Статьи

Домен по невыгодному курсу

Домен по невыгодному курсу

На прошлой неделе депутат Госдумы Александр Коган отправил в ФАС запрос с требованием проверить законность регистрации имен в доменной зоне .рф. В штатном режиме зона работает с 11 ноября, но регистраторов уже обвиняют в том, что они перехватывают у клиентов домены с целью перепродажи.

Всегда готовы

На 17 ноября в зоне .рф зарегистрировано более 470 тыс. доменов, что вывело ее в топ-20 в Европе. Если считать, что за каждый домен заплатили 600 руб. (столько стоит регистрация домена для пользователя), совокупная выручка всех регистраторов составила более 282 млн руб. Некоторые особо популярные домены продаются с аукционов за сотни тысяч рублей, так что результаты могут оказаться намного значительнее.

Россия не первая страна, которая решила ввести адреса сайтов на государственном языке. Уже существуют системы записи доменных имен арабским письмом, китайскими иероглифами. Китайцы в этом деле были первопроходцами.

"Мы зарегистрировали для себя домены в зоне .рф. Сегодня это кажется неочевидным, но, на мой взгляд, ситуация повторяется. Когда-то мы создавали документы, давая только английские имена файлам. Сегодня это кажется естественным и обычным. Я не сомневаюсь, что через пять лет мы будем совершенно спокойно набирать в браузерах русскоязычные домены, наверное, и адреса электронной почты будут доступны на русском языке",- говорит гендиректор компании "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков.

Идея завести собственную кириллическую зону выглядит логичной. Но у нее обнаружилось множество критиков. Их основная мысль: домены в зоне .рф будут регистрировать лишь компании, желающие защитить бренд от киберсквоттеров. Ну и сами киберсквоттеры. А главным показателем состоятельности этого проекта эксперты предлагают считать то, что организации и частные лица начнут использовать кириллические домены без дублирования синонимами на латинице. Этого пока не происходит.

Действительно, многие компании зарегистрировали домены в зоне .рф. "Мы зарегистрировали кириллические домены всех торговых марок, которые принадлежат компании. Сделано это было с целью защиты от киберсквоттинга. Кроме того, по ним также может идти трафик",- говорит Ульяна Смольская, пиар-директор компании "Евросеть". Сотовый оператор МТС руководствовался теми же соображениями, когда регистрировал имя мтс.рф.

Процедура приоритетной пошаговой регистрации, которая должна была оградить предприятия от киберсквоттеров, началась 25 ноября 2009 года и длилась почти год. Госструктуры и владельцы торговых марок смогли занять соответствующие домены до начала открытой регистрации. Затем это право получили СМИ. Но схема оказалась уязвимой. В течение нескольких месяцев в стране возникло множество СМИ с названиями типа "грузоперевозки", "водка" и организаций вроде "Открытая независимая логистическая ассоциация "Йота Н"" (сокращенно ОНЛАЙН), а домен "порно.рф" оказался в итоге у потребительского общества рекреации "Наше озеро".

21 сентября регистраторы начали собирать предварительные заявки от всех клиентов. Предполагалось, что если на старте открытой регистрации заявка окажется единственной, то домен зарегистрируют на заявителя. В противном случае домен по правилам отправляется на закрытый аукцион.

После 11 ноября руки у киберсквоттеров оказались развязаны. Так, сейчас уже свободно продаются имена ЗабГГПУ.рф и ЧитГУ.рф, которые захватил читинский киберсквоттер "gesha81", и прочие.

Кому выгодно

Сложно представить, что зону .рф и кириллические домены в нашей стране ввели просто так. Как учат нас в детективах, ищите, кому выгодно. Простые пользователи рунета вполне могли обойтись без нововведения. Для компаний это лишняя головная боль: нужно успеть придумать и зарегистрировать все синонимы на русском языке, пока до них не добрались киберсквоттеры. Государевы люди предпочитают использовать более драматические методы для самопиара. Никто не требует заводить национальные домены для вступления в ВТО, международная общественность равнодушна к таким начинаниям. Получается, что самые главные выгодоприобретатели в этой затее - киберсквоттеры. А также регистраторы.

Главным "серым кардиналом" на рынке доменов является Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). Это некоммерческая организация, которая устанавливает правила игры на рынке доменов и следит за их выполнением. Основная функция КЦ - техническая поддержка опорной сети рунета. Эта сеть состоит из десяти узлов и должна работать всегда. Она поддерживает главный реестр доменов .ru, .рф и .su.

КЦ взаимодействует с госструктурами и международными организациями, в частности представляет Россию в ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers - мировой орган управления интернетом). Компания, которая называется "Технический центр интернет" (ТЦИ) и занимается развитием инфраструктуры адресного пространства, перечисляет в КЦ деньги на операционные расходы. В свою очередь, ТЦИ получает 70-80 руб. в год за пользование каждым доменом в зонах рунета - всего около $8 млн. Регистраторы - частные компании, которые продают домены "в розницу". Эти функции может взять на себя любая организация, прошедшая аккредитацию в КЦ с подтверждением технического соответствия и т. д. На сегодняшний день в зоне .ru 26 таких компаний, а в .рф - 20.

Директор КЦ Андрей Колесников оценивает рынок доменов в $50-60 млн в год с учетом вторичного рынка. При этом в обычных условиях годовой рост составляет до 100%. В этом году в связи с открытием новой доменной зоны будет значительно больше.

"Каждый регистратор отчисляет в ТЦИ до 83 рублей с каждого домена, далее расходы на содержание Технического центра, административного центра и офиса. Это зарплата около 300 сотрудников, расходы, связанные с необходимостью почтовых отправлений, рекламные траты, другие накладные расходы. В итоге для нас себестоимость одного домена в зоне РФ - почти 450 рублей",- рассказывает Андрей Воробьев, директор департамента по связям с общественностью регистратора Ru-Center. Понятно, что так много не заработаешь. А играть на вторичном рынке мешают киберсквоттеры.

И вот несколько лет назад регистраторы начали вести себя подобно тем, против кого боролись,- регистрировать на себя каждый более или менее привлекательный освобождающийся домен и выставлять его на продажу в режиме классического аукциона с фиксированной датой окончания. Собственно, многие регистраторы (например, Salenames.ru) и не скрывают, что регистрируют домены для себя, для дальнейшей перепродажи.

Сейчас дорогие домены в "старых" зонах (.ru, .su) появляются на вторичном рынке лишь случайно, таких случаев единицы. Например, если обанкротилась компания, в которой не нашлось специалистов, понимающих истинную цену имени сайта. Те домены, которые освобождаются, как правило, не имеют большой ценности. Рынок просел, и пришлось изобретать способы заработать.

Сумки с сексом

Во время приоритетной регистрации в зоне .рф, около года назад, разразился скандал. Оказалось, что Центр эффективных технологий и информационных систем (ЦЭТИС) стал обладателем порядка двух десятков красивых доменных имен, включая секс.рф. Компания еще весной 2009 года зарегистрировала соответствующие товарные знаки. Знак "секс" зарегистрирован по классу товаров "сумки женские, пляжные, чемоданы...", а знак "кино" - по классу "водонагреватели, светильники, фонари...". Конечно же, сам ЦЭТИС не продает ни сумок, ни водонагревателей, а занимается разработкой интернет-проектов. Домены для ЦЭТИСа зарегистрировала компания Reg.ru. Гендиректор Reg.ru Алексей Королюк объяснил тогда, что это сделано было в интересах клиентов ЦЭТИСа. На рынке известно, что Reg.ru и ЦЭТИС аффилированы. Претензий клиентов к Reg.ru хватает. На форуме searchengines.ru пишут, что эта компания собирала с клиентов заявки и деньги за регистрацию доменов без аукциона до 11 ноября. Затем самые интересные из них оказались зарегистрированы на фирму ООО "Линебергер-Эдвайзерс". Так произошло, например, с доменом нпф.рф. Пользователь зарегистрировал этот домен, получил подтверждение от Reg.ru, а потом обнаружил, что в сервисе Whois, показывающем информацию о владельце домена, значится вышеназванная компания. Регистратор в официальном письме сослался на технический сбой, извинился и пообещал вернуть деньги.

Подобных претензий множество и в отношении других регистраторов. Например, история с Алексеем Гончаренко (известен в сети как kulhazker), руководителем компании "Социальные медиа". В первые часы дня икс он воспользовался купоном на бесплатную регистрацию домена, выбрав название лечим.рф. 15 ноября от Ru-Center пришло письмо с извещением, что услуга по регистрации этого домена не может быть предоставлена. Аргумент: согласно Whois, домен уже был зарегистрирован другим регистратором на момент подачи заявки. Естественно, доказать теперь ничего нельзя. Ru-Center объясняет, что в момент запуска процесса регистрации в КЦ в первую очередь отправлялись ранее полученные предварительные заказы. При этом хранитель реестра домена .рф установил ограничение: каждый регистратор может регистрировать не более 4800 доменов в час. В связи с этим информация в сервисе Whois могла обновиться с запозданием.

Владимир Ганин, издатель журнала о российской пиар-индустрии "Советник", рассказывает свою историю: "Мы еще пару месяцев назад подавали заявку на скворечники.рф в Ru-Center . Сайт Skvorechniki.ru принадлежит нам и существует уже четыре года. Вот их ответ: "Домен "скворечники.рф" был зарегистрирован другим регистратором. Денежные средства были разблокированы и возвращены на баланс по вашему договору"".

"Ru-Center ничего ни у кого не отбирал,- парирует Андрей Воробьев.- Такая практика была замечена за другими регистраторами, которые сначала зарегистрировали домен на клиентов, а потом прислали им письмо, что это была техническая ошибка. Мы же, если на домен на этапе сбора предварительных заказов поступило две и более заявки, регистрировали домен на себя и выставили его на закрытый аукцион".

С самого начала в рамках открытой регистрации в зоне .рф действовало правило, которое по идее должно защищать от киберсквоттеров. Как уже говорилось, если на доменное имя подают больше одной заявки, оно выставляется на аукцион. Эта идея также предоставила регистраторам огромный простор для творчества. Пользователи упоминают множество случаев, когда заявка на редкое имя подавалась за два часа до конца предварительной регистрации, однако в последний момент такую же заявку подавал кто-то еще, и домен попадал на аукцион.

В первые дни работы зоны .рф наибольшее количество предварительных заявок (более 500) было подано на имя Авто.рф. Но аукцион был отменен. На его организатора Ru-Center подали в суд. Истец, обладатель средства индивидуализации Авто.рф, пытался зарегистрировать соответствующее доменное имя еще на этапе приоритетной регистрации, но регистратор в этом ему отказал.

Что касается упомянутого депутатского запроса Александра Когана, то, как выяснила газета "Маркер", он был подготовлен при помощи известного киберсквоттера Филиппа Гросса - одного из учредителей Reg.ru. Подозрения Когана вызвал тот факт, что за первые сутки открытой регистрации в зоне .рф зарегистрировано почти 250 тыс. доменных имен, и 49,5% из них - регистратором Ru-Center. Александр Коган утверждает, что минимум половина имен регистрировалось на саму компанию-регистратора с целью последующего проведения закрытого аукциона.

"Мы как регистратор рискуем судебным преследованием за свою практику аукционов на самые популярные домены. Однако без аукционов, как показали первые дни регистрации в .рф, домены уходят близким к регистраторам киберсквоттерам. Мы - ведущий российский регистратор доменов, и через нас регистрируется значительная часть доменов российских добросовестных пользователей (а не киберсквоттеров)",- говорит Андрей Воробьев.

Как поясняет Воробьев, в первый день открытой регистрации Ru-Center действительно зарегистрировал на свое имя через других регистраторов около 55 тыс. доменов. По словам Воробьева, сделано это было не только с целью проведения закрытых аукционов, но и по причине технических ограничений ТЦИ, связанных с технологическими особенностями старта открытой регистрации доменов .рф: "Как и другие регистраторы, мы принимали предварительные заказы на открытую регистрацию доменов и в общей сложности получили около 135 тыс. заказов. Ближайший наш конкурент собрал 32 тыс. заявок, другие - существенно меньше".

Похоже, что припереть регистраторов к стенке не получится. Между тем они уже строят планы, имея в виду открытие следующей зоны - .moscow.

Светлана Рагимова, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

22.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 Стилей ресторанов, баров, кафе

1000 Стилей ресторанов, баров, кафе
1000 Стилей ресторанов, баров, кафе. Книга 1000 Стилей Ресторанов Баров, Кафе - коллекция актуальных, ярких,новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В ней представлены объекты самого разного назначения и уровня: от небольших закусочных до заведений мирового класса, от классики до модерна, от этнических стилей до "фэн-шуй". Красочные иллюстрации издания вдохновят дизайнеров и владельцев ресторанов, баров и кафе на создание неповторимого стиля заведения, который так важен для формирования настроения посетителей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация