кое-какой доход все же имеется. Так, радио «Порно» собиралось зарабатывать на рекламе секс-шопов и сотрудничестве с популярными сайтами знакомств. На официальном портале станции, впрочем, указаны и другие возможные источники дохода: например, просмотр «видео с любительских онлайн- камер» или некие «услуги мужских спа-салонов». По мнению экспертов, такая реклама прибыльна, но классифицируется как полузаконная. «В России до сих пор нет четких дефиниций эротики и порнографии, - пояснил «НИ» юрист Евгений Колесник. - Порнография в СМИ запрещена, хотя никто толком не знает, что под этим подразумевается. Понятие оскорбленной нравственности - очень субъективная оценочная категория, так что в случае подачи иска решение остается исключительно на усмотрение суда».

Претензии у правоохранительных органов к новому самиздату могут возникнуть и из-за излишне резких политических высказываний, утверждают эксперты. По словам руководителя Центра по изучению проблем экстремизма Сергея Кузнецова, «число журналистских материалов, содержащих экстремистские высказывания и опубликованных в незарегистрированных в качестве СМИ медиа, растет и ширится».

По принципу онлайн-радио работает еще один вид нового самиздата - видеоподкастинг, то есть записанные на любительскую камеру выпуски новостей, ток-шоу, юмористические передачи и даже мини-спектакли, которые потом выкладываются в Интернет. Некоторые зарегистрированные СМИ сотрудничают с «подкастерами» на гонорарной основе. Кроме того, в России регулярно устраиваются конкурсы видеоподкастов.

Эксперты отмечают, что институт регистрации СМИ фактически изжил себя, а это логично приводит к формированию новых типов средств массовой информации. «На регистрацию могут пойти только сетевые СМИ, работающие в госсекторе, или социальные медиа, ориентированные на государственные гранты, - говорит Иван Засурский. - Остальным эта процедура просто не нужна: лицензирование имеет смысл только при ограниченной пропускной способности канала, а интернет-издания этим качеством не обладают. Возможности наказать «ослушников» в России нет, многие медиа создаются в зарубежных доменных зонах. Невозможность контроля, высокая перспективность и нулевые затраты характеризуют так называемую «гласность 2.0», из-за которой существование традиционных изданий находится под большим вопросом».

Анна Семенова, Наталья Цой. "Новые известия"
Advertology.Ru

26.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика

БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика
БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика. Разнообразный, пестрый и таинственный мир бытовых образов, впервые ставших в XV–XVII веках предметом столь пристального художественного интереса, раскрывается здесь и в его живописной стилистике, ренессансной или барочной, и в его смысловых подтекстах, светских и религиозных. Книга адресована как специалистам искусствоведам, так и всем, кому интересен мир старинных картин и старинного быта. Книга доктора искусствоведения М. Н. Соколова, посвященная западноевропейской жанровой живописи XV—XVII веков, предлагает радикально новый взгляд на содержание светского искусства этого периода. Автор использует многочисленные современные работы на эту тему, но в то же время критикует их за чрезмерную односторонность. Согласно его мнению, понимание ранних жанров не должно сводиться к мотивам «критики нравов», «обличению человеческих грехов» либо просто к «смеховой разрядке». Ни сатирические или негативно-дидактические, ни чисто смеховые черты жанровой живописи не дают ключа к постижению ее принципиальной образной новизны. М. Н. Соколов выдвигает гипотезу, которая, с его точки зрения, может пролить свет на сущность этой новизны. Почти все раннежанровые образы были проникнуты культом Природы как универсального начала, регулирующего жизнь и противостоящего традиционному средневековому теоцентризму. Достигшее особого расцвета на рубеже нового времени, почитание Природы-Матери сочетало в себе гуманистическое философское умозрение с утопической поэзией. Поэтому оно находило активный отклик именно в художественном сознании, порождая стиль, который можно условно назвать натурфилософским реализмом. Наряду с Природой важнейшее значение для сложения этой эстетической модели имели понятия Любви, Фортуны, Смерти и Времени как космических энергий, предопределяющих течение и природного, и историко-социального бытия. Бытовые жанры непосредственно отразили эти новые взгляды на человека и природу. Автор последовательно рассматривает как процессы обмирщения, жанризации религиозного искусства, так и возникновение самостоятельных светских бытовых изображений в нидерландской (а затем голландской и фламандской), немецкой, французской, итальянской и испанской школах. При этом особое внимание уделяется свадебно-семейным образам, иконографии человеческих возрастов, детства и старости, мотивам бедности и богатства, кухонным сценам, иконографии игр, народных празднеств, трудовых процессов. Специальные главы посвящены символике Пути Жизни, объединяющей сразу несколько важных иконологических линий, крестьянским образам, а также Садам Любви, в наиболее наглядной форме выражающим утопические чаяния ренессансного гуманизма. Шедевры Яна Ван Эйка, Босха, Дюрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Халса, Вермера, Рембрандта и братьев Леяен рассматриваются в книге наряду со многими менее известными, но по-своему значительными произведениями. Самобытность аргументации в сочетании с богатством иллюстративного материала делает книгу увлекательной и для специалистов, и для широких кругов читателей

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация