Торговая марка: нападение и защита. Товарные знаки, и какие они бывают

Для того чтобы получить исключительное право владения знаком, его необходимо (по законам большинства стран) зарегистрировать в соответствующем ведомстве, где это обозначение проходит экспертизу по установленным законом требованиям. В качестве знаков могут быть зарегистрированы следующие обозначения: * словесные - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер, - к которым относятся рекламные лозунги, фамилии, различные искусственно образованные слова и естественные;
* изобразительные - представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, сложных линий и фигур, художественно выполненные шрифтовые элементы в виде композиций линий, любых форм на плоскости;
* объемные - в виде фигур (линий) или их композиций в трех измерениях;
* комбинированные - представляющие собой комбинацию элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных, и т.д.;
* другие обозначения, например звуковые (позывные радиостанции), световые и т.д.
Очень часто все вышеперечисленные термины предприниматели называют одинаково - логотип, хотя таковым называется словесный товарный знак в оригинальном графическом исполнении . Оригинальность начертания логотипа делает его узнаваемым визуально, а, так сказать, "слуховую" узнаваемость создает само название фирмы или товара. Для чего нужен фирме, товару свой знак?
Выделяют три основные функции товарного знака: отличительная функция, то есть способность отличать товары одних производителей от однородных товаров других; гарантийная функция - способность содействовать в выборе товара высокого качества; рекламная функция - способность знака выступать непосредственно в качестве объекта рекламы товаров. Производитель, маркируя свои изделия, выделяет их из массы однородных товаров. Этому способствует отличительная функция знака для товаров и услуг. Исследования в Германии показали, что 38% покупателей приобретают товары, маркированные определенными товарными знаками, 47% воспринимают знак как свидетельство хорошего качества товара и только 14% потребителей покупают анонимную продукцию, так как она дешевле. Наличие знаков на изделиях позволяет снизить затраты на поиск нужного товара, помогает разобраться в свойствах товара. Однако гарантийная функция знака для товаров и услуг успешно реализуется лишь в случае поддержания качества товара на определенном уровне. При создании новых эффективных товарных знаков одним из основных требований к ним является их рекламоспособность, то есть способность знака привлекать к себе (а значит и к товару) внимание потребителей.
Знаки, завоевавшие всемирную известность, очень высоко оцениваются, в том числе и в денежном эквиваленте. К примеру, стоимость товарного знака "Coca-Cola" оценивается в 36 млрд.долл., "Marlboro" - 33 млрд.долл., "KODAK" -13 млрд. долл.
Зачем регистрировать, или кто не успел, тот опоздал.
Представим следующую ситуацию. Фирма производит и реализует свою продукцию на рынке, демонстрирует свои достижения на представительских выставках. Заключает успешные контракты. Но забывает о регистрации своего фирменного наименования и товарных знаков. Этим правом может воспользоваться иная фирма и вежливо попросит купить у нее лицензию на использование товарных знаков за большие или очень большие деньги. В деловой жизни такие случаи происходили с фирмами-гигантами. Примером тому был один из крупнейших немецких производителей пива, коснулась эта история и Mersedes-Benz AG. А всем известной маркой папирос "Беломор-Канал" на Украине обладает Алма-Атинский табачный комбинат, принадлежащий компании Philip Morris.
Владельцу зарегистрированного знака для товаров и услуг закон предоставляет исключительное право на его использование, продажу, передачу своих прав другим лицам. Права на знак подтверждаются свидетельством. Владелец знака имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку ® - для зарегистрированных знаков, ТМ - для знаков ожидающих регистрации . Регистрация товарного знака, по законодательству Украины, дает право на размещение его на продукции, внешней рекламе (щиты, вывески и т.д.), на печатях и штампах. В настоящее время, когда городские и районные власти тщательно следят за использованием субъектами предпринимательской деятельности государственного языка на вывесках и рекламных носителях, законодательство допускает использование зарегистрированных товарных знаков на языке оригинала. Хозяин товарного знака должен принимать меры, предусмотренные законом, при появлении у него оснований считать свои права на знак нарушенными третьими лицами.
Права владельца товарного знака имеют территориальный и временной характер, а также ограничены перечнем товаров, для которых он зарегистрирован. То есть права владельца на товарный знак охраняются на территории, для которой он зарегистрирован, в течение срока, на который он зарегистрирован, и только для определенных товаров и услуг.
Знак, зарегистрированный в Госпатенте Украины, действует на территории Украины в течение 10 лет с возможностью продления срока действия через каждые 10 лет. Документом, удостоверяющим право на знак, является свидетельство. Права, вытекающие из свидетельства, действуют с момента подачи заявки на регистрацию знака.
* изобразительные - представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, сложных линий и фигур, художественно выполненные шрифтовые элементы в виде композиций линий, любых форм на плоскости;
* объемные - в виде фигур (линий) или их композиций в трех измерениях;
* комбинированные - представляющие собой комбинацию элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных, и т.д.;
* другие обозначения, например звуковые (позывные радиостанции), световые и т.д.
Очень часто все вышеперечисленные термины предприниматели называют одинаково - логотип, хотя таковым называется словесный товарный знак в оригинальном графическом исполнении . Оригинальность начертания логотипа делает его узнаваемым визуально, а, так сказать, "слуховую" узнаваемость создает само название фирмы или товара. Для чего нужен фирме, товару свой знак?
Выделяют три основные функции товарного знака: отличительная функция, то есть способность отличать товары одних производителей от однородных товаров других; гарантийная функция - способность содействовать в выборе товара высокого качества; рекламная функция - способность знака выступать непосредственно в качестве объекта рекламы товаров. Производитель, маркируя свои изделия, выделяет их из массы однородных товаров. Этому способствует отличительная функция знака для товаров и услуг. Исследования в Германии показали, что 38% покупателей приобретают товары, маркированные определенными товарными знаками, 47% воспринимают знак как свидетельство хорошего качества товара и только 14% потребителей покупают анонимную продукцию, так как она дешевле. Наличие знаков на изделиях позволяет снизить затраты на поиск нужного товара, помогает разобраться в свойствах товара. Однако гарантийная функция знака для товаров и услуг успешно реализуется лишь в случае поддержания качества товара на определенном уровне. При создании новых эффективных товарных знаков одним из основных требований к ним является их рекламоспособность, то есть способность знака привлекать к себе (а значит и к товару) внимание потребителей.
Знаки, завоевавшие всемирную известность, очень высоко оцениваются, в том числе и в денежном эквиваленте. К примеру, стоимость товарного знака "Coca-Cola" оценивается в 36 млрд.долл., "Marlboro" - 33 млрд.долл., "KODAK" -13 млрд. долл.
Зачем регистрировать, или кто не успел, тот опоздал.
Представим следующую ситуацию. Фирма производит и реализует свою продукцию на рынке, демонстрирует свои достижения на представительских выставках. Заключает успешные контракты. Но забывает о регистрации своего фирменного наименования и товарных знаков. Этим правом может воспользоваться иная фирма и вежливо попросит купить у нее лицензию на использование товарных знаков за большие или очень большие деньги. В деловой жизни такие случаи происходили с фирмами-гигантами. Примером тому был один из крупнейших немецких производителей пива, коснулась эта история и Mersedes-Benz AG. А всем известной маркой папирос "Беломор-Канал" на Украине обладает Алма-Атинский табачный комбинат, принадлежащий компании Philip Morris.
Владельцу зарегистрированного знака для товаров и услуг закон предоставляет исключительное право на его использование, продажу, передачу своих прав другим лицам. Права на знак подтверждаются свидетельством. Владелец знака имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку ® - для зарегистрированных знаков, ТМ - для знаков ожидающих регистрации . Регистрация товарного знака, по законодательству Украины, дает право на размещение его на продукции, внешней рекламе (щиты, вывески и т.д.), на печатях и штампах. В настоящее время, когда городские и районные власти тщательно следят за использованием субъектами предпринимательской деятельности государственного языка на вывесках и рекламных носителях, законодательство допускает использование зарегистрированных товарных знаков на языке оригинала. Хозяин товарного знака должен принимать меры, предусмотренные законом, при появлении у него оснований считать свои права на знак нарушенными третьими лицами.
Права владельца товарного знака имеют территориальный и временной характер, а также ограничены перечнем товаров, для которых он зарегистрирован. То есть права владельца на товарный знак охраняются на территории, для которой он зарегистрирован, в течение срока, на который он зарегистрирован, и только для определенных товаров и услуг.
Знак, зарегистрированный в Госпатенте Украины, действует на территории Украины в течение 10 лет с возможностью продления срока действия через каждые 10 лет. Документом, удостоверяющим право на знак, является свидетельство. Права, вытекающие из свидетельства, действуют с момента подачи заявки на регистрацию знака.
17.11.2004
Комментарии
Написать комментарий