Правообладатели оказались не готовы продавать музыку по разумным ценам
15-16 июня 2010 года прошел шестой международный бизнес-форум Mobile Content 2010, посвященный развитию технологий мобильного контента. «Руформатор» посетил одну из сессий форума, которая была посвящена изменениям в сфере продаж цифрового контента и игр. Впечатления от выступлений топ-менеджеров остались, мягко говоря, очень странными.
На сессии выступили несколько топ-менеджеров и директоров компаний, имеющих непосредственное отношение к индустрии звукозаписи и распространения цифрового контента.
Открыл сессию Роман Романенко, директор по цифровым продажам Sony Music Entertainment. Он отчитался о новых способах ведения дел в Sony Music - например, о сотрудничестве с крупными розничными сетями наподобие «Л'Этуаль». Сотрудничество состоит в предоставлении лицензионной музыки в подарок за покупку. После этого г-н Романенко занялся раздачей символических «номинаций», рассказывая о новых компаниях, с которыми сотрудничает Sony Music. Помимо перечисления компаний, которые распространяют новые модели продажи контента (например, подписка от «АйМобилко», а также новый сервис МТС, позволяющий за 5 рублей в день качать MP3 с сайта МТС по WAP), прозвучала похвала ivi.ru. Одна из номинаций - сайт «Мегафона» «Трава.ру», который предлагает различные способы распространения легального контента от подписки с абонентской платой до стриминга.
В конце его выступления прозвучал самый актуальный вопрос из зала - платит ли пользователь за WAP-трафик. На него последовал ответ, что в случае с МТС трафик бесплатный, а во всех остальных случаях - платный. Риторический вопрос - кому охота выкидывать такие сумасшедшие деньги за WAP-трафик (3 рубля за 10 КБ)?
В самом конце докладчик в подробностях проехался по «В Контакте», закрепив за ним звание самого крупного пиратского сайта Рунета и назвав его «Провалом года», утверждая, что раз «В Контакте» не зарабатывает на пиратском контенте, то это - провал. Комментировать эту комедию вряд ли нужно, а полную оторванность от реальности г-на Романенко можно охарактеризовать его же словами «мало кто из пиратских ресурсов предоставляет HD-качество для фильмов», а также «на YouTube нет HD-качества, оно условное». Хотелось бы спросить, а давно ли г-н Романенко вообще был на YouTube?..
Следующим выступал Михаил Рязанов, руководитель игрового направления компании «Ириком». Большая часть выступления была посвящена рассказу о растущей популярности многопользовательских игр - особое внимание он уделил MMORPG The Last City. «Деньги зачастую тратятся уже не на сотовую связь как таковую, а на трафик», - пояснил он. Также, по его словам, произошло смещение гендерных приоритетов: в игровой сфере число пользователей женского пола увеличилось до 40%. И, разумеется, тоже по WAP.
После г-на Рязанова выступала Ирина Грандель, директор по контенту и интернет-проектам компании IMMO. Она продолжила тему рынка легальной музыки и рассказала факторах, которые сдерживают его развитие в Интернете.
«95% легальной музыки продается именно в мобильной среде, остальные 5% приходятся на веб», - рассказала она. Причины этого она видит в том, что мобильные устройства изначально ориентированы на загрузку легального контента, а скачивание пиратского на порядок сложнее - «проще купить, чем скачать». Еще одним плюсом, по словам г-жи Грандель, является простота оплаты, деньги списываются с лицевого счета. «Но контент очень дорого стоит - нужно платить еще за трафик [...] в среднем выходит 40-60 рублей за трек», - отметила она. Естественно, тут имеется в виду WAP.
«Однозначный плюс «большого» Интернета - дешевизна. Стоимость трека составляет примерно 10 рублей. Существенный минус - легальный Интернет находится «под гнетом» пиратства, о торрентах я уже и не говорю. Второй минус - мало витрин с легальным контентом. И третий минус - в Интернете трудно платить, доверяют пластику в Интернете меньшинство, а электронные деньги тут не слишком распространены. Основной способ, который остается - SMS-платежи, но пользователь чувствует обман, видя разницу в цене обычной SMS и «платной». Последняя проблема - наш менталитет, нам банально сложно заплатить за что-то в Интернете, когда все доступно бесплатно. Вывод - пользователь мобайла платит, а пользователь Интернета ищет халяву», - рассказала г-жа Грандель.
Отдельно была затронута схема осложненного входа на легальный рынок из-за больших гарантийных платежей, которые требуют правообладатели, а также самой процедуры входа на рынок, которую нельзя назвать простой. Корень проблемы г-жа Грандель видит в малом числе легальных магазинов и предлагает «заполонить рынок легальными магазинами», а для этого IMMO разработала собственную партнерскую бизнес-модель агрегации как для крупных игроков, так и для скромных сайтов: «стоимость входа равна нулю, вам не нужно делать никаких вложений».
Далее выступал руководитель департамента по новым технологиям и проектам компании «Мегафон» Денис Ночевнов с рассказом о видении «Мегафоном» будущего WAP. Это будущее должно заключаться в вводе ряда новых технологий на основе этого протокола - например, WAP-Sharing.
По словам г-на Ночевнова, общее потребление данных превышает все возможные прогнозы. «Трафик в 3G вырос на 75% по сравнению с предыдущими поколениями, -пояснил он. - Мы ошиблись в 14 раз, когда прогнозировали рост проникновения мобильной связи. Жизнь оказывается лучше [...] Трафик по мобильному Интернету сильно вырос в последнее время, и, соответственно, растут доходы».
После выступления г-ну Ночевному задали прямой вопрос о том, зачем они пытаются оживлять дохлую лошадь - то есть зачем дождались смерти WAP и ввели дорогостоящие услуги по WAP, тогда как WAP из-за своей дороговизны практически никому не нужен. Г-н Ночевнов ответил, что да, это так, это действительно попытка реанимировать WAP. «Потребление «взрослого» интернета стремится к потреблению безлимитных тарифных планов, потребитель не хочет задумываться о том, что посещение какого-то сайта будет для него платным. Наша модель не пойдет в мобильном интернете, как и в ШПД, и WAP именно как мобильный браузинг и потребление цифрового контента с телефона - они другие. Там возможны модели интеллектуальной тарификации, но пользователю не нужно это все дома, когда у него есть обычный интернет», - рассказал г-н Ночевнов.
Затем последовал вопрос о том, сколько же телефонов используют WAP, не поддерживая GPRS - на что г-н Ночевнов привел цифру в 13% и объяснил, что WAP отличается по технологии передачи, позволяет передавать номер абонента на сайт, «что является бесценным бизнес-кейсом».
Из зала последовало, что вопрос был немножко иной: «Мне кажется, что WAP-трафиком пользуются те, у кого неправильно настроена точка доступа. Известно, что только в России есть две точки доступа».
«Почему же это неправильно? - ответил г-н Ночевнов. - Мы сами так настраиваем. Те, которые правильно настраивают - пользуются WAP, а у кого неправильно настроено - пользуются интернетом».
Следующим докладчиком был Дмитрий Шалимов, директор по управлению и закупкам компании «Информ Мобил» с темой «Стагнация рынка мобильного контента и эволюция взаимоотношений с правообладателями». Смысл его выступления был в том, что рынку требуются новые бизнес-модели для реализации лицензионного контента, что все существующие модели уже не работают.
«Мы ожидаем от правообладателей, что они пересмотрят свою политику в отношении текущих гарантийных платежей безумного размера. Развитие рынка может идти только за счет реальных продаж, а не за счет средств других участников рынка. Если мы будем руководствоваться принципом «сначала мое, а потом уже - как получится», то мы зайдем в тупик. Мы перестаем слышать и понимать друг друга. Чем дольше вы, правообладатели, будете думать о том, а надо ли вообще прислушиваться? надо ли это делать? - тем дольше люди будут пользоваться пиратским контентом, и тем больше денег уйдут в карманы пиратов. Поэтому развяжите нам руки! Дайте нам наполнить рынок легальным контентом! И мы обещаем, что выведем продажи на новый уровень», - рассказал г-н Шалимов.
Из зала после этого выступления прозвучал прямой вопрос: «Как победить «В Контакте», самый большой сайт с нелегальным контентом? Я считаю, что победить его невозможно».
«Одними запретительными мерами не получится, - ответил г-н Шалимов, - а вот наполнить рынок легальным контентом и, возможно, привлечь «В Контакте» к сотрудничеству, вполне возможно. Должны быть и законодательные меры, и преследование, и у нормальных людей, желающих что-то приобрести легально, должна быть такая возможность!»
«Мы пытались с ними договориться, - добавил г-н Романенко, - но сделка не состоялась. Мы все принимаем активное участие, чтобы с ними договориться. Не договоримся - устроим показательный процесс, закроем, если понадобится».
«Альтернатива - рекламная модель, - продолжил он, - без всплывающих окон, а на странице с контентом. Вторая альтернатива - модель подписки. Если наши партнеры покажут хорошие результаты, то все приложится».
В итоге от сессии осталось стойкое впечатление, что почти все топ-менеджеры и директора (за исключением, разве что, г-на Шалимова) живут в какой-то совершенно иной реальности, в каком-то другом Интернете. В котором все хорошо, все лицензионное, все платят по первому же напоминанию и все счастливы. Второе впечатление - что компании волнует прежде всего не удобство пользователей, а исключительно свои собственные доходы и интересы - слова Романа Романенко и Дениса Ночевнова это подтверждают практически прямым текстом. Из слов первого выходит совершенно наплевательское отношение к удобству распространения легальной музыки, второй же ясно дал понять, что «Мегафон» будет поддерживать и впихивать своим пользователям почти никому не нужную технологию, причем ставя пользователям палки в колеса при их попытке сделать себе жизнь удобнее. Такую позицию цензурными словами охарактеризовать трудно.
Невероятной глупостью (иначе и не сказать) выглядело, когда господа на сцене с уверенностью утверждали о том, что «главное, что привлечет пользователей легального контента - сверхактуальный контент в хорошем качестве, потому что пиратские версии качеством не отличаются». Видимо, последний раз пиратский контент они видели в университете, а рипы Blu-ray на торрентах предпочитают не замечать в принципе.
В конце сессии зале встал молодой человек по имени Сергей и сказал прямым текстом: «Вам, Тофик (примечание: директор по маркетингу, цифровому контенту и стратегическому развитию Universal Music Тофик Садыхов) и Роман, так и сяк намекают - давайте продавать по справедливой цене. Я приведу конкретный пример на примере качественного и своевременного контента. Последняя серия Lost в HD-качестве и нормальном переводе появилась на Lostfilm.TV за неделю до трансляции на ТВ. Конкретно на этом эпизоде Lostfilm получил в районе $30-50 тыс., и это только на одной серии, не считая хвостов (торренты они и не считают). У них таких серий - все шесть сезонов. И другие сериалы, включая доктора Хауса. И не надо улыбаться - объясните, пожалуйста, почему вы не хотите продавать контент по справедливой цене? В Интернете давно есть справедливая цена. Рядом с вами сидят люди, готовые продавать по справедливой цене. Вы же отказываетесь от любых денег, вы говорите - нет, давайте нам гарантийные платежи. Мимо вас протекает огромная куча бабла, но вы же не хотите его брать - ставите рамки, и говорите о том и сем, но на разговорах все и кончается. На Lostfilm оплачивается трафик - $1 за 5 ГБ информации. Пока там кто-то выпустит на DVD, Blu-ray - зачем мне это? Не буду я ждать, когда он выйдет, заплачу этот доллар и скачаю. Как, например, «Двойной копец» - он уже полгода назад отгремел, все его давно посмотрели! Нет, мейджоры сейчас всех загонят в кинотеатры, выпустят на DVD, а потом скажут - плати нам за цифровую копию. Вам кажется, что это нормально?»
Господин Романенко ответил, что «конкурировать с пиратами ценой не в состоянии» и выразил готовность к «разумным ценам». Но озвученная выше цифра для него абсолютно неприемлема.
Затем девушка из зала спросила у спикеров, как они относятся к тому, что так агитируемый ими лицензионный контент в большинстве случаев неактуален (рефреном к словам Сергея) и добавила, что эти люди очень плохо представляют себе психологию пользователя Интернета. Ответа на этот не прозвучало, все топы от него аккуратно ушли.
Вывод - никто из больших компаний не заинтересован в том, чтобы было удобно пользователям. Да, они сами признают (хоть и нехотя), что существующая лицензионная модель устарела. Да, они признают, что что-то надо менять. Но то, что они сами предлагают, направлено не на удобство пользователей и покупателей, а на то, чтобы получить те же самые деньги, только забрав их более сложным путем (который на первый взгляд кажется якобы простым). В качестве примера Тофик Садыхов привел Европу, где люди покупают трек по 99 евроцентов. В курсе ли эти люди вообще, какие доходы на душу населения в Европе, и какие - в России? Смешным и нелепым выглядит сравнение стоимости композиций там и тут. Если топ-менеджмент и далее будет витать в облаках и думать, что стоит наполнить Интернет лицензионными магазинами, как тут же все бросятся покупать это по европейским ценам, то никакой лицензионной музыки и видео Рунет никогда не увидит.
Еще смешнее выглядело то, что в итоге всю ответственность за пиратский контент и подачу исков г-н Садыхов свалил на государство - что вполне иллюстрирует зависимость от принципа «сверху вниз».
Advertology.Ru
17.06.2010
Комментарии
Написать комментарий