Статьи

Чужая еда. Как продать новый продукт на старом рынке

Чужая еда. Как продать новый продукт на старом рынке

Мотивация: Современный потребитель очень избалован. У него все есть. Заставить его попробовать, купить нечто новое и неизвестное - практически невозможно. Если только не знать, почему человек так любит привычное и так опасается всего нового. Нажмите на тайные струны души потребителя, и он купит у вас все.

Все-таки люди, как правило, немного шовинисты. Даже европейцы, ратующие за толерантность и политкорректность. Считать себя или свою страну, нацию, группу общения хоть немного, но лучше других - это так обычно для всех нас. Все мы эгоцентричны по своей природе. Не буду затрагивать морально-этическую сторону вопроса (она вне сферы интересов маркетинга) - рассмотрим случай, когда наш невольный и неосознанный шовинизм мешает эффективной работе на рынке.

Часто западные производители и дистрибьюторы пытаются вывести на российский рынок продукты, ранее у нас неизвестные. Это закономерно - Россию активно осваивают глобальные игроки. Они работают по своим стандартам, в том числе, в области ассортимента. Многим не дает покоя до конца не исчерпанный и даже не исследованный потенциал отечественного потребителя. Хотя, зачастую, попытки приобщения россиян к тем или иным «благам и достижениям цивилизации» обречены на провал. Наши традиции и привычки отличаются от европейских, и новинки, бывает, никому не нужны. Представителей международных компаний это ввергает в недоумение: почему наши лучшие товары неинтересны русским?!

Самосознание европейцев дает им ощущение, что их страны, их ценности стоят выше прочих, следовательно, все должны с превеликой радостью приобщаться к их достижениям, в первую очередь, материальным. Поэтому в начале статьи я и заговорил о шовинизме (который, впрочем, работает в обе стороны, а не только от них к нам). И когда неизвестные доселе на российском рынке продукты (о чудо!) вдруг не пользуются успехом, причины этого непонятны иностранцам. Отчасти презрительное отношение к другим культурам зачастую неосознанно и свойственно многим, вне зависимости от декларируемой приверженности идеалам свободы и равенства. Но когда такое отношение мешает бизнесу, от него волей-неволей приходится отказываться. Нужно смотреть на вещи трезво и признавать, что в контексте потребления европейский или чей угодно снобизм не эффективен. Народы различны по определению, невозможно директивно привить другие ценности и стандарты потребления. Успех в деле завоевания незнакомых и специфичных рынков требует концептуального осмысления ряда вопросов.

Каждый продукт питания является частью какой-либо культуры, как правило, связанной с государственной, этнической, религиозной или территориальной принадлежностью. Для всех групп людей характерны свои стандарты потребления и набор кулинарных клише. Как правило, чужие традиции воспринимаются плохо и, более того, их встречают в штыки. Исключением является разве что пища естественного происхождения, не прошедшая обработку и распространенная повсеместно: молоко, мясо, вода и т. д. Другие же продукты, или производные от повсеместно распространенных, плотно интегрированы в определенную общественную среду. Можно сказать, что кулинарные традиции - одна из основ образа жизни вообще.

Уточним, культура - это не опера и балет, не абстрактные ценности, о которых любят рассуждать демагоги. Это жизнь людей, набор неких неписаных норм и стандартов поведения, в том числе и в области питания. Разумеется, культура развивается и впитывает в себя новые веяния, но это длительный и почти незаметный процесс. Культура придает жизни людей стабильность, понятность и предсказуемость, а заметные изменения стабильности угрожают. Нельзя сказать, что изменение в рационе питания воспринимается как угроза существованию и устоявшимся ценностям. Это не слишком существенный фактор. Но если продукт невозможно интегрировать в существующую культуру, потребитель его игнорирует, потому что не хочет думать и выбирать, он без колебаний покупает только улучшенные версии привычного и хорошо известного. Если еда неизвестна и непонятна, она интересна разве что узкой группе «кулинарных экстремалов», готовых пробовать что угодно. Но на этой группе бизнес не построишь. Чтобы вовлечь массу людей в потребление, требуется филигранная работа с существующими в обществе традициями и даже мифами и заблуждениями. В противном случае, даже «пища богов» останется незамеченной и никому неинтересной. Обычный человек не выбирает «качество», он, в первую очередь, занят решением своих проблем. И если новый продукт не предполагает такого решения в силу того, что непонятно, зачем он нужен - нет причин даже пробовать его. Чтобы любой товар стал нужен покупателю, придется постараться.

Существуют два варианта работы с «чуждыми» товарами. Первый - это популяризация другой культуры. Второй - интеграция «пришлого» в существующую культуру. Только так можно вызвать интерес к новому. Именно культурные различия являются тормозом продвижения одних продуктов и катализатором для других. Не поняв этого, можно впустую «освоить» огромный бюджет.

Итак, первый вариант - популяризация культуры, частью которой является новый для потребителя продукт. В отрыве от нее ни «острый» сыр, ни китайские копченые куриные лапы никому не интересны. Но чужой образ жизни, как правило, всегда интересен - людям хочется знать, как живут в других странах. Используя этот интерес, можно выделить сильные, привлекательные стороны другой культуры и связать с ними новый продукт или набор продуктов. Например, Франция - страна изысканных удовольствий, соответственно, ее кухня доставляет наслаждение и радость (стремление к гедонизму - базовая потребность человека, поэтому данная логическая цепочка вполне оправдана). Если вы знаете и цените французскую культуру, вы не можете не любить замечательный французский сыр (вино, паштет и т. п.). Далее. Китай - одна из самых таинственных и необычных стран, китайская кухня невероятна по своему разнообразию. Если вы интересуетесь Китаем, то обязательно должны попробовать копченые куриные лапы!

Новинка связывается в сознании человека с относительно известной культурой и уже не воспринимается как нечто чужеродное. Интерес к стране заставляет потребителя хотя бы попробовать новый продукт. Такой подход дает реальные шансы на успех. По большому счету, именно благодаря ему в России стали популярны многие ранее неизвестные кухни.

Вариант интеграции в иную среду является более сложным, но и более эффективным.

Культура - это комплекс ценностей, норм, правил, поведенческих ритуалов и связанных с ними предметов, в том числе, съедобных. Сложно говорить о такой большой и многонациональной стране, как Россия. Но возможно вычленить характерные особенности доминирующей этнической группы и наиболее активной в плане потребления ее части - жителей городов. Городская русская культура - огромный, давно сложившийся, сложный поведенческий комплекс, находящийся в постоянном развитии. Чтобы новое не было отторгнуто (будь то идеи или еда), необходимо, чтобы оно было интегрировано в жизнь представителя культурной группы в понятном ему виде. Азиатская лапша изначально чужда нам, но ею можно дешево и быстро перекусить. Продукт получил понятное назначение и стал частью повсе­дневной жизни. Не берусь сказать, какой еще продукт достигнет такого же успеха, но алгоритм должен быть соблюден: товар необходимо интегрировать в реальную жизнь человека и адаптировать к его представлениям, привычкам и вкусам.

Сыр с плесенью и специфическим запахом мало кому нужен в России. Но если подать его как необычную, но качественную закуску под привычный алкогольный напиток - он уже становится интересен. Потому что получает возможность стать частью местной культуры. Неужели триумфальное шествие суши-баров в США началось спонтанно? Этому предшествовала длительная и кропотливая работа по адаптации японской кухни под вкусы американского потребителя. И только после того, как суши-бары точно и четко были позиционированы как часть изысканной кулинарии и гламура, началось их триумфальное шествие. Сегодня и в России объем рынка суши достаточно велик.

Для интеграции в иную культуру, прежде всего, требуется найти то место в жизни человека, в которое новое впишется гармонично. Необходимо изучить и понять до мелочей местный быт, и сделать такое предложение, от которого невозможно отказаться. Потому что потребителю это будет интересно: «Попробуйте борщ не со сметаной, а с мацони. Вы удивитесь богатству вкуса!». Иначе будет непонятно, зачем, собственно, пробовать этот непривычный продукт. Человек экспериментирует только когда есть возможность получить большее. Если же он в этом не уверен, то еда, популярная в другой стране, испортится на полке супермаркета.

Другой важный аспект интеграции - ритуал употребления. Не зря текила в России гораздо популярнее кашасы или граппы. Хотя ее ценность не только или не столько во вкусе: людей привлекает сам процесс «лизнул-выпил-куснул», который оказался в чем-то схож, но более интересен, чем «выдохнул-опрокинул-занюхал». Выводя на рынок новый продукт, стоит подумать о том, что в двух культурах могут быть схожие ритуалы употребления, а на этом можно и нужно сыграть. Интересно ли заплесневелое вяленое мясо? Не очень. Но хамон с дыней под портвейн - уже лучше! Даже если интегрировать новое не получается, иногда достаточно создать интересный и необычный ритуал, а уж человек сам интегрирует его в свою жизнь.

Интерес и рост популярности к продукту создает только целенаправленная работа с местной культурой. Безусловно, есть случаи, когда новый товар сам по себе интегрируется в существующий рынок. Но это скорее случайность. Потребитель и так имеет практически все, что хочет, и нужды в новинках не испытывает, если ему не показать и не доказать обратное. А все начинания без учета культуры обречены на провал.

Виктор Тамберг, консультационное бюро «Тамберг&Бадьин»,
newbranding.ru
Advertology.Ru

10.11.2010

на печать


Комментарии

Наталья
13.11.2010 1:26 | сообщение #1
 

Интересная подача... Как то я не задумывалась ранее, но ведь действительно, культура это больше, чем балет, кино и литература.
Это и стандарты потребления.
Я обязательно обдумаю тезисы, наконец то мне напомнили то, о чем я немножечко позабыла.
Спасибо.

солнышко
13.11.2010 8:07 | сообщение #2
 

Мне кажется, что по этой причине рекламу должен создавать человек из той же культуры, что и потребители, в противном случае, могут возникнуть проблемы...
Я, например, смотрела бразильскую рекламу, большинство роликов меня не вдохновило...

Игорь
16.11.2010 12:26 | сообщение #3
 

Задумайтесь о смысле высказываний.

"Как правило, чужие традиции воспринимаются плохо и, более того, их встречают в штыки." (и дальше...)
"Но чужой образ жизни, как правило, всегда интересен - людям хочется знать, как живут в других странах."

"Уточним, культура - ... не абстрактные ценности..." (а что же это?)
"Это жизнь людей, набор неких... НЕПИСАННЫХ НОРМ..."
(т.е. "неписанные нормы" - это не абстрактные ценности! )

"Азиатская лапша изначально чужда нам... но ею можно дешево и быстро перекусить."
(лапша чужда в России??? - это что-то новое :) и я не нал, что, что в России существует ритуал "перекусить". Я читал про пиры, обеды... наверное это враньё.)

"Не буду затрагивать морально-этическую сторону вопроса (она вне сферы интересов маркетинга)...
...поэтому в начале статьи я и заговорил о шовинизме ".
(Маркетинг связан с воздействием на людей, а это всегда связано с этикой и моралью. Маркетологи, прошу вас, думайте в своей работе о морально-этической стороне.)

Кстати, автор дал нам новое определение слова "Культура" (не от Демагогов, а от Шарикова:).
"... культура - это не опера и балет... это жизнь людей, набор неписаных норм и стандартов поведения, в том числе и в области питания."
(Теперь становится более понятным, чт онадо показывать на канале "Культура").

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика

БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика
БЫТОВЫЕ ОБРАЗЫ в западноевропейской живописи XV–XVII веков. Реальность и символика. Разнообразный, пестрый и таинственный мир бытовых образов, впервые ставших в XV–XVII веках предметом столь пристального художественного интереса, раскрывается здесь и в его живописной стилистике, ренессансной или барочной, и в его смысловых подтекстах, светских и религиозных. Книга адресована как специалистам искусствоведам, так и всем, кому интересен мир старинных картин и старинного быта. Книга доктора искусствоведения М. Н. Соколова, посвященная западноевропейской жанровой живописи XV—XVII веков, предлагает радикально новый взгляд на содержание светского искусства этого периода. Автор использует многочисленные современные работы на эту тему, но в то же время критикует их за чрезмерную односторонность. Согласно его мнению, понимание ранних жанров не должно сводиться к мотивам «критики нравов», «обличению человеческих грехов» либо просто к «смеховой разрядке». Ни сатирические или негативно-дидактические, ни чисто смеховые черты жанровой живописи не дают ключа к постижению ее принципиальной образной новизны. М. Н. Соколов выдвигает гипотезу, которая, с его точки зрения, может пролить свет на сущность этой новизны. Почти все раннежанровые образы были проникнуты культом Природы как универсального начала, регулирующего жизнь и противостоящего традиционному средневековому теоцентризму. Достигшее особого расцвета на рубеже нового времени, почитание Природы-Матери сочетало в себе гуманистическое философское умозрение с утопической поэзией. Поэтому оно находило активный отклик именно в художественном сознании, порождая стиль, который можно условно назвать натурфилософским реализмом. Наряду с Природой важнейшее значение для сложения этой эстетической модели имели понятия Любви, Фортуны, Смерти и Времени как космических энергий, предопределяющих течение и природного, и историко-социального бытия. Бытовые жанры непосредственно отразили эти новые взгляды на человека и природу. Автор последовательно рассматривает как процессы обмирщения, жанризации религиозного искусства, так и возникновение самостоятельных светских бытовых изображений в нидерландской (а затем голландской и фламандской), немецкой, французской, итальянской и испанской школах. При этом особое внимание уделяется свадебно-семейным образам, иконографии человеческих возрастов, детства и старости, мотивам бедности и богатства, кухонным сценам, иконографии игр, народных празднеств, трудовых процессов. Специальные главы посвящены символике Пути Жизни, объединяющей сразу несколько важных иконологических линий, крестьянским образам, а также Садам Любви, в наиболее наглядной форме выражающим утопические чаяния ренессансного гуманизма. Шедевры Яна Ван Эйка, Босха, Дюрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Халса, Вермера, Рембрандта и братьев Леяен рассматриваются в книге наряду со многими менее известными, но по-своему значительными произведениями. Самобытность аргументации в сочетании с богатством иллюстративного материала делает книгу увлекательной и для специалистов, и для широких кругов читателей

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация