Я иду искать

Геолокационные сервисы, уже достаточно раскрученные на западе, но только набирающие в России популярность, рискуют так и остаться модной игрушкой. Технические решения уже есть. вот только корпоративных потребителей новые каналы коммуникации с потенциальными клиентами, похоже, не интересуют.
Слава «нового Твиттера». Очередь расталкивающих друг друга локтями инвесторов. Растущая как на дрожжах пользовательская база и соответствующая капитализация. Таков итог первого года существования Foursquare - геолокационного сервиса, ставшего одной из самых модных игрушек у продвинутой молодежи в США, Англии и кое-где в России. Правда, когда Деннис Кроули задумывал этот проект, он вряд ли грезил о мировой славе. Да и история эта в действительности началась десять лет назад.
В начале 2000-х Кроули мечтал о создании комфортного инструмента, позволявшего людям встречаться с друзьями после работы и в уик-энды - без утомительных звонков, писем и общения в мессенджерах. «Собираемся в баре «У Дика». Что? Там плохо кормят? А где тогда? Так там же обсчитывают! И всех опять придется обзванивать!» Знакомая история. Во всех странах, во всех крупных городах. Отсюда, согласно корпоративной легенде, и растут корни Foursquare. Вернее... Dodgeball. Желание Денниса Кроули назвать стартап по аналогии с распространенной в США игрой «Квадрат» натолкнулось на непредвиденное препятствие. Этот домен уже был занят. Пришлось довольствоваться похожим. Правда, менее звучным - «Вышибалы» (именно так точнее всего переводится Dodgeball).
Несмотря на утилитарный характер, за пять лет проект набрал приличную пользовательскую базу и к нему начали приглядываться инвесторы. Больше всего Dodgeball заинтересовал Сергея Брина и Лари Пейджа, которые и приобрели сервис с потрохами в 2005 году. Автоматически в Google перешел и Кроули вместе с Алексом Райнертом, соавтором идеи. Однако после двух лет работы в «компании мечты» для любого программиста партнеры поняли: пора уходить. Лучше уж что-то поменьше, но - свое. Воспоминания Кроули об этом отрезке жизненного пути носят скорее негативную окраску. Вероятно, во многом это было связано с тем, что акционеры Google, несмотря на внешний интерес, слишком мало средств вкладывали в развитие сервиса.
Попрощавшись с интернет-гигантом, в 2007 году Кроули вместе с новым сподвижником, Навином Сельвадураем, начал разрабатывать новый проект, который должен был стать наследником «Вышибал», обзаведясь новым функционалом. Стартап пришлось запускать в тайне, поскольку Кроули был связан по рукам и ногам соглашением с Google, согласно которому в течение нескольких лет он не будет развивать конкурирующие продукты. Но в 2009 году Google, так и не сделав ничего путного из Dodgeball, официально закрыла проект. И - наконец-то руки у Кроули были развязаны.
На фестивале South by Southwest (SXSW) он официально объявил о запуске Foursquare. Предприниматель решил-таки использовать то самое, первое название. Правда, домен опять был занят. Но это не остановило 32-летнего предпринимателя. Ведь у Foursquare практически сразу появились инвесторы, вложившие в проект 1,35 млн долларов. Первое, что сделал Кроули с полученными деньгами, - выкупил домен foursquare.com. И хотя размер «выкупа» не разглашался, Кроули признавался: такое приобретение без венчурной подпитки он бы не «потянул». Занятно, что спустя год, весной 2010-го, многострадальный домен мог опять уйти в другие руки по банальной причине: команда проекта забыла продлить владение у регистратора. Бывает же такое.
Сегодня в багаже у Foursquare более миллиона лояльных пользователей, отклоненное предложение Yahoo о покупке сервиса за $125 млн и возможность получения инвестиций от российского фонда Digital Sky Technologies. Ну и, конечно, более полумиллиона ежедневных «чекинов». А как же без них? Ведь именно возможность «отметиться» в том или ином заведении стала главным драйвером роста не только для Foursquare, но и для молодого рынка геолокационных сервисов в целом.
Причиной тому - элементы игры, заложенные на уровне концепции. Постоянно «отмечаясь» в том или ином заведении, пользователь может не только оповещать друзей и знакомых о своем местоположении, но и (если таких отметок наберется больше, чем у других) стать главным специалистом по отдельно взятому кусочку материального мира - его «мэром». Тем более что виртуальное любование собственными достижениями в освоении культурно-развлекательного слоя подкрепляется еще и вполне себе реальными скидками, а порой и бесплатными напитками в кафе, барах и ресторанах.
Новая форма управления лояльностью посетителей постепенно начинает пользоваться популярностью у хозяев заведений. Кстати, почему именно «заведений»? В числе партнеров Foursquare - не только бары и рестораны, но и газеты, журналы и целые телеканалы. А недавно тесные отношения проект наладил с легендарной американской кофейной сетью Starbucks.
Станет ли бизнес Денниса Кроули хотя бы чуть-чуть русским? Об этом мы скоро узнаем. Возможно, российский инвестиционный фонд DST и не рискнет вкладываться в Foursquare. Слишком уж оригинален этот проект. Но в любом случае отечественным стартапам, подвизающимся на ниве геолокационных сервисов, расслабляться не стоит.
Улица разбитых фонарей
«Я думаю, что сервисы, подобные Foursquare, - это абсолютно фундаментальное явление, а вовсе не игрушка горстки гиков, - уверен основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян. - Привязка к местности появится во всех социальных сетях со всеми вытекающими возможностями, включая общение со знакомыми и незнакомыми людьми, находящимися физически в одном месте. Если это и игрушка, то такого же масштаба, как Facebook и Twitter».
Давиду Яну можно верить на слово. Ведь именно он 12 лет назад не только создал Cybiko - карманное устройство, явившееся, по сути, предтечей КПК, но и стал родоначальником геосоциальных сервисов. Разработанные под его руководством гаджеты, используя радиосвязь, умели находить в радиусе действия себе подобные устройства и налаживать многоточечный информационный обмен. «Это действительно работало, и за четыре месяца было продано 250 тысяч устройств», - вспоминает Давид. Ну а почему в итоге этот проект все-таки не получился - уже совсем другая история.
Спустя десятилетие бизнес на геолокации начал выбираться из пеленок. Правда, пока компании, оперирующие на этом рынке, только нащупывают пути монетизации, полагает Давид Ян. Но привязка к местности - один из способов сделать такие сервисы удобными для всех: как для пользователей, так и для бизнеса, включая рекламодателей и продавцов.
Кстати, еще один бизнес Давида Яна напрямую связан с ресторанным делом (предприниматель не только является совладельцем нескольких модных заведений в столице, но и учредил софтверную фирму iiko, занимающуюся автоматизацией общепита). Вопрос возникает сам собой:
- Давид, а вы не собираетесь внедрять новомодные «чекины» у себя в ресторанах? Или, может быть, каким-то образом интегрировать этот функционал в свой программный продукт?
После небольшой паузы Давид предлагает:
- Давайте обсудим этот вопрос через полгода.
Догадка верна? Вполне может быть.
Но если Давид Ян только собирается (как можно предположить) совершить повторный рывок на рынок геопозиционирования, то другие отечественные фирмы уже вовсю обживаются в новой нише. Правда, смельчаков пока не так уж и много. В их числе - знакомый читателям «Бизнес-журнала» проект AlterGeo, мобильная социальная сеть «Встречер», а также проект Pososedstvu.ru, одним из основателей которого является выходец из Comedy Club Арташес Саркисян.
Несмотря на все очевидные различия, эти стартапы похожи в главном: ставка делается на пользователей мобильных устройств, снабженных GPS-модулями. Правда, возможность «отметиться» в том или ином заведении предлагает пока только AlterGeo. Авторы других проектов лишь собираются внедрить подобный функционал.
«Не хочется представлять пользователю сырой продукт, - объясняет гендиректор Pososedstvu.ru Инна Самбатян. - Предположительно, в июне этого года мы представим на суд первый вариант игровой модели «чекинов» на нашем сервисе, отличающейся от своих аналогов тем, что она будет понятна людям. Одним словом, будет «своей» по реализации».
Если честно, то говорить о конкуренции в этом сегменте российского рынка еще рано. Нынешняя пользовательская база AlterGeo составляет более 100 тысяч человек. К тому же, оглашая эти цифры, один из основателей компании Денис Алаев уточняет: в это число входят как веб-пользователи, так и владельцы мобильных устройств.
Проект Арташеса Саркисяна может пока похвастаться лишь вдвое меньшими показателями. «Встречер» же размера своей аудитории предпочитает не называть. Однако, несмотря на разницу в цифрах, участники перспективного сегмента уверены: пока они - скорее партнеры, делающие общее дело, но уж никак не соперники.
«Я бы не делала акцент на конкуренции между российскими поставщиками массовых геосервисов, - говорит Инна Самбатян. - Есть ведь такие игроки рынка, как Foursquare, Gowalla и другие. К тому же о создании своего геосервиса объявила недавно социальная сеть Facebook. Вот на кого нужно обращать внимание! А наша задача - вместе с коллегами занять свою нишу, охватить российский рынок раньше, чем это сделают западные игроки. Ну а в итоге выбирать, конечно, пользователю».
Клиент всегда неправ
Как, в общих чертах, должен работать идеальный сервис геопозиционирования? Пользователь, запустив на своем телефоне соответствующую программу, определяет свое местоположение и, заходя в кафе или бар, ставит пометку: «Я здесь!» Другие пользователи услуги легко могут узнать об этом.
Если таких пометок со временем наберется больше, чем у других, у постоянного клиента появляется шанс стать виртуальным «мэром» любимого заведения. А если сервис работает совсем по правилам и налаживает отношения с владельцами «центров притяжения», то «мэр» может получить приличную скидку. В итоге все должны быть довольны. Пользователь получает дармовую чашку кофе. Заведение - увеличивает поток посетителей, ведь лояльный потребитель наверняка приведет за собой коллег, родственников и друзей. Ну а сетевой проект - наращивает аудиторию и монетизирует ее.
Такова логика в идеале. Но идеал этот в России пока не достигнут. «Без сомнения, сервисы геопозиционирования в России будут набирать обороты, - успокаивает руководитель направления i-Free Operators компании i-Free Василий Кунцевич, - потому что они имеют очевидную практическую ценность для пользователей. И самый сложный этап - набор критической массы аудитории и доступности технологий - уже пройден. Однако вряд ли стоит ожидать взрывного роста этого рынка. Ведь сегодня сервисы геопозиционирования успешно работают только на смартфонах».
Добавим: не каждый смартфон позволит ощутить все прелести «привязки к местности». А ведь давно известно: если игрушка неудобна - в нее не играют. Кстати, ровно то же самое происходит и за рубежом. Так, сервисы Foursquare и Gowalla поддерживаются пока лишь iPhone, карманными устройствами на базе системы Android, а также популярными среди корпоративных пользователей Blackberry. Несмотря на мольбы владельцев Nokia, лидеры геолокационного рынка пока не портируют свои решения на эту платформу. И дело вовсе не в «мобильном шовинизме». По словам руководителя компании WapStart Кирилла Рожковского, написать геолокационное приложение для мобильной платформы Symbian на порядок сложнее, чем для «операционок» Google и Apple. Но даже если такая программа и увидит свет, красиво реализовать все возможности привязки к местности - не получится. И если на Западе создатели мобильных стартапов еще могут мириться с потерей определенной части потенциальных пользователей (поскольку пользовательская база iPhone и Android весьма значительна), то в России, где чаще всего в карманах граждан обнаруживаются телефоны именно финского производителя, геолокационные сервисы рискуют остаться уделом гиков - «компьютерных маньяков».
Другая проблема, с которой столкнутся, да и уже сталкиваются первопроходцы российского рынка геолокационных решений, - особая культура посещения заведений общепита.
«Даже если в Москве и Питере, - замечает Рожковский, - где относительно много заведений, люди все-таки ходят в одни и те же места, то что говорить о регионах? А ведь если вспомнить тот же Foursquare, то его использование как раз и стимулирует посещение новых заведений. В России же, учитывая проблемы с обслуживанием, от добра добра стараются не искать».
Другое дело, что виртуальными отметками в кафе, барах и ресторанах использование геолокационных сервисов не ограничивается. Возможно, Кирилл Рожковский слишком сгущает краски. Так, по словам Дениса Алаева из AlterGeo, активность пользователей его проекта - на высоте: «У нас такие отметки - важное, но совсем не единственное географическое событие. Скажем, можно поменять свой статус, добавить комментарий к месту и так далее. И таких событий на данный момент ежедневно случается более десяти тысяч».
Однако одной лишь нелюбовью россиян к поиску новых кафе и ресторанов проблемы молодого рынка не исчерпываются. Хотя другая опасность, подстерегающая подобные стартапы, также исходит от общепита. Ведь бизнес-модель подобных сервисов зиждется в первую очередь на возможности обмена виртуальных «значков» на вполне реальные скидки в том или ином баре или ресторане. А для того, чтобы этот механизм заработал, нужно вначале договориться с их владельцами. Кажется, обоюдная выгода налицо, и механизм должен работать как часы. Должен, но... не работает.
По словам создателя ресурса «Встречер» Сергея Денисюка, некоторая заинтересованность у владельцев заведений общепита есть. Но при текущих размерах аудитории российских геосервисов рестораторы готовы лишь на эксперименты, чтобы убедиться в работоспособности модели.
В российском представительстве Starbucks «Бизнес-журналу» сообщили, что для начала «нужно понять, насколько это эффективно». А на это потребуется время. Теоретически представители брэнда не исключают возможности подобного партнерства с одним из геолокационных сервисов. Но явно не в ближайшее время. По словам Инны Самбатян, Pososedstvu.ru ведет переговоры как с сетевыми заведениями, так и с отдельными ресторанами: «Понимание перспективности подобных сервисов у владельцев заведений есть. Главное - четко разъяснить, как это работает, что это дает, почему это нужно и выгодно».
А вот Кирилл Рожковский (WapStart) уверен, что понимание выгоды подобных альянсов придет к владельцам кафе и ресторанов не раньше, чем между ними возникнет настоящая конкуренция. «У нас же ее нет даже в Москве, - говорит Рожковский. - Вот возьмите Варшаву. Относительно небольшой город, но там на каждом углу - кафе или ресторанчик. А у нас такого даже в центре нет. Российские заведения не испытывают проблем с клиентурой. По вечерам очереди стоят, чтобы войти. Так какой смысл заключать какие-то соглашения и премировать «мэров», если все и так замечательно? Новые сервисы и маркетинговые модели не востребованы у нас не потому, что они не работают, а потому, что они никому не нужны. Нет конкуренции - нет и потребности».
Но не будем сгущать краски. Возможно, на момент выхода этого номера из печати один из первопроходцев рынка, Денис Алаев, все-таки сможет переломить ситуацию. AlterGeo находится в стадии заключения договора о сотрудничестве с одной из ведущих ресторанных сетей. «Мы говорили со многими владельцами кафе и баров, - утверждает Алаев. - Они готовы с нами работать, но пока заняли выжидательную позицию. Партнерство AlterGeo с крупным игроком должно подтолкнуть их к более активным действиям».
А что, может и получиться. Но если нет - причины провала геолокационных стартапов в России надо будет искать вовсе не в технологиях.
Advertology.Ru
28.06.2010
Комментарии
Написать комментарий