Статьи

Вошел в долю

Вошел в долю

Михаил Прохоров, один из самых экстравагантных российских инвесторов и - одновременно - самых богатых людей страны, наконец договорился о покупке контрольного пакета акций РБК. Убыточный актив, едва не обанкротившийся в 2009 году, обошелся бизнесмену в 80 миллионов долларов и год переговоров с кредиторами медиахолдинга.

Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров, основными активами которого являются "Полюс Золото", страховая компания "Согласие", банк Международный финансовый клуб, часть "Русала", а с недавнего времени и команда НБА "Нью-Джерси Нетс", заинтересовался медиа-бизнесом в 2008 году, основав медиагруппу ЖИВИ! (по-другому - JV).

Проекты этой медиагруппы пока вызывают исключительно удивление и недоумение. Ставку Прохоров сделал на проект "Сноб", ориентированный на богатых или знаменитых россиян. В "Сноб" миллиардер закачал столько денег, сколько не снилось, кажется, ни одному стартапу, в результате чего на Прохорова стали работать многие известные журналисты. Таким образом, одно благое дело предприниматель точно совершил: не дал во время кризиса умереть от голода многим журналистским талантам. И не только не умереть от голода - слухи о зарплатах в "Снобе" по рынку ходят до сих пор.

Другими проектами JV стали портал JV, позиционирующий себя как "независимый сайт о wellness" (интересно, сколько россиян знает, как это переводится с английского?), развлекательный портал F5, журнал "Русский пионер". Все они, за исключением разве что "Русского пионера", конечно, набрали какую-то аудиторию, но лидерами рынка СМИ не стали. "Русский пионер" же прославился сразу несколькими публикациями. Во-первых, именно благодаря ему премьер-министр Владимир Путин может считать себя колумнистом: там была опубликована его статья "Почему трудно уволить человека". Во-вторых, "Русский пионер" издал книгу Натана Дубовицкого "Околонуля". Практически никто уже не сомневается в том, что роман на самом деле написал первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.

Но даже несмотря на такие успехи, главный вопрос все равно остается: выйдет ли JV на самоокупаемость к весне 2011 года, как того требовал Прохоров. Если выйдет, то инвестиции миллиардера можно назвать удачными. Если нет, то медиаактивы Прохорова можно действительно рассматривать как благотворительные.

Будет ли Прохоров заниматься благотворительностью и в РБК, - большой вопрос. Ведь в холдинге нет журналистов уровня тех, кто работает в "Снобе" и в "Русском пионере", да и огромные инвестиции в JV, надо думать, заставят Прохорова быть чуть скромнее. Во всяком случае директор по инвестициям "Онэксима" Владимир Пахомов уже заявил "Ведомостям", что дополнительные вложения в проект не планируются.

Что купил Прохоров?

Главные активы холдинга РБК - это телеканал и сайт РБК. Можно сколько угодно говорить о качестве материалов на обеих площадках, о технической отсталости обоих активов, но при этом необходимо помнить, что оба актива являются весьма перспективными. Так, РБК-ТВ является единственным российским общедоступным телеканалом, посвященным финансам и бизнесу. А сайт РБК, даже несмотря на второй год кризиса, остается, судя по открытым данным, самым популярным интернет-СМИ в России.

Другие активы РБК кажутся менее перспективными. Так, газета "РБК daily", которая должна была стать конкурентом "Коммерсанту" и "Ведомостям", по-прежнему уступает лучшим деловым ежедневникам. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: "РБК daily" все еще жива, а другие потенциальные "убийцы 'Ведомостей'" уже давно ушли с рынка.

Есть у РБК и другие очевидные сложности. 2008 год холдинг закончил с убытком в 9,28 миллиарда рублей, 2009-й - тоже в минусе, хотя и непонятно точно в каком. Дело тут не только в кризисе: для других медиакомпаний 2008 год, например, сложился весьма удачно: рекламодатели отреагировали на кризис только при верстке бюджетов на 2009 год.

Следовательно, для того чтобы РБК вышел в плюс, Прохорову необходимо предложить какие-то радикальные меры - одним общим восстановлением рынка после кризиса тут не обойдешься. Пока в "Онэксиме" говорят, что решительных шагов предпринимать не намерены - руководство РБК останется прежним.

Другая проблема РБК - организационная структура компании. В интервью "Коммерсанту" Михаил Дубик, гендиректор "Бизнес Ньюс Медиа", которая издает "Ведомости", заявил, что устроен холдинг РБК крайне запутанно, а "смешение контента и рекламы колоссально усложняет управление". Возможно, именно поэтому в "Онэксиме" решили и не объединять РБК с JV, а оставить холдинг отдельной компанией.

Кредиторы

Следить за восстановлением РБК будут и кредиторы холдинга. Прохоров, когда объявлял о потенциальной сделке с владельцами РБК, всегда отмечал, что готов купить актив, только если уладятся споры с кредиторами. Их накопилось немало: новости о том, что тот или очередной партнер РБК подал на компанию в суд с требованием банкротства предприятия, появлялись в последнее время едва ли не раз в месяц.

В РБК признавали, что заплатить по всем долгам не смогут, и предлагали различные варианты сделки. В итоге стороны сошлись на том, что половина долга меняется на кредитные ноты по ставке семь процентов годовых. В 2015 году эти ноты будут погашены. При этом есть дополнительное условие: кредиторы получают опционы на акции РБК из расчета одна тысяча долларов долга - 200 акций. Одна акция РБК на рынке сейчас стоит 40,7 рубля.

Оставшиеся 50 процентов долга кредиторы могут получить тремя способами: в виде восьмилетних облигаций под шесть процентов годовых с таким же опционом, в виде получения сразу 20-28,5 процента долга со списыванием 21,5-30 процентов. Третий вариант предполагает совмещение двух первых: часть долга переводится в облигации, часть выплачивается сразу. При этом все кредиторы за согласие на схему получают еще и небольшой бонус.

Всего у РБК скопилось долгов на 220-225 миллионов долларов. Из денег "Онэксима" 50 миллионов долларов пойдет именно на реструктуризацию задолженности. Чем РБК будет платить через несколько лет, неизвестно, а именно эта цель - заплатить кредиторам - будет, как представляется, основной для Михаила Прохорова. Ведь только после этого инвестиция себя оправдает: без долгов РБК наверняка станет гораздо более привлекательным для новых инвесторов, акции компании подрастут, вырастет капитализация - и так далее, и так далее.

Иными словами, Прохорову надо будет научить журналистов не только писать о бизнесе, но и успешно вести свое собственное дело. Нынешнее состояние РБК показывает, что это не обязательно взаимосвязанные вещи.

Александр Поливанов, Lenta.ru
Advertology.Ru

07.06.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.12.2024 - 20:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация