Есть мнение ...

Власти США против новой журналистики

Власти США против новой журналистики

Федеральная торговая комиссия США по-своему пытается спасти журналистику. В только что опубликованных «материалах для внутреннего обсуждения» ведомство излагает «рекомендации, призванные поддержать обновление журналистики». Судя по ним, комиссия старается свести современную журналистику к газетному формату, действуя заодно с теми, кто хочет сохранить старую иерархию СМИ.

Если бы Торговая комиссия и в самом деле думала перестроить СМИ, она бы встала на сторону нарушителей привычного порядка. Но об этом не может быть и речи. Хотите доказательств? На протяжении 35 страниц слово «блог» употребляется всего один раз. Затем оно всплывет еще раз, мимоходом, когда авторы упомянут о покупке рекламных объявлений на тематических сайтах («например, в футбольных блогах...»); кроме того, это слово можно обнаружить в примечании. Об инвестициях в новые технологии, породившие революцию в СМИ, говорится только на 35-й странице: авторы считают необходимым разрабатывать новые инструменты для журналистов, например, «продвинутые электронные средства записи». В тексте нет и намека на новую экосистему СМИ, которую мы в Университете Нью-Йорка изучаем и поддерживаем. Единственное исключение - пункт о некоммерческих организациях, которые самым своим существованием говорят об утрате надежды на сохранение информационного рынка.

Если бы Торговая комиссия и в самом деле думала о том, как осовременить журналистику и усилить ее роль в нашей демократии, она бы приняла точку зрения тех, кого, по идее, должна представлять, - то есть американских граждан, заинтересованных в новых СМИ, открытых к взаимодействию с публикой и стремящихся к большей актуальности новостей. Вместо этого документ целиком и полностью написан с позиции работающих в данной отрасли компаний и организаций.

Документ составлен в лучших традициях правительственных постановлений: авторы очень старались сказать как можно меньше. На основании целого ряда исследований, после многочисленных заседаний комиссия выступила с предложениями, которые лично я нахожу ужасающими. Некоторые из них абсурдны с политической точки зрения и немыслимы на практике: например, идея обложить дополнительным 5-процентным налогом потребительскую электронику (назовем его для краткости налогом на iPad), чтобы привлечь $4 миллиарда на государственное финансирование СМИ. Впрочем, в самом документе об этих предложениях не говорится.

Тем не менее, я считаю порочным сам подход к проблеме, нашедший отражение в документе: одна старая структура власти берется защищать другую. Торговая комиссия, видимо, решила, что переменам надо сопротивляться, а не содействовать. Комиссия была призвана поддержать конкуренцию на рынке информационных услуг: в этом состояла цель всех этих заседаний и длительного сбора материала. Благодаря интернету на информационном рынке вновь обострилась конкуренция - впервые с момента изобретения телевидения в  1950-х годах. Однако члены комиссии не желают видеть ничего, кроме газет. Они извиняются за то, что проигнорировали вещание. Они забыли извиниться за то, что за бортом осталась новая экосистема новостей, представленная блогами и современными технологиями.

«Документ рассматривает стоящие перед журналистикой проблемы на примере газет», - пишет комиссия. Чуть ниже говорится: «Газеты так и не нашли новую, устойчивую бизнес-модель, и есть основания опасаться, что они ее не найдут.  Следовательно, пора задуматься о новом курсе, который будет способствовать инновациям и в будущем поможет журналистике выжить». Читайте: поможет выжить газетам. Именно в этом и заключается проблема.

Среди выдвинутых в документе тезисов мое внимание привлекли следующие:

- «Дополнительная защита права на интеллектуальную собственность при возбуждении судебных дел против агрегаторов новостей». Авторы документа используют лексику Руперта Мердока и компании, называя «паразитами» тех, кто занимается сбором информации и поставкой ее через интернет. Они утверждают, что поисковые машины и агрегаторы новостей «используют» чужой контент, хотя мне видится, что на самом деле подобная практика способствует распространению и обогащению контента (еще посмотрим, как Мердок будет обходиться без агрегаторов). Члены комиссии даже и не задумываются об экономике гиперссылок и игнорируют тот факт, что агрегаторы создают добавочную стоимость и занимаются распределением продукта, не говоря уже о том, что читатели рекомендуют  друг другу новости через социальные сети Twitter и Facebook (названия последних даже не упоминаются).

Комиссия стремится расширить понятие копирайта, дать определение «честного использования» контента и предупредить о связанных с этим опасностях. Слава богу, до рекомендаций дело не дошло. Комиссия также прислушалась к пожеланиям воспользоваться доктриной «горячих новостей», прозвучавшей в 1918 году во время судебного разбирательства, возбужденного агентством Associated Press, но так и не взялась определить, что считать «горячей новостью» (как сказал глава Reuters Том Глосер, наибольшую ценность новость представляет в первые три миллисекунды после выхода на ленту). Комиссия признает, что новостные компании обычно заимствуют информацию друг у друга, отслеживая ленту у конкурентов.

Больше всего в этом разделе меня озадачило то, что комиссия говорит о сложностях, связанных с разграничением «принадлежащих той или иной компании фактов и общедоступных фактов». Разве можно говорить о собственности, когда речь идет о фактах? Не вступаем ли мы на опасный путь, приравнивая факты к запатентованным методикам или к набору генов в ДНК?

- Приостановка антимонопольных законов. Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы новостным компаниям разрешили вступать в сговор и устанавливать цены для потребителей и агрегаторов. Разве об этом должно думать ведомство, призванное следить за развитием конкуренции в интересах потребителей? Разве не должно оно, ужаснувшись, прибегнуть к антимонопольным законам и выступить в защиту низких цен, предлагаемых отдельными участниками рынка? На это можете не рассчитывать.

- Правительственные субсидии. В документе говорится, что американское правительство всегда поддерживало прессу,  устанавливая скидки на услуги почтовой связи и различные налоговые послабления, публикуя официальные уведомления, а также выделяя средства на государственное вещание. Торговая комиссия решила пойти дальше: она предложила создать журналистскую организацию наподобие AmeriCorps, чтобы та платила журналистам; усиленно субсидировать государственное вещание; создать федеральный фонд для поддержки провинциальных информационных компаний, как было заявлено в докладе Колумбийского университета; ввести налоговые льготы для фирм, в которых трудятся журналисты, а также гранты за университетские репортажи. Комиссия также намерена увеличить размер скидок на услуги почтовой связи (таким образом, находящиеся на грани банкротства почтовые компании будут вынуждены помогать бедствующим издательствам); пустить в США передачи Voice of America и Radio Free Europe (иными словами, начать транслировать пропаганду); и позволить Управлению по делам малого бизнеса помогать некоммерческим организациям.

- Налоги. Федеральная торговая комиссия, по крайней мере, понимает, что за все это кому-то придется платить. В  одном разделе авторы говорят, что можно лицензировать новости: заставить интернет-провайдеров взимать с нас поборы, чтобы правительство передавало полученные средства избранным поставщикам новостей - назовем это налогом на интернет. Подумаешь, какой-то налог, а зато издательства получат поддержку. В другом разделе обсуждаются вышеназванный «налог на iPad», налог на диапазон вещания, налог на аукционы вещательных частот, налог на интернет-услуги и сотовые телефоны, а также налог на рекламу (блестящее решение: покуситься на последний источник средств американских новостных компаний).

- Новый налоговый статус. Авторы документа пространно обсуждают, как освободить журналистику от уплаты налогов и предлагают налоговой службе изменить ради этого действующие правила. Они также думают внести поправки в законодательство, чтобы можно было создавать гибридные корпорации (как «коммерческие», так и «многоцелевые», чтобы об их успехе можно было судить не только по прибыли, но и по выполненной миссии), а также малоприбыльные компании с ограниченной ответственностью.

- И последнее. Авторы документа подняли лишь один вопрос, который явно находится в их компетенции, поскольку они представляют государственное ведомство: как заставить правительство делиться информацией в свободном доступе. На этом, пожалуй, можно поставить точку.

Авторы документа цитируют мое выступление, в котором я с оптимизмом говорю «о будущем информационных технологий и журналистики. Никогда еще не было так просто основать свою компанию в СМИ...  Но нам нужно выровнять правила игры». В примечании приводятся мои слова: «Если говорить о том, как выжить журналистике, то речь пойдет о старых игроках, которые могли бы объединить усилия лет 15 назад, но не сделали этого. В последнее время стало понятно, что будущее журналистики - не за учреждениями, а за предпринимателями».

Однако документ, подготовленный Федеральной торговой комиссией, ничего не дает этим предпринимателям. Если вы решили предоставить налоговые послабления (я бы этого не делал), предоставьте их тем, кто инвестирует капитал в инновации, кем бы они ни были - пришедшими извне разрушителями традиций или провидцами из числа работников отрасли. Я бы не стал менять законы, чтобы помочь старым компаниям и не дать хода новаторам. Не вижу причин для введения налоговых скидок для отрасли, которая сейчас стала работать в сотни раз эффективнее, чем раньше. Вместо того, чтобы ограничивать поток информации с помощью копирайта, я бы в интересах демократии сделал новости гораздо более доступными.

Реальной проблемой является то, что власти встали на сторону старых СМИ и не в состоянии понять, что интернет может спасти новостные компании, журналистику и демократию. Они воспринимают все с точностью наоборот.

Авторы документа не приводят тот совет, который я им реально дал: не лезьте не в свое дело.

Джефф Джарвис, Slon
Advertology.Ru

02.06.2010

на печать


Комментарии

дровосек
03.06.2010 6:43 | сообщение #1
 

просто жуть

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 19:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация