Статьи

Государевы сети

Государевы сети

Российское государство все активнее внедряется в сферу высокотехнологичных медиасервисов, развитие которых во всем мире является прерогативой частного бизнеса. Национальный сотовый оператор стандарта 4G, «идеологически правильная» поисковая система стоимостью более 3 млрд руб.- примеры наиболее значимых государственных IT- и телеком-проектов последнего времени.

Несколько лет назад главный маркетолог одного из крупнейших российских сотовых операторов, беседуя с автором этого текста, пошутил: «Вы почти каждый день пишете, какие мы жадные, как ссоримся с конкурентами, демпингуем, как нагло и беззастенчиво переманиваем друг у друга абонентов. А представляете, как могло бы быть при Советах (если бы там, конечно, была сотовая связь)? Вы встаете с утра, садитесь в свой "Москвич", включаете радио и слышите примерно следующее: по многочисленным просьбам абонентов с полного согласия акционеров МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" преобразуются во ФГУП "Сотовая связь"». Мы посмеялись: в то время, когда МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» безжалостно воевали друг с другом за новых абонентов, а государственный холдинг «Связьинвест» распродавал сотовые активы, подобное казалось абсурдом. Но в этом году все изменилось: государство в лице Минобороны всерьез взялось за создание национального сотового оператора четвертого поколения (4G). 

Национальный чемпион

До середины февраля этого года в том, что касается 4G (в данном случае речь идет о перспективном стандарте беспроводной связи LTE, Long Term Evolution, позволяющем передавать и принимать данные на скорости до 100 Мбит/c), картина мира для крупнейших российских операторов сотовой связи была более или менее ясна. Считалось, что МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» по умолчанию получат соответствующие лицензии и частоты (никаких объективных законодательных предпосылок к этому нет, сами операторы были уверены, что разрешительную документацию им выдадут только потому, что они худо-бедно в течение года развернули сети третьего поколения). Четвертым игроком на этом рынке должен был стать «Ростелеком», получивший в начале этого года радиочастоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц.

«LTE в будущем обеспечит возможность создания высокоскоростных систем сотовой связи, оптимизированных для пакетной передачи данных со скоростью до 300 Мбит/с от базовой станции к пользователю и до 75 Мбит/с в восходящем канале,- объясняет представитель "МегаФона" Татьяна Иванова.- В зависимости от востребованной скорости передачи данных стандарт предлагает использовать ширину канала связи 2,5, 5, 10, 15 и 20 МГц».

По оценкам «большой тройки» (данные взяты из письма, направленного в Минкомсвязи), стоимость строительства сети нового поколения с нуля с покрытием 90-95% населения РФ составит $5-7 млрд.

В начале марта ситуация изменилась. Генеральный директор ОАО «Воентелеком» Николай Тамодин рассказал газете «Ведомости», что его компания начала тестировать оборудование для беспроводной сети на частотах 2,3-2,4 ГГц. «Большие чины из Минобороны связывались со мной, предлагали создать телекоммуникационное СП»,- рассказал автору этой заметки инвестор, специализирующийся на рынке связи. По его словам, собеседники просили его вложить в компанию, которая работала бы в Москве, Петербурге и Воронеже, около $200 млн. Вкладом Минобороны в уставный капитал был бы пакет частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц. Связываться с силовыми структурами собеседник «Денег» не стал. «Совершенно неадекватные люди, полное отсутствие бизнес-идей»,- объяснил он.

Вопрос о выделении частот для LTE должна была решить межведомственная госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), заседание которой было намечено на 2 июня. Но мероприятие, где планировалось распределить частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц в 22 регионах России, не состоялось. Как говорят осведомленные участники рынка, Минобороны, которому принадлежит 90% частот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, а также частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, потребовало, чтобы этот частотный номинал был выделен его «внучке» - компании «Основа телеком».

По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), у компании «Основа телеком» нет ни одной лицензии на оказание услуг связи. Согласно информации ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юрлиц), 25,1% акций «Основы» принадлежит «Воентелекому», 74,9% - бывшему менеджеру «Газпрома» Виталию Юсуфову, который курировал проект Nord Stream, а ныне владеет двумя немецкими судоверфями. Совладельцы «Основы телеком» относительно телекоммуникационного проекта комментариев не дают.

Не успев стартовать, проект построения «военной» LTE-сети вызвал нешуточный конфликт в российском правительстве. В частности, против внеконкурсного выделения частот «Основе телеком» выступил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Вопрос об этом частотном присвоении должен был рассматриваться ГКРЧ на заседании 15 июля, рассказал «Деньгам» высокопоставленный источник в правительстве РФ. Перед заседанием заместитель министра обороны Дмитрий Чушкин направил замминистра связи и массовых коммуникаций Науму Мардеру письмо, в котором в ультимативной форме потребовал от Минкомсвязи выделения частот в диапазонах 2,3-2,4 ГГц для «Основы телеком». Однако Чушкину не удалось договориться с Щеголевым и Мардером, и вопрос о выделении частот «внучке» Минобороны просто выпал из повестки дня последнего заседания ГКРЧ.

«Строительство и эксплуатация сетей связи регулируются федеральным законом о связи,- прокомментировала ситуацию представитель телекоммуникационного ведомства Елена Лашкина.- Минкомсвязи надеется, что компании, действующие в интересах Минобороны, будут делать это в правовом поле».

«Технология LTE является эволюционной, и в силу наличия технологической преемственности, а также финансовых возможностей развертывание сети LTE могут в кратчайшие сроки осуществить крупные GSM-операторы,- отмечает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.- Этим они отличаются от компаний другого масштаба, не располагающих необходимыми материальными, техническими и профессиональными ресурсами».

«Минобороны просит выделить полосы радиочастот, пригодные для развертывания сети LTE, без проведения каких-либо торгов,- говорит представитель МТС.- В связи с этим операторы обратились в Минкомсвязи с просьбой о выделении этого частотного ресурса на конкурсной основе, которая предоставила бы равные права на получение радиочастот для LTE всем, кто готов на них претендовать».

Учитывая наличие необходимых ресурсов и инфраструктуры, опыта создания и эксплуатации сетей мобильной связи, операторы «большой тройки» действительно могли бы реализовать лицензии LTE c большей эффективностью. «Очевидно, что Минобороны занялось не своим делом. Сотовые операторы оценивают создание LTE-сетей в $5-7 млрд, но в государственном исполнении проект может стоить дороже в разы,- указывает президент Leta Group Александр Чачава.- С национальным оператором может произойти то же, что и с сочинской Олимпиадой: уже сейчас ясно, что стоимость проекта составит не десятки миллиардов рублей, как планировалось изначально, а сотни». Кроме того, по словам Чачавы, военные напрочь забывают о том, что LTE - стандарт беспроводной передачи данных, который голосовой трафик не предполагает. Между тем известно, что до 90% выручки сотовым операторам дает именно голосовая связь. «Для сотовых операторов это не проблема, у них уже есть сети 2G и 3G. Как будет передаваться голосовой трафик в "военной" сети, я плохо себе представляю»,- говорит Александр Чачава.

Поиск государственной важности

Естественно, национальный оператор беспроводного доступа не единственный госпроект в области IT и связи. В апреле этого года в интернете появилась новая социальная сеть - «Регионалочка». Планируется, что с ее помощью чиновники из различных регионов России смогут найти друг друга на просторах всемирной сети. Симметричный ответ подмосковных властей не заставил долго себя ждать: соцсеть с названием (на грани приличия) «Муниципалочка» вошла в строй в мае этого года. Сколько стоят соцсети, позволяющие чиновникам легально отлынивать от работы, не сообщается. «Регионалочка» была создана силами сотрудников Минкомсвязи, дополнительных бюджетных средств на ее разработку и запуск не выделялось, говорится в сообщении министерства, посвященном открытию сети.

Впрочем, «регионалочки» и «муниципалочки» ничто по сравнению с государственной поисковой системой, которую чиновники намерены запустить уже в этом году. Пока информация о поисковике базируется в основном на слухах и оговорках чиновников. Единственный представитель власти, кто официально высказался по поводу проекта,- советник президента РФ Леонид Рейман. В одном из своих выступлений он отметил, что государственный поисковик - коммерческий проект, который реализуется почему-то под эгидой Минкомсвязи.

В Минкомсвязи, в свою очередь, причастность к проекту отрицают. «Ранее Игорь Щеголев на вопрос о создании национального поисковика отвечал, что есть какие-то мифические разговоры и слухи, что кто-то там занимается чем-то таким. Понятно, что разные структуры работают над поисковыми технологиями. Министерство больше не комментирует тему создания национального поисковика»,- заявила Елена Лашкина.

Между тем участники рынка уже знают стоимость новой поисковой машины: из бюджета на нее якобы планируется потратить до конца 2012 года 3,3 млрд руб. (тратить, видимо, все-таки будет Минкомсвязи как профильное ведомство). Выход государства на рынок, где уже успешно трудятся «Яндекс», «Рамблер» и другие поисковики, можно объяснить тем, что высшее руководство страны подозревает действующие поисковые системы в неблагонадежности и готово инвестировать в идеологически выверенный поиск.

Затея с национальным поисковиком вроде бы не понравилась Игорю Щеголеву, зато представители министерства поддерживают идею государственной электронной почты. «Что касается электронной почты под эгидой государства, то необходимость создания доступных и незатратных средств аутентификации граждан для получения ими госуслуг в электронном виде очевидна,- говорит Елена Лашкина.- Одним из таких средств могла бы стать государственная электронная почта. Использование электронной цифровой подписи для этих целей во многих случаях неоправданно дорого и сложно для граждан. Кроме того, использование государственной электронной почты поможет сэкономить деньги, которые ежегодно тратятся на пересылку бумажных уведомлений».

Не откатом единым

Ради справедливости следует отметить, что бесполезными и притом капиталоемкими проектами, копирующими успешные коммерческие начинания, являются далеко не все инициативы государства в сфере связи и интернет-контента. К примеру, в апреле этого года Минобороны запустило сайт «Подвиг народа» (podvignaroda.mil.ru). Более 400 специалистов в рамках проекта скрупулезно собирают наградные документы Красной армии, журналы боевых действий времен Великой Отечественной войны, карты военных кампаний. Предстоит работа колоссального объема - за годы войны было произведено 35 млн награждений. Ожидается, что оцифровка всех наградных документов будет завершена к концу 2012 года. «Подвиг народа» - тот редкий случай, когда проект не может осуществить никто, кроме государства, поскольку о коммерческих перспективах говорить тут не приходится и к тому же вся архивная база находится в распоряжении госструктур.

Еще один пример, и относящийся не к гуманитарной сфере, а к самой что ни на есть практической,- интернет-портал Росреестра, запущенный в марте. В среднем в день портал посещает около 3 тыс. уникальных пользователей, на 15 июля выдано около 100 тыс. ответов в виде электронных документов с электронными цифровыми подписями сотрудников Росреестра. А в некоторых регионах доля электронных обращений за три месяца составила до 30%.

«Из наших ноу-хау я бы отметил реализацию специального приложения для публикации кадастровых карт,- говорит заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.- Мы фактически разрезали всю цифровую карту на десятки миллионов маленьких файлов-картинок, которые сложили и публикуем специальным образом. Это позволяет сэкономить на аппаратном обеспечении и выдержать нагрузку тысяч пользователей».

В планах разработчиков портала - создание 3D-кадастра. На первом этапе будет проведен анализ существующей нормативной базы и законодательства, поскольку некоторые элементы рельефа пока не могут быть представлены в открытом доступе в силу действующих ограничений.

На практике получится вот что. Предположим, вы хотите купить земельный участок и построить на нем двухэтажный коттедж, но не понимаете, как он впишется в окружающий ландшафт и какой будет вид из верхних окон. А с помощью такого ЗD-сервиса все это можно увидеть.

Кстати, во многих странах, где используются технологии электронного правительства, подобные порталы уже есть. Иногда кадастровые порталы объединены с картографическими и правовыми. Такое решение реализовано, в частности, в Нидерландах, где за отдельную плату можно получить, например, информацию обо всех сделках, совершенных за тот или иной период на указанной территории.

«Мы будем стремиться к тому, чтобы подобные сервисы появлялись в России. Технологически это сделать не так уж сложно, труднее произвести массу изменений в законодательстве. Но я думаю, у нас получится»,- говорит Сергей Сапельников.

Дмитрий Чижов, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

02.08.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.03.2025 - 22:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация