Статьи

Национальные особенности рекламы - пример Чехии

Национальные особенности рекламы - пример Чехии

Рекламу можно назвать «паразитом», живущим за счет переработки известных цитат и поговорок, использующим в своих целях фрагменты текста, который создавался для другого, например, названия книг и фильмов. При этом часто серьезные слова выворачиваются наизнанку, искажаются, приобретая новый юмористический оттенок, но сохраняя узнаваемость. Вообще юмор, ирония и самоирония - важные черты чешской рекламы, особенно рекламы пива.

Транскультурные источники интертекстуальности

Не всегда источник вдохновения принадлежит той культуре, в которой будет использоваться реклама. Очень часто используются цитаты из Библии, как самой читаемой книги мира, например, «в начале было слово», которое трансформировалось в «В начале был свет. Потом появились деньги. А деньгам нужен банк». Здесь использована троичная структура, восходящая к древней формуле Veni Vidi Vici, которую тоже не раз переделывали на разные лады: например, «пришел, увидел, выиграл», или «пришел, увидел, Litovel» (Litovel - пивная компания). Здесь также важно то, что слово litovel имеет то же окончание, что и глагол в третьем лице единственно го числа. Другая разновидность рекламы базируется на известных высказываниях философов и ученых. Само собой, такая реклама нацелена только на образованную часть аудитории. Например, «cogito, ergo sum» Декарта (кстати, тоже трехкомпонентное выражение, как и формула Цезаря), превратилась в слоган «Week. Вы мыслите, поэтому мы существуем» для журнала «Week».

Можно также позаимствовать известное выражение из литературного произведения. Здесь мало что может соперничать по узнаваемости с «to be or not to be». Например, эту строку обыгрывает слоган Adobe - "Adobe or not to be". В чешском языке слово «быть» похоже на слово «иметь», что использовалось в слогане «Право выбора. Иметь, или не иметь».

Национальные источники интертекстуальности

Многие слоганы являются переработкой поговорок и пословиц.

Некоторые поговорки можно использовать без изменений, как например чешскую поговорку «как постелишь, так и ляжешь» - для рекламы кроватей. Другие изменяются, как например «Восток или Запад, а дом всегда лучше» - в «Восток или Запад, а COMBI всегда лучше» - продажа автомобилей Combi. Kodak использовал другую поговорку - «мой дом, моя крепость», и переработал ее в «ваш Кодак, ваша крепость».

Кроме аллюзий на поговорки и пословицы, в слоганах встречается использование национальной литературы, фильмов. Такая игра слов понятна любому, кто просто живет в этой стране и смотрит телевизор. Кроме аллюзий на поговорки и пословицы, в слоганах встречается использование национальной литературы, фильмов. Такая игра слов понятна любому, кто просто живет в этой стране и смотрит телевизор и читает газеты. Например, множество слоганов породило высказывание Яна Амоса Коменского - «Обучаться играя», например «Путешествовать играя» - слоган туристического агентства, или «Покрывать крышу играя» - слоган для компании покрывающей крыши.

Знаменитый автор «Приключений бравого солдата Швейка» также стал источником вдохновения для рекламистов. Например, слоган «Kozel duo. Два лучше чем один» использует название одной из книг Гашека.

Культурная специфика рекламы группы товаров.

Другой способ интертекстуального исследования рекламы - сравнение рекламы товаров одной ниши. Большинство рекламных кампаний используют образы элегантных машин и привлекательных женщин, которые в разных позах стоят рядом с этими машинами. Другой вариант - мужчины, на которых хочется быть похожим другим мужчинам. Но некоторые чешские плакаты и кампании используют другой подход, уходя от международных стандартов. Например, ŠKODA в своей рекламе использовала образ мужчины немного за 50, толстого и не очень привлекательного, который говорил - «20 тысяч крон? Беру!». Эта реклама - поворот от образа продавца к образу покупателя. Похожая целевая группа имелась ввиду при создании другой рекламы для той же фирмы - «Счастье - не просто маленькая золотая мушка, но и лизинг Шкоды с 0%». Фраза про золотую мушку - из чешского стихотворения, которое озаглавлено «Счастье это просто золотая мушка», которое стало известно миллионам благодаря одному довоенному фильму.

Еще одна реклама автомобилей использует аллюзию на фильм «Вэйтер, беги», и использует юмористический диалог между водителем и его семьей: «Ясный ответ на любой вопрос! Фары? Они светят! Подушки безопасности? Они надуваются! ABS? она открывается! Стартер? Он заводит! Колеса? Они вращаются! Мотор? Он работает! Конкуренты? Они побеждены! »

Пока что история рекламы подтверждает тот факт, что реклама учитывающая культурную специфику, более эффективна, чем «интернациональная», заимствующая шаблоны других стран.

Например, слоган для кетчупа Heinz, - «Праотец Кетчуп». Он использует легенду о «Праотце Чехе», который пришел со своим племенем на территорию Богемии.

Один из самых смелых слоганов был создан для пива Staropramen , - «Старопрамен. Парни для самих себя». Это переделка надписи на занавесе Государственного Театра в Праге, «Нация для самих себя». Театр был построен во второй половине XIX века, на деньги собранные с простых граждан. Так что фраза про «парней для самих себя» звучит для чешского уха очень рисково, даже скандально, почти как богохульство. Другие производители пива немедленно захотели переплюнуть Старопрамен. Пиво Prazdroj тоже обыгрывает историю Национального Театра. До того, как театр был построен до конца, он сгорел, и пришлось снова собирать деньги на его восстановление. Реклама пива использовала такой сюжет - мучимые жаждой пожарные кричали «надо собрать деньги еще на один», что читалось двояко - на еще один театр или на еще одно пиво.

Еще одна интересная реклама была разработана для этого же производителя пива. Она опиралась на идею национальной программы возрождения чешского языка. В ролике разговаривают несколько человек - «Пожалуйста, почувствуйте как красив чешский язык, остановитесь на мгновение и уделите немного времени чешскому языку. Джентльмены, я действительно не знаю, как показать вам красоту нашего языка. Я вижу этот жидкий хлеб нашего народа, такой сверкающий...» - «я чувствую его гладкость у себя во рту» - «как родной язык» - «который донесли до меня многие поколения. Чешский язык снова распространяется». Тт в кадре появляется официант, который приносит пиво, и один из людей рассуждавших о красоте языка, благодарит его... по-немецки «Danke». Слоган - «Вдохновляющий вкус». Ирония, во-первых, в том, что не совсем понятно, о чем идет разговор - о языке либо о пиве (жидкий хлеб нашего народа), и во-вторых, в переключении между языками - говорящий благодарит официанта по-немецки.

Из приведенных примеров видно, что в рекламе используются не только отсылки к конкретным текстам или произведениям, но к целым пластам национальной культуры и истории.

Polylog.ru
Advertology.Ru

22.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Poster-Art Новое в дизайне постеров

Poster-Art Новое в дизайне постеров
Poster-Art Новое в дизайне постеров. Poster-Art – коллекция интеллектуальных, остроумных, оригинальных работ, собранных по всему миру и ломающих традиционные представления о графическом дизайне и технологии печати плакатов, постеров и афиш. Poster-Art – новое издание продолжающее серию книг CD-Art, DVD-Art и Mag-Art. Мы исследуем инновации в графическом дизайне. В книге собраны плакаты, сопровождающие различные виды деятельности и участвующие во всевозможных мероприятиях: музыкальных, кинематографических, фестивальных, выставочных, политических, театральных и т.д. И все они притягивают взгляд, общаются с потребителем и, самое главное, продают. Шарлотта Риверз пишет о графическом дизайне, стиле жизни и креативе для множества международно-известных изданий, среди которых: Print, Grafik и Lab. Она - ведущий консультант в области рекламы. "Эмоциональное воздействие плаката огромно. Увидев его однажды, вы захотите увидеть его снова".Уве Лоеш, Германия

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация