Прохоров сказал - Прохоров сделал

Свершилось. Группа компаний «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова купила РБК. Речь идёт о 51% РБК-ТВ, которая после реструктуризации стала головной компанией медиахолдинга. Ещё 11,4% акций принадлежат компании «Полюс Золото», которой Прохоров владеет совместно с другим миллионером - Сулейманом Керимовым. Так что фактически Прохоров владеет большим пакетом акций.
Следить за развитием событий, которые начались со всем известного финансового кризиса, было если не спортом, то забавным развлечением для тех, кто так или иначе был связан с компанией. Обилие новостей рождало слухи, меняло планы и могло бы добавить участникам событий большое количество седины, если бы не одно но: всё, что происходило, происходит и будет дальше происходить в РБК, никак не касается реального положения дел в компании. Жизнь холдинга идёт своим чередом, а все рабочие процессы идут в том же режиме, в каком шли год, два или три назад. И даже сделка с Прохоровым вряд ли существенно на что-то повлияет.
Кризис подкосил РБК, тут нет большой тайны. В связи с разнообразным количеством финансовых и стратегических проблем менеджмент был вынужден провести реструктуризацию, массово поувольнять народ, отказаться от развития тех или иных проектов. Подобное, кстати, коснулось не только РБК, но и других компаний на рынке: многие производства остановились, а сотрудники корпораций оказались на улице.
Для тех, кто наблюдал РБК в период расцвета, практически ежедневной покупки новых проектов и бешеного найма новых сотрудников, такая картина могла бы казаться печальной. Однако при ближайшем рассмотрении приходится признать: кризис пошёл РБК на пользу. Этот петух, который внезапно дотянулся клювом до известного места, заставил пересмотреть приоритеты и оптимизировать расходы.
Мне как бывшему сотруднику компании «Медиа Мир», где были сосредоточены все развлекательные сервисы холдинга РБК, намного проще оценивать эту сторону активов, что произошло с другими отраслями - телевидением или газетами - судить сложнее. Но РБК-ТВ всё так же показывается на телевизорах в разных банках и финансовых структурах, журнал «РБК» всё так же продаётся в магазинах, а газету «РБК daily» любой желающий может получить в ближайшем более или менее пристойном общепите, что говорит нам о том, что всё не так уж и плохо.
Кризис оказали «Медиа Миру» большую услугу. Надо напомнить, что эта компания была образована в результате покупки холдингом нескольких неделовых активов. Сначала это была Почта.ру и NewMail.Ru, потом развлекательные блоги, сайты знакомств в виде Loveplanet.ru, а потом в эту стройную компанию затесался и популярный месседжер QIP.ru. Хронология покупок не так важна, как то, что в радостный нефтяной 2008-й год компания вошла с существенным пакетом разнообразных социальных, развлекательных и коммуникационных сервисов, которые не были связаны между собой, не имели общего бренда или единой точки входа. Что, естественно, снижало их общую ценность, особенно на фоне давно «портализовавшихся» «Яндекса» и Mail.Ru.
Проекты по объединению всей этой коллекции сервисов существовали и обсуждались с динамичностью, присущей любой крупной компании, что тормозило процесс и не давало нормально развиваться. Но как только стало понятно, что пора перестать заниматься шопингом и надо уже разобраться в имеющемся хозяйстве, не осталось выхода, кроме как реализовать давно уже придуманные планы. Так появился портал QIP.ru, ставший фактическим лицом компании «Медиа Мир», которая, к слову сказать, и по сей день не очень любит афишировать аффилированность с этим месседжером.
Технология успеха, а статистика утверждает, что этот успех таки произошёл, была проста, как 3 копейки. Последние версии популярного в народе QIP ставили по умолчанию стартовой страницей адрес в браузере start.qip.ru, который на первых порах не обладал особенным функционалом: лишь возможностью поиска через популярные поисковые системы. Такой трюк дал бешеный прирост трафика. Ведь большинство пользователей, обновлявших месседжер, не задумывались про наличие галочки по умолчанию «сделать стартовой». Трафик появился, всё остальное стало делом техники. Сначала сайт оброс новостями РБК и партнёров. Позже прикрутили почту, интегрировали Loveplanet, Smotri.com, Fotofile и другие проекты, купленные или разработанные «Медиа Миром». Окончательный штрих - заменить start.qip.ru на qip.ru. И вот перед вами очень посещаемый портал.
Как всё вышеописанное сочеталось с новостями о финансовом состоянии РБК, банкротствами и сменами владельцев? Да никак. Как было сказано в самом начале, эти новости никак не влияли на реальную жизнь холдинга. Думаю, в других структурах компании ситуация была если не аналогичная, то близкая по типу.
Так как в любом случае, вне зависимости от безобидности изложенного, мне не избежать упрёков от горячо любимых бывших коллег, то позволю себе всё-таки «проехаться» по РБК как минимум ради объективности, чтобы вышесказанное не выглядело уж очень оптимистично и слащаво.
За последний год компания практически ушла как игрок из интернета. Профильные новости генерирует разве что Твиди.ру - детская социальная сеть. О существовании остальных проектов, которые, несмотря ни на что, имеют кучу странных посетителей, общественность забыла. Шума, который обязан сопровождать любую динамично развивающуюся компанию, нет. Да и откуда ему взяться? Технологически компания давно отстала от своих конкурентов. RBC.ru, несмотря на лёгкий facelifting, так и существует на уровне 5-летней давности. Даже финансовые инструменты сегодня можно найти на многих более интересных и продвинутых проектах, например на Tikr.ru.
Про развлекательные сервисы тоже давно ничего не слышно. Если «Яндекс» и Mail.Ru периодически балуют нас нововведениями, пусть даже сомнительными, то про QIP и сопутствующие ему сервисы не известно ничего нового. То есть, может, там даже и появляется новый и полезный функционал, но видно на событие оно никак не тянет. Не хочется углубляться, не дай Бог подумают, что претензии не объективны и построены на личных предпочтениях.
Штирлиц знал, что лучше всего запоминают последнюю фразу. Поэтому закончу на оптимистической, надеюсь, ноте. Да, все финансовые и юридические заморочки никак не мешают развиваться холдингу и расти дальше, с одной стороны. С другой - надо понимать, что за год простоя мир ушёл чуть дальше, чем предполагалось, и чтобы занять былые позиции, нужно сделать много новых, интересных, рискованных шагов. Пока их не видно. Но вдруг? Во всяком случае хоронить РБК пока рано.
Advertology.Ru
10.06.2010
Комментарии
Написать комментарий