Статьи

Плата за страдания

Плата за страдания

Особенности получения компенсации морального вреда. Практика компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений в средствах массовой информации, пока еще не получила в нашей стране широкого распространения. Тем не менее судьи уделяют этой области права пристальное внимание.

Вот и недавно Пленум Верховного суда дополнил собственное постановление о практике применения судами закона «О средствах массовой информации» новыми положениями, касающимися компенсации морального вреда.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса моральный вред -- это физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушений или посягательств на его права. Правда, все эти нравственные страдания и переживания неуловимы и недоказуемы. Как же тогда определить размер компенсации морального вреда, а тем более рассчитать его в рублях? Способы есть.

Примерный расчет

Размер компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений в средствах массовой информации, определяется судом. В соответствии со статьями 151 и 1101 Гражданского кодекса при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, характер и степень физических и нравственных страданий потерпевшего. «Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости», -- поясняет Юлия Бадалян, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», при определении размера компенсации морального вреда, причиненного распространением порочащих сведений в средствах массовой информации, суд должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. Если редакция средства массовой информации добровольно опубликовала опровержение, удовлетворяющее истца, суд также должен принять это во внимание.

Кстати, если при разрешении дела о защите прав и свобод гражданина будет установлено, что они были нарушены при распространении сообщений и материалов в СМИ, которое не прошло государственную регистрацию, то суд вправе обязать ответчика за свой счет дать опровержение или оплатить публикацию ответа истца в другом издании.

Требования разумности

Дополнительные разъяснения по этому вопросу были включены в Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" 16 сентября 2010 г. В частности, Пленум Верховного суда РФ, ссылаясь на статью 29 Конституции РФ, статью 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статью 10 Гражданского кодекса, указал, что «использование права на компенсацию морального вреда в иных целях, чем компенсация потерпевшему перенесенных им физических или нравственных страданий, в частности для создания ситуации, при которой фактически ограничивается право каждого на свободу выражать свое мнение, включая свободу придерживаться своего мнения, свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, не допускается».

Кроме того, Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что требования разумности и справедливости должны действовать также при определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с политических, общественных деятелей и должностных лиц, напоминает Юлия Бадалян.

«Безусловно, стоит отметить, что в России -- в отличие от большинства развитых стран Европы с англосаксонской (прецедентной) системой права -- институт морального вреда имеет сравнительно короткую историю своего развития, -- говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». -- Формально понятие «моральный вред» было легализовано в российском гражданском праве лишь с принятием Закона СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации». А правоприменение в основном сформировалось только в последние 10--15 лет. Вместе с тем на фоне динамичного развития СМИ в эпоху рыночных преобразований, а также с учетом бурного экономического роста страны за этот относительно короткий промежуток времени в России в целом сложилась достаточно богатая судебная практика защиты чести, достоинства, деловой репутации и возмещения морального вреда в связи с сообщениями в средствах массовой информации. Прецедентов, в том числе весьма резонансных, за эти годы было достаточно много. Для некоторых изданий подобные процессы уже стали обычной, чуть ли не повседневной практикой. Хотя случаев, когда суд, определяя размер компенсаций, взыскивал с ответчиков крупные суммы, увы, совсем немного».

Интернет-особенности

При рассмотрении дел, связанных с распространением массовой информации через телекоммуникационные сети (в том числе через сайты в сети Интернет), судам необходимо иметь в виду, что положения части 2 статьи 24 закона "О средствах массовой информации" распространяют на эти случаи только установленные данным законом правила в отношении радио- и телепрограмм, указывает Пленум Верховного суда.

Рассмотрение гражданских дел о возмещении морального вреда, причиненного распространением сведений через сайты интернета, имеет свои особенности. Например, если есть основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным, до возбуждения гражданского дела в суде нотариусом может быть произведено удостоверение содержания сайта интернета по состоянию на определенный момент времени на основании части 1 статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (если гражданское дело уже возбуждено, обеспечение нотариусом доказательств не допускается). На это указывает Пленум Верховного суда РФ в постановлении № 16 от 15 июня 2010 г.

«В случаях, не терпящих отлагательства, при подготовке дела к судебному разбирательству, а также при разбирательстве дела суд на основании пункта 10 части 1 статьи 150, статьи 184 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) вправе просмотреть размещенную на определенном ресурсе информацию в режиме реального времени. В этом случае осмотр и исследование доказательств производятся в порядке, предусмотренном статьями 58 и 184 ГПК: с извещением участвующих в деле лиц, с фиксированием результатов осмотра в протоколе, с вызовом в необходимых случаях свидетелей, специалистов», -- рассказывает Юлия Бадалян.

При возникновении в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний (например, связанных с особенностями процесса распространения информации в интернете), судья согласно статье 79 Гражданского процессуального кодекса вправе назначить экспертизу. В необходимых случаях для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи при осмотре доказательств, воспроизведении записи, назначении экспертизы к участию в деле на основании части 1 статьи 188 ГПК может быть привлечен специалист.

Справка - компенсация морального вреда

Россия в отличие от ряда европейских стран имеет сравнительно небольшую историю института морального вреда. Его предпосылки возникли в нашей стране лишь в конце XIX в. В дореволюционном отечественном законодательстве институт компенсации морального вреда был развит очень слабо. В законодательстве того времени присутствовала лишь норма о вознаграждении за нравственный вред при защите чести и достоинства гражданина. В советский период институт морального вреда дальнейшего развития не получает. Моральный вред возмещался, лишь если он отражался на имущественной сфере. Например, если ограничивалась трудоспособность потерпевшего вследствие причиненного вреда его здоровью.

Широкое развитие институт морального вреда получил лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. Само понятие «моральный вред» было введено в отечественное законодательство законом «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., 39-я статья которого гласила: "Моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный ущерб, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами".

Дмитрий Кадатов "ИЗВЕСТИЯ"
Advertology.Ru

10.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 сортов пива со всего мира

1000 сортов пива со всего мира
1000 сортов пива со всего мира. Эта большая энциклопедия пива содержит более 1300 пивных брендов. Одна только Германия, родина большинства сортов пива на планете, представлена более чем 800 традиционными пивоварнями и всем разнообразием их брендов. Помимо подробного, красочного введения, описывающего историю пива и его триумф во всем мире, в книге показаны все континенты и страны с их особыми формами пивоварения. Издание начинается с Германии, потому что именно здесь лежат корни всего пивоваренного искусства но охватывает весь мир с его пивным разнообразием. Описаны особенности различны марок пива их упаковка, дизайн и специфика брендов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация