Статьи

Рынок PR в Беларуси: важно попасть не в тренды, а в экономику

Рынок PR в Беларуси: важно попасть не в тренды, а в экономику

Белорусскому PR есть на что опираться и куда расти, считают представители PR-отрасли в Беларуси. На мировом рынке специалисты также дают позитивные прогнозы. Однако 2009 кризисный год внес свои изменения в белорусский и мировой рынок, в целом: одни услуги становятся менее востребованными, другие приходят им на смену, клиенты перераспределяют свою бюджеты, появляются новые тренды, проявляются тенденции.

Каков сегодня белорусский рынок PR в сравнении с мировым? Каковы основные тренды, итоги 2009 и прогнозы на 2010 год? Об этом рассказывают представители крупнейших PR-агентств в Беларуси.

Рост и падение

По данным Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в большинстве стран в 2009 году изменения на рынке PR по сравнению с 2008 годом или незначительны или отсутствуют.

В США и Великобритании падение доходов рынка PR-услуг составило 5%, в ряде европейских стран наблюдается рост: в Норвегии и Франции +9%, в Португалии+8%. Лидером по росту гонораров PR-агентств стала Бразилия (+20%), несмотря на отсутствие роста ВВП. В ряде стран объем гонораров сектора PR-услуг сократился: Словакия -10%, Бельгия -15%, Словения -30%.

Что касается белорусского рынка PR, то в целом белорусские специалисты расходятся во мнениях: некоторые отмечают, что бюджеты белорусских компаний, выделяемых на PR, снизились, некоторые утверждают, что этого не произошло.

Роман Костицын, директор по развитию коммуникационного агентства ARS Communications Minsk отметил, что снижение выручки в его агентстве произошло потому, что крупные клиенты сделали некоторую паузу, чтобы принять окончательное решение об изменении своей PR-стратегии. Более того, снижение произошло не в кризисном 2009 году, а уже в 2010 - это говорит о серьезной инерционности рынка.

«Мы не исключаем, что некоторые кризисные явления мы будем чувствовать на себе еще некоторое время, тогда как, например, у наших российских или казахских коллег сейчас наблюдается однозначная тенденция к оздоровлению ситуации. Правда, в 2009 году у них наблюдалось и куда более сильное падение, чем у нас. Например, гонорары агентств в Казахстане, по исследованиям Казахстанского PR-клуба, упали в 2009 году на 68%», - отметил Роман Костицин.

Вместе с тем, Андрей Эзерин, руководитель PR-проекта CORPO, заявил, что доходы белорусских PR-агентств остались на прежнем уровне. «Рынок вряд ли сократился, а о динамике у меня нет информации», - отметил он.

Представитель еще одной наиболее крупной PR-компании в Беларуси, Наталья Громадских, директор Института PR, отметила: «Если судить по общей масштабности проектов и по «третьим» расходам - затратам на фуршет, выбор залогов и их стоимости за аренду, оформления мест проведения ивентов, то можно сказать, что бюджеты снизились значительно. Что касается стоимости человеко-часа Института PR, он остался на уровне марта 2009 года».

А вот представитель одного из PR-агентств в IT-области, Егор Малыженков, PR-директор LABS Publicity Agency отметил, что гонорары агентства ни выросли, ни упали, а «от падения гонораров удерживали тем, что в течение кризисного периода предлагали расширенный пакет бонусных услуг (не входящих в стандартный пакет услуг, но на определенный промежуток времени возможных для заказа и исполнения).

Рынок в целом, отмечает Егор Малыженков, как таковой не сократился, а скорее замер. «В Беларуси он хоть и поделен, но еще не настолько узок, чтобы нельзя было продержаться на рабочем минимуме. Самым болезненным вопросом в кризис было не действие конкурентов, а повальные неплатежи и задержки контрактных оплат до полугода. Достаточно болезненно сказывается «усыхание» СМИ (их закрытие, переход на online-версии или уменьшение количества печатных страниц).

На сегодняшний день, по мнению представителя агентства LABS Publicity Agency, также наблюдается не только активизация рынка (особенно во втором квартале), но и появление разномастных конкурентов, встревающих в любые тендеры с невероятно низкими ценами. К счастью, постоянные клиенты никуда не делись, а молодые «Агентства» и «Компании» пока допускают слишком много ошибок и имеют слишком слабое финансирование, чтобы серьезно о себе заявить», - отметил Егор.

Востребованность PR-услуг

На мировом рынке PR в 2009 году самыми востребованными оказались корпоративные и кризисные коммуникации. Более чем 50% стран, участвующих в исследовании Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественность, (а это 24 страны: Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии), использовали именно эти коммуникации.

На втором месте по популярности среди этих стран оказались маркетинговые коммуникации. Кстати, по данным ICCO , тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону PR продолжает в 70% стран. Использование цифровых коммуникаций в PR (digital PR) показали устойчивый рост по всему миру, а в 2010 году в этой сфере прогнозируется рост свыше 10%.

Как отмечают белорусские специалисты в области PR, то на рынке Беларуси также наблюдается перераспределение бюджетов в сторону PR.

Такая тенденция наблюдается, отмечает Егор Малыженков, уже в течение 3 лет. Что касается цифровых коммуникаций (digital в PR), утверждает специалист, то они показали рост примерно на 50% за 2009 год. «Теперь ни один контракт не обходится без пункта о работе с социальными сетями, на форумах, блогах и иных значимых проектах в сети интернет (YouTube и пр.). В нашем агентстве появился отдел, занимающийся исключительно этим направлением. Появились клиенты, имеющие контракты только в сфере Digital PR», - отметил Егор.

Роман Костицын также утверждает, что в нашей стране развивается направление digital в области PR. «PR-специалисты обязаны работать с new media - социальными сетями, блогосферой, другими интернет-сообществами», - заявляет Роман. - Эта сфера несет в себе большой потенциал, хотя возводить ее в культ я лично смысла не вижу. Просто у нас стало больше инструментов, с которыми интересно работать».

Андрей Эзерин утверждает, что сегодня в Беларуси у продвинутых игроков рынка востребовано такое направление, как событийный маркетинг, а банальное размещение в СМИ - у всех остальных.

Изменение структуры спроса на PR-услуги отмечает и Роман Костицын. Он утверждает, что некоторые клиенты агентства отказываются, к примеру, от мониторинга как такового, отдавая предпочтение аналитике.

Кроме того, специалист отмечает, что в рамках ARS Communications значительно больше стали оказываться услуги в области стратегического консультирования. «Также мы видим рост спроса на GR-консалтинг», - отметил Роман.

Таким образом, по словам специалиста, «наблюдается общая тенденция - клиент хочет не просто наблюдать ситуацию, а понимать с помощью PR-консультанта ее коммуникационную суть и получать экспертные рекомендации по дальнейшим действиям. Но вместе с тем, спрос на традиционные услуги, например, проведение пресс-мероприятий, сохраняется.

Наталья Громадских отмечает, что белорусский рынок PR в отношении востребованности тех или иных видов услуг демонстрирует уникальные черты.

«О роли Social Networks PR (PR в социальных сетях) и PR в интернете в целом у нас больше говорят, реальной (монетизированной) отдачи пока нет», - считает Наталья.

Кризисные PR-программы, по словам Натальи Громадских, в 2009 году внедряли лишь банки и частично IT-компании, что связано с отсутствием столь резкого финансового шока, какой испытали страны с иными экономическими моделями. Кроме того значительно снизилось использование инструментов Media Relations, все больше возрастает роль межперсональных коммуникаций, Consumer Relations, работы с инвесторами и финансового PR. Прогноз на ближайший год: «PR» превращается в «PR» - из Public Relations в Personal Relations.

Прогнозы на 2010 год

Мировой прогноз развития PR-отрасли в целом позитивен: в 60% стран в этом году ожидается рост. Лидером по прогнозу роста является Бразилия - +25%, 6% в Бельгии, 5% в Германии, 15% в Польше, 10-20% в Португалии.

В 20% стран ожидается стабильность ситуации, в том числе в США. В Ирландии, Словении, Испании и Великобритании прогнозируется сокращение объемов гонораров агентств.

Что касается прогнозов на белорусском рынке в области PR, то, по мнению Егора Малыженкова, в Беларуси ожидается рост около 20%. «Кризис как таковой никуда не делся и рост пока возможен только экстенсивный - за счет контрактов с новыми клиентами. Маркетинговые траты многих компаний пока оставляют желать лучшего, и уровня 2008 года в этом году пока точно не достигнуть», - отметил Егор.

Наталья Громадских считает, что после кризиса белорусский рынок обновится:

«Как после любого кризиса, происходит обновление рынка. Часть агентств перепрофилируется или исчезает. Появляются новые, на март 2010 года открылось 3-4 PR-агентства. Это правило естественного отбора. Так было в конце 90-х, такой же принцип срабатывает сейчас. Отойдя от шока, люди ищут новые пути, новые решения, часто находят их в создании собственного бизнеса, например агентства. Через какое-то время это решение не кажется столь привлекательным. Хотя крупным игрокам рынка желательно, чтобы появлялось больше PR-компаний, чтобы рынок PR рос», - отметила Наталья.

А вот Роман Костицын считает, что в Беларуси никогда нельзя говорить, какой рост ожидается, хотя и предполагает, что «если предлагать клиенту правильные и прозрачные подходы к ценообразованию на PR-услуги, гонорары можно увеличивать».

«В 2009 году мы практически полностью убрали элемент спонтанности в ценообразовании. И это привело к росту выручки и снижению издержек, фактически помогло нам выжить и продолжить развитие, - утверждает Роман, - В 2010 году эта тенденция продолжится. Ее суть - внедрение принятых во всем мире принципов формирования гонораров PR-агентств - на основе почасовой оплаты труда сотрудников».

Ричард Хотон, президент ICCO отметил, что не смотря на то, что для мировых PR-агентств 2009 год был не простым годом, роста можно ожидать в условиях стабильной экономической ситуации, аккуратного управления бизнесом и развития цифровых коммуникаций. «Условия успеха агентств сегодня - в найме и удержании качественного персонала и интеграции Digital PR в традиционные коммуникационные кампании», - заявляет Ричард Хотон.

Егор Малыженков, считает, что в озвученные Ричардом Хотоном тренды Беларусь попадает 100%. «Те, кто накопил опыт в Digital PR, получат некоторое преимущество, но через 1 год подобные услуги будут в контрактах всех агентств. Те, кто имеет «запас жира» (стабильность экономической ситуации), имеют преимущество всегда. При этом важно не столько обладать «финансовой подушкой», сколько иметь сильные связи с подрядчиками и авторитет у партнеров, которые помогут преодолеть негативные экономические тенденции».

Андрей Эзерин также считает, что переход PR в интернет может позитивно сказаться на PR отрасли в Беларуси в целом, одно следует учитывать разницу в уровне развития интернета в Беларуси и в остальном мире.

Роман Костицын уверен, что тенденции на белорусском и мировом рынках одни и те же.

«Благодаря постоянным консультациям с нашими партнерами в странах СНГ и по мировой сети Ketchum мы видим, что тенденции везде одни и те же. На недавнем съезде партнерских агентств в Казахстане наши коллеги из Лондона, Москвы, Алматы подчеркивали одни и те же тренды: открытие подразделений digital в PR-агентствах (у Ketchum даже есть специальная внутренняя программа Digital Driving - направленная на развитие инновационного PR в new media), медленное, но верное восстановление после кризиса (где-то оно идет быстрее, где-то медленнее), повышенное внимание клиентов к стратегическому и антикризисному консалтингу, к коммуникационной работе бизнеса с правительственными и государственными структурами. Все эти тренды касаются и Беларуси. Наши коллеги из Ketchum констатируют, что наиболее сильный рост сейчас наблюдается на развивающихся рынках - к их числу относятся, в первую очередь, страны СНГ, Бразилия, Китай, - отметил Роман».

Наталья Громадских в свою очередь считает, что важно, чтобы белорусский PR попадал не в мировые тренды, а в белорусскую экономику. «PR - это стратегический бизнес-инструмент, а не игрушка, не мода и не иностранный гость. С ним нужно работать, безусловно, зная, что происходит у соседей, но не копируя и не подстраиваясь. 17-летняя история PR в Беларуси подтверждает, что белорусскому PR есть на что опираться и куда расти».

Анна Ходанович, Marketing.by.
Advertology.Ru

02.06.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Русский автомобильный дизайн

Русский автомобильный дизайн
Русский автомобильный дизайн. Эта книга написана профессиональным автодизайнером и автожурналистом с целью восстановления исторической справедливости в отношении русского автомобильного дизайна. В том, что отечественный дизайн — это не миф и не выдумка, автор надеется убедить читателя с помощью уникальных иллюстраций: фотографий, чертежей и рисунков. В книге воссоздана предыстория российского автодизайна. Рассказывается о советских автомобилях, а также о дизайне в России с начала XX века и до наших дней. Отражены самые яркие страницы нашей автоистории в эпоху русского модерна и авангарда, этап становления школы русского автодизайна 1920–1930-х годов, оставшиеся в чертежах замыслы и экспериментальные разработки и малоизвестные подробности и трудности создания дизайна наших автомобилей. К сожалению, многие подробности становления автодизайна в нашей стране, как и имена его первопроходцев утрачены или забыты. Однако такие русские автомобили, как «Руссо-Балт», «Победа», «Волга» или «Нива» широко известны и узнаваемы, а представленные в книге эскизы «кухни» отечественного автодизайна позволят испытать гордость за отечественный дизайн. «В книге сделана попытка представить историю отечественного профессионального автодизайна за 120 с лишним лет. Я бы сказал — многострадальную историю. Да, в количественном отношении наш опыт автодизайна не выдерживает сравнения с зарубежным опытом. Однако представленные материалы, концепции, построенные прототипы, а также предшествующие этому дизайнерские эскизы убедительно свидетельствуют, что у нас были выдающиеся специалисты, настоящие художники, дизайнеры и мастера-кузовщики. За них, за их труд не стыдно. Но очень обидно, что на пути к реализации проектов в советские годы стояла непробиваемая стена административно-командной системы, когда каждый секретарь обкома, не говорю уже про ЦК или про первых лиц государства, знал, как надо делать автомобили и что такое красиво. Дизайн, кроме того, всегда становился жертвой остаточного финансирования: логика начальства была простая — немцы (американцы, итальянцы) всё уже придумали, зачем тратить государственные деньги на какой-то дизайн, нужно взять и скопировать. Такое конфуцианство не учитывало ни национальной ментальности потребителя, ни состояния отечественных дорог и инфраструктуры. На смену командной советской системе пришла анархия и неразбериха переходного периода, когда к руководству дизайном попадали прожектёры и непрофессионалы… Тем ценнее для нас победы отечественного дизайна («Победа», «Нива» и «Двадцать первая Волга») — все их удалось одержать вопреки обстоятельствам. Я считаю, что наш исторический, зачастую отрицательный, опыт пошел на пользу новому поколению автомобильных дизайнеров. Неслучайно наши дизайнеры так высоко ценятся во всем мире. Ценятся за креативность мышления, широту кругозора и высокий уровень профессиональной подготовки. Я верю в будущее нашего дизайна, в наши новые победы» Никита Розанов, Заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.03.2025 - 09:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация